УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-008777-51
Судья Елистратов А.М.
Дело № 33-3108/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
5
августа 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-460/2025 по
апелляционной жалобе Хорьковой Ларисы Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
17 февраля 2025 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Хорьковой Ларисы
Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным и отмене
решения № *** от 10.09.2024 с учётом изменений от 27.11.2024, от 27.12.2024 и
от 17.01.2025, а также о возложении обязанности включить в специальный стаж по
пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период обучения с 01.09.1992
по 28.06.1996, периоды работы с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по
29.11.2003, с 01.09.2004 по 10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с
01.09.2010 по 31.08.2011, с 01.09.2014 по 31.08.2015 и с 01.09.2021 по
31.08.2022 отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Хорьковой
Л.А., ее представителя Горбуновой М.В., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Хорькова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж,
досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что 03.05.2024
Хорькова Л.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях». На дату обращения трудовой стаж составлял 27 лет 8 месяцев 18 дней.
Решением ОСФР по Ульяновской области от 10.09.2024 № *** истцу отказано в
назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности
педагогического стажа. При этом в стаж для досрочного назначения страховой
пенсии по старости не были включены период учебы с 01.09.1992 по 28.06.1996 в ***,
периоды работы с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по 29.11.2003, с
01.09.2004 по 10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2010 по
31.08.2011, с 01.09.2014 по 31.08.2015 и с 01.09.2021 по 31.08.2022. Однако
Хорькова Л.А. совмещала работу преподавателя и воспитателя, что в совокупности
составляло педагогическую нагрузку не менее чем на полную ставку. Полагает
действия ответчика необоснованными и влекущими нарушение прав на пенсионное
обеспечение.
С учетом уточненных исковых
требований Хорькова Л.А. просила суд признать незаконным и отменить решение
ОСФР по Ульяновской области от 10.09.2024 № *** с
учётом изменений от 27.11.2024, от 27.12.2024, от 17.01.2025; включить в
специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, период обучения с 01.09.1992 по 28.06.1996, периоды работы
с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по 29.11.2003, с 01.09.2004 по
10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2010 по 31.08.2011, с
01.09.2014 по 31.08.2015, с 01.09.2021 по 31.08.2022 (т. 1 л.д. 4-6, т. 2 л.д. 165, 243).
Судом к участию в деле в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечено
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 26»
(далее – ОГКОУ «Школа-интернат № 26»).
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17.02.2025 производство по делу в части
возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить в специальный
стаж Хорьковой Л.А. периоды работы с 06.04.2021 по
31.08.2022 и с 01.09.2022 по 31.08.2023 прекращено в связи с отказом от исковых
требований в данной части (т. 3 л.д. 5).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение (т. 3 л.д. 6-8).
В апелляционной жалобе Хорькова Л.А. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение (т. 3 л.д. 15-18).
В обоснование
жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным.
Педагогическая нагрузка в спорные периоды трудовой деятельности суммарно
составляла не менее 25 часов. При этом в период с 01.09.1999 по 31.08.2018
Хорькова Л.А. согласно трудовому договору выполняла работу по двум должностям:
учителя и воспитателя, которые указаны в Списке, утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации». Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том,
что условия для суммирования работы в должности учителя и воспитателя
отсутствуют, поскольку в спорные периоды ей были установлены воспитательские
часы согласно штатному расписанию. Кроме того, в период с 01.09.2014 по
31.08.2015 суммарная нагрузка составляла 47 часов, из которых 30 часов –
воспитательские часы, что превышает норму часов педагогической работы 25 часов
в неделю за ставку заработной платы. В период с 01.09.2021 по 31.08.2022 Хорьковой Л.А. установлена нагрузка 6
часов индивидуального обучения (логопедия) и 6 часов в качестве внеурочной
деятельности, что дает ей право на включение этого периода в специальный стаж.
В соответствии с
положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее
– ГПК РФ) судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Выслушав пояснения
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста
с применением положений части 1.1
настоящей статьи.
Частью 1.1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение
независимо от возраста в соответствии с пунктами 19
– 21 части 1
настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в
приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Исходя
из приложения 7 к Федеральному закону
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 пенсия лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, может быть
назначена только через определенный период времени со дня возникновения права
на страховую пенсию по старости. Данный период составляет в 2019 году 12
месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году
60 месяцев.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого
федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии
признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим
в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное
назначение пенсии (часть 3
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного
федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных
законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения
данной работы (деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
В
целях реализации положений статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №
665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая
пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности),
дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта
1 названного постановления установлено, что при определении стажа на
соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в
соответствии со статьей 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном
назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, применяются:
– Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1
статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список
№ 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее –
Правила № 781);
– Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее –
Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта
3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности,
имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
–
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Список № 463),
утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей
дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2
указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
– Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности,
имевшей место до 01.01.1992.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
03.05.2024 Хорькова
Л.А., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением
о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» (т. 1 л.д. 224-227).
Решениями ОСФР по Ульяновской области № *** от 10.09.2024,
27.11.2024, 27.12.2024, 17.01.2025 ей отказано в досрочном назначении страховой
пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности
педагогического стажа (т. 1 л.д. 217-221, т. 2 л.д. 76-79, 93-96, 99-102).
