Судебный акт
О признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка
Документ от 29.07.2025, опубликован на сайте 08.08.2025 под номером 120416, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                             У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-008584-48

Судья Казначеева М.А.                                                           Дело № 33а-3021/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            29 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Лифановой З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 января 2025 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 19 марта 2025 года по делу                                 № 2а-547/2025, которым постановлено:

административный иск Халиуллова Айрата Растамовича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** № *** в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление                          Халиуллова Айрата Растамовича о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства, без учета оснований, указанных в отказе от *** № ***.

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения представителя административного истца Халиуллова А.Р. -  Хижова О.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Халиуллов А.Р. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

В обоснование требований указано, что в его пользовании на праве аренды на основании договора от *** № *** имеется земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, площадью 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства.

30 августа 2024 года он, как член СНТ «Оазис-1», обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ***.

10 сентября 2024 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ему было отказано в предоставлении земельного участка без проведения торгов. При этом, отказ мотивирован тем, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными договорами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Данный отказ считает незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, поскольку единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка без торгов могут быть выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, которых не установлено.

Просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** № *** в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства; возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление Халиуллова А.Р. о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, садоводческое некоммерческое товарищество «Оазис-1».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку принято на основании сведений, представленных в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, из которых следует, что испрашиваемый земельный участок, расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

При этом обращает внимание на то, что охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,  действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Халиуллов А.Р. является арендатором  земельного участка, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение садоводства, площадью 1000 кв.м.

Земельный участок предоставлен административному истцу на основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от ***, на срок 49 лет с *** по                           *** (л.д. 12-15).

30 августа 2024 года Халиуллов А.Р. обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о представлении в собственность за плату без проведения торгов спорного земельного участка для цели использования: садоводство. (л.д. 61).

Решением административного ответчика от *** № ***  Халиуллову А.Р. отказано в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, на праве собственности, на основании пункта 19 статьи 39.16, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 65).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с административным иском.

Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** № *** в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***, суд обоснованно исходил из того, что предусмотренные постановлением правительства Российской Федерации от  9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» условия для передачи административному истцу участка для ведения садоводства за плату в собственность без проведения торгов соблюдены. Основания для отказа в удовлетворении заявления истца, указанные в оспариваемом решении, являются необоснованными. Информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании истцом участка для ведения садоводства отсутствует.

Определяя способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, суд с учетом конституционного принципа разделения властей счел необходимым возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление Халиуллова А.Р.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального права.   

В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.

В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137                   «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до 1 марта 2031 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8. статьи 3 указанного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что основанием бесплатного приобретения в собственность земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, служит наличие ряда оснований, в числе прочего - членство в садоводческом товариществе, отсутствие правопритязаний на него иных землепользователей.

Как установлено судом Халиуллов А.Р. является членом СНТ «Оазис-1» с                   10 сентября 2013 года. Испрашиваемый земельный участок находится на территории действующего СНТ «Оазис-1».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что имеются правовые основания для приобретения истцом испрашиваемых им земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом судебная коллегия исходит из того, что в момент предоставления земельного участков административный истец являлся членом товарищества, осуществляющего деятельность, связанную с садоводством и предусмотренную пунктом 7 статьи 54 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  отсутствует правопритязания на него иных землепользователей.

Кроме того, порядок предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляемого без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом, заявления о предоставлении земельного участка.

Порядок рассмотрения такого заявления урегулирован статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5 которой, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки, в том числе, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю, в указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3).

В свою очередь, в силу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19).

Как установлено судом земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27 апреля 2024 года с присвоением ему кадастрового номера ***, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «ведение садоводства» (л.д. 16-23).

В соответствии со статьей 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от                                   10 августа 2021 года № 1166 (далее Правила), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж7Д, зона для ведения садоводства и огородничества.

Согласно Генеральному плану города Ульяновска земельный участок находится на территории зеленых насаждений.

По сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок расположен за границами особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 61 Федерального закона от                                  10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды,

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 3 июля 2015 года                          № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», подпунктом 20 пункта 2.5 Положения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П, Министерство осуществляет полномочия но распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах                               муниципального образования «город Ульяновск».

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, принимая оспариваемое решение, аргументировало его тем, что спорный земельный участок расположен на территории зеленных насаждений общего пользования.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне для ведения садоводства и огородничества (Ж7Д); проект планировки и проект межевания в отношении территории, где расположен спорный участок, не утверждались; красные линии не установлены; земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия, в границы особо охраняемых природных территорий; не относится к территории городских лесов.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанций обоснованно не согласился с доводами Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории зеленых насаждений.

Отклоняя доводы административного ответчика о том, что участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования  и подлежит охране, а также, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, суд указал на отсутствие доказательств того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом участке, относятся к зеленому, лесному фондам города. Ссылка Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в отзыве на административный иск на Генеральный план города Ульяновска, как обоснование нахождения земельного участка на территории зеленых насаждений, судом отклоняется, поскольку он является документом, определяющим перспективу развития территории на длительный период времени, реализация которого осуществляется документами детальной планировки территории. Следовательно, указание на картах Генерального плана территорий зеленых насаждений, не свидетельствует о фактической реализации этих намерений, и наличии обоснованных препятствий для реализации субъектами земельных отношений своих прав и законных интересов на использование земель, не имеющих фактических ограничений.

Изложенное позволило суду сделать верный вывод о том, что произрастание на испрашиваемом земельном участке древесно-кустарниковой растительности не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, претендующего на земельный участок, который положен в основу судебного решения об удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года № 629 установлено, что в 2022-2024 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, в том числе допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, а также при наличии в установленных правилами землепользования и застройки градостроительных регламентах испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка применительно к территориальной зоне, в границе которой расположен земельный участок.

Как верно указал, суд в своем решение предусмотрены дополнительные основания для продажи гражданину без проведения торгов земельного участка, в том числе предназначенного для ведения гражданами огородничества для собственных нужд и предоставленного в аренду, при соблюдении условий, установленных Правительством Российской Федерации. Информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка для ведения садоводства отсутствует. Предусмотренные приведенным выше постановлением Правительства Российской Федерации № 629  условия для передачи административному истцу участка для ведения садоводства за плату в собственность без проведения торгов соблюдены.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 января 2025 года,                       с учетом определения суда об исправлении описки от 19 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области –  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 августа 2025 года.