УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Яковлева Н.А. 73RS0001-01-2025-000944-92
Дело № 33-3117/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
5 августа 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Самылиной
О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре
Леонченко А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 26 марта 2025 года по гражданскому делу № 2-1106/2025, по которому
постановлено:
Исковые требования
прокурора Сурского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетней Б***
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу несовершеннолетней Б***, в лице её законного представителя
Балакиной Анны Сергеевны, *** года рождения (паспорт ***) в счет компенсации
морального вреда 5000 рублей.
В удовлетворении
остальной части требований о возложении обязанности обеспечить средствами
технической реабилитации отказать.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения представителя ОСФР по Ульяновской
области Дубриковой А.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения
прокурора Пушистова В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Сурского
района Ульяновской области, действуя в ребенка-инвалида Б*** , обратился в суд с исковым заявлением к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении
обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании
компенсации морального вреда.
В обоснование иска
указано, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации
(ИПРА) от 19.09.2024
№ *** Б*** нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, а
именно кресло-коляской *** в количестве 1 шт., кресло-коляской *** в количестве
1 шт., которыми она до настоящего времени не обеспечена.
С учетом
изложенного, прокурор просил обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Б*** кресло-коляской *** в количестве 1 шт., кресло-коляской
*** в количестве 1 шт; взыскать с ОСФР по Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере
10 000 руб.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОСФР
по Ульяновской области просит отменить решение суда. В обоснование жалобы
указывает, что факт взыскания в пользу истца компенсации морального вреда
неправомерен, поскольку ответчиком не допущено бездействия и нарушения сроков
по обеспечению инвалида ТСР. Ответчиком предприняты все необходимые меры по
обеспечению Б*** заявленными в исковом заявлении видами ТСР в предусмотренные
для этого сроки.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела
следует и судом установлено, что Б***, является ребенком-инвалидом.
В соответствии с
разработанной для нее индивидуальной программой реабилитации от 19.09.2024 № ***
Б*** подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, а именно
кресло-коляской *** в количестве 1 шт., кресло-коляской *** в количестве 1 шт.
(л.д. 16-19).
Разрешая заявленные
прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд
пришел к выводу о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца,
выраженном в несвоевременном обеспечении Б*** полагающимися ей техническими
средствами реабилитации, в связи с чем взыскал с ОСФР по Ульяновской области в
пользу Б*** компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Доводы апелляционной
жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу
истца компенсации морального вреда подлежат отклонению в связи со следующим.
По смыслу статьи
151 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Согласно статьи 10
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных
мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством
Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно пункту 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по
месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида
(ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления
представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ,
удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также
документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу пункта 5
Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления
инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом,
представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в
письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Из
материалов дела следует, что 11.11.2024 законный представитель Б*** – Балакина
А.С. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о предоставлении ее
дочери технических средств реабилитации, а именно кресло-коляской *** в
количестве 1 шт., кресло-коляской *** в количестве 1 шт. Уведомлением от
11.11.2024 Балакина А.С. была проинформирована уполномоченным органом о постановке
его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 40).
По причине
отсутствия свободных единиц в действующем государственном контракте ответчиком
05.12.2024 была организована закупка, по результатам которой заключен
государственный контракт от 28.12.2024 № *** (л.д. 41).
Между тем,
направления на получение технических средств реабилитации были выданы Б***
только 03.02.2025, что свидетельствует о нарушении 7-дневного срока для выдачи
такого направления, и 30-дневного общего срока обеспечения инвалида техническим
средством реабилитации.
В силу пункта 1
статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер
компенсации гражданину морального вреда определяются правилами,
предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному
выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не
обеспечении Б***
полагающимися ей техническими
средствами реабилитации существенно нарушает личные
неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья истца без предоставления ей положенных технических средств
реабилитации она испытывает ограничения в жизнедеятельности.
Учитывая все
вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости,
суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации
морального вреда в размере 5000 руб.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 26 марта 2025 года оставить без изменения,
а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 08.08.2025