При этом в стаж для досрочного назначения страховой пенсии
по старости не включены период учебы с 01.09.1992 по 28.06.1996 в ***, периоды
работы с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по 29.11.2003, с 01.09.2004 по
10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2010 по 31.08.2011, с
01.09.2014 по 31.08.2015, с 01.09.2021 по 31.08.2022.
На дату обращения продолжительность стажа работы Хорьковой
Л.А., дающего право для досрочного назначения страховой пенсии по старости,
составила 18 лет 11 месяцев 15 дней (при требуемом не менее 25 лет), требуемая
величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.
Из трудовой книжки Хорьковой Л.А. (т. 1 л.д. 14-18)
усматривается, что 15.08.1996 она принята воспитателем группы интерната по 7
разряду единой тарифной сетки в ***,
– 01.09.1999 переведена учителем начальных классов,
– 01.09.2018 переведена заместителем директора по
коррекционной работе,
– 05.04.2021 освобождена от работы по пункту 3 статьи 77
ТК РФ,
– 06.04.2021 назначена на должность директора ***,
– 05.04.2024 трудовой договор прекращен в связи с
истечением срока трудового договора, пункт 2 части 1 статьи 77 ТК РФ,
– 06.04.2024 назначена на должность директора ***,
работает по настоящее время.
В системе обязательного пенсионного страхования Хорькова
Л.А. зарегистрирована 24.11.1999.
По сведениям индивидуального лицевого счета нагрузка истца
была менее одной полной ставки. Страхователем ***» представлены следующие
сведения о стаже работы за спорные периоды:
с 01.09.2000 по 31.12.2001 – ЗП80ПД 0,94 ставки,
с 01.01.2002
по 23.06.2002 – 28ПД 0,94 ставки,
с 13.10.2003 по 29.11.2003 – 28ПД 0,94 ставки,
с 01.09.2004 по 10.01.2005 – 28ПД 0,94 ставки,
с 01.09.2006 по 31.12.2006 – 28ПД 0,78 ставки,
с 01.09.2010 по 31.08.2011 – 28ПД 0,89 ставки,
с 01.09.2014 по 31.08.2015 – 28ПД 0,94 ставки.
Полагая решения об отказе в
досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» в связи с исключением из страхового стажа периода обучения с 01.09.1992
по 28.06.1996, периодов работы с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по
29.11.2003, с 01.09.2004 по 10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с
01.09.2010 по 31.08.2011, с 01.09.2014 по 31.08.2015, с 01.09.2021 по
31.08.2022 незаконными, Хорькова Л.А. обратилась в суд с настоящим исковым
заявлением.
Разрешая
заявленный спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в подсчет
специального стажа истца заявленных периодов, суд первой инстанции исходил из
того, что до обучения Хорькова Л.А. педагогическую деятельность не
осуществляла, штатную должность воспитателя в заявленные периоды работы не
осуществляла, условия для суммирования работы в качестве должностей учителя и
воспитателя не соблюдены, норма часов педагогической нагрузки не выработана, а
внеурочная деятельность не подлежит включению в «преподавательские часы», в
связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная
коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на
верном применении норм материального права, соответствует фактическим
обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка
которым дана в судебном решении.
На момент начала обучения истца в *** (с 01.09.1992 по
28.06.1996) вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическом работникам
в силу статьи 58
Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» регулировало Положение о
порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7
постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Абзацем
5 пункта 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и
других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических
учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и
непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из
буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в
педагогических учебных заведениях и университетах подлежит включению в
педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему
(времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и
если таковая следовала за ним.
Временем
обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в
учебное заведение и до момента отчисления из него.
Из
представленных суду доказательств, в том числе записей в трудовой книжке истца,
усматривается, что свою педагогическую деятельность Хорькова Л.А. начала после
окончания педагогического учебного заведения.
Таким
образом, обучению истца в учебном заведении в период с 01.09.1992 по 28.06.1996
педагогическая деятельность не предшествовала, предусмотренные Положением
от 17.12.1959 № 1397 необходимые условия для включения данного периода в
педагогический стаж не выполнены, в связи с чем правовых оснований для
удовлетворения исковых требований в этой части
у суда не имелось.
При разрешении требований о включении в стаж, дающий право
на досрочное назначение страховой пенсии
по старости в соответствии с пунктом 19 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях», периодов работы с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по
29.11.2003, с 01.09.2004 по 10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2010
по 31.08.2011, с 01.09.2014 по 31.08.2015 в должности учителя начальных классов
***) суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В
соответствии с пунктом 3
Правил исчисления работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж
работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды
работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в
соответствии с подпунктом 19
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1
раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при
условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 – 1.14 раздела
«Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование должностей» Списка, – в учреждениях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование учреждений» Списка.
Наименование
должностей «учитель», «воспитатель» и наименование учреждений
«общеобразовательное учреждение», «школа» входят в Списки должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей, в соответствии с пунктом 19
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Вместе
с тем периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях,
указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия
выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной
нагрузки), а начиная с 01.09.2000 – при условии выполнения (суммарно по
основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или
учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной
оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4
Правил от 29.10.2002 № 781).
Согласно
пункту 2.8.1
приложения № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов
педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о
порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре» учителям организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным),
устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в
неделю за ставку заработной платы.
Ранее
действовавшими нормативными актами установлена аналогичная норма часов учебной
(преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы.
Таким образом, необходимым условием для включения периодов
с 01.09.2000 по 23.06.2002, с 13.10.2003 по 29.11.2003, с 01.09.2004 по
10.01.2005, с 01.09.2006 по 31.08.2007, с 01.09.2010 по 31.08.2011, с
01.09.2014 по 31.08.2015 в специальный педагогический стаж является выполнение
нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, занятие
штатных должностей учителя и воспитателя.
Обязанность
по представлению доказательств в подтверждение периодов работы при включении их
в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное
назначение страховой пенсии.
Между
тем документов, подтверждающих занятие штатной должности воспитателя в
указанные периоды, выполнение нормы рабочего времени в должности учителя (на
полную ставку заработной платы по должности учителя), истцом не представлено.
Ведение
же педагогической деятельности в приведенных истцом объемах воспитателя и
учителя на условиях совместительства без замещения штатной должности
воспитателя и полной занятости на ставку заработной платы учителя право на
досрочное пенсионное обеспечение не предоставляет.
Сами
по себе тарификационные списки, приказы о распределении нагрузки без приказа о
назначении истца воспитателем не подтверждают факт работы в этой штатной
должности.
Кроме
того, как разъяснено в пункте 15
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30
«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на
трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения
страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды
работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются
документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или
соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру,
архивными).
В
соответствии с частью 2
статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11
и 12
настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений
индивидуального (персонифицированного) учета.
Как усматривается из выписки из индивидуального лицевого
счета застрахованного лица, работа истца в спорный период отражена менее чем на
одну полную ставку.
В
суде апелляционной инстанции Хорькова Л.А. пояснила, что приказов о принятии ее
на штатную должности воспитателя в спорные периоды не имеется.
Невыполнение нормы рабочего времени в должности учителя, что
не соответствует условию, установленному пунктом 4 Правил исчисления работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, отсутствие относимых и
допустимых доказательств занятости по штатной должности воспитателя, не
позволяет суммировать учебную нагрузку истца в должности учителя и воспитателя
и, как следствие, зачесть приведенные периоды работы в специальный стаж
педагогической деятельности.
Судебная коллегия также
соглашается с выводом суда об отказе во
включении в специальный стаж педагогической деятельности периода работы
с 01.09.2021 по 31.08.2022 в должности директора ***
Согласно
подпункту «а» пункта 8 Правил исчисления работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781, периоды работы в должности директора в общеобразовательных
учреждениях, начиная с 01.09.2000 засчитываются в стаж работы при условии
ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в
объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности
рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников» (далее – постановление № 191) установлены понятия «продолжительность
рабочего времени» и «нормы часов преподавательской работы за ставку заработной
платы».
Продолжительность
рабочего времени педагогических работников согласно Примечанию к
абзацу 1 постановления включает преподавательскую (учебную) работу,
воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную
должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Тогда как норма часов
преподавательской работы за ставку заработной платы согласно Примечанию к
пункту 2 постановления для педагогических работников включает
проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие
перерывы (перемены) между ними.
Пунктом 2
постановления № 191 для педагогических работников установлена норма часов
преподавательской работы за ставку заработной платы (а не продолжительность
рабочего времени).
Законодатель
разграничивает понятие учебная нагрузка и внеурочная деятельность, которые
охватываются понятием преподавательская работа, но не являются тождественными
друг другу.
Таким
образом, в норму часов преподавательской работы не может быть включена иная
педагогическая работа, кроме часов, включенных в объем учебной нагрузки.
Исключение указанным постановлением сделано лишь для
учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка в
приведенных случаях, перечень которых является закрытым.
В
период с 01.09.2021 по 31.08.2022 педагогическая нагрузка в объеме не менее 6
часов в неделю (240 часов в год) не подтверждается материалами дела (составляет
4 часа в неделю) (т. 2 л.д. 51-52, 246-250).
Истец,
являясь директором ***, под содержащийся в постановлении № 191 перечень не
подпадает.
Внеурочная
деятельность истца является педагогической, вместе с тем не подлежит включению
в преподавательскую работу (норму часов преподавательской работы) в целях для
досрочного назначения страховой пенсии по старости.
При
этом страхователем *** сведения о стаже работы с 01.09.2021 по 31.08.2022
представлены общими условиями без указания кода для досрочного назначения
«педагогическая деятельность».
Принимая
во внимание изложенное, правовых оснований для включения спорных периодов в
специальный стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 19
части первой статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях», у суда первой инстанции не имелось.
Приведенные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют
о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат
каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или
опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному
толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных
судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность
и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.
Выраженное
несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных
обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска
от 17 февраля 2025 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Хорьковой Ларисы
Александровны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через
Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
08.08.2025