УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001138-92
Судья Бирюкова О.В.
Дело № 33-3171/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
12 августа 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1185/2025 по апелляционной жалобе Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 марта 2025 года, по которому
постановлено:
исковые требования Асадуллиной Лидии Владимировны
удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области обеспечить Асадуллину Лидию Владимировну
специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск».
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Асадуллина Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным
жилым помещением.
Исковые требования мотивированы
тем, что Асадуллина Л.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Майнского районного суда
Ульяновской области от 07.04.2008 одинокая мать истца – А*** Г.Г. лишена
родительских прав. 14.04.2021 Асадуллина Л.В. включена в список
детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда на территории Ульяновской
области. Однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Асадуллина Л.В. просила суд обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить
ее жилым помещением по договору социального найма жилого помещения на
территории муниципального образования «Город Ульяновск».
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство
социального развития Ульяновской области, областное государственное казенное
учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области»,
Министерство финансов Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении
исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что вследствие
недостаточного финансирования на приобретение жилых помещений для предоставления
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Ульяновской
области образовалась очередь из детей-сирот на предоставление жилых помещений.
Доведенные лимиты и наличие исполнительных производств по другим аналогичным
делам не позволяют обеспечить истца жилым помещением в разумный срок.
Исполнение Министерством обязанности по предоставлению детям-сиротам жилых
помещений исчерпывается принятием решения в соответствии с частью 2 статьи 100
Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилого помещения.
Обязанность по обеспечению
Асадуллиной Л.В. жилым помещением ответчик признает. По достижении
истцом возраста 18 лет Министерством приняты исчерпывающие меры в целях
обеспечению жилым помещением. Вместе с тем реальная возможность обеспечить Асадуллину
Л.В. жилым помещением в 2025 финансовом году имеется только при условии
выделения дополнительного финансирования.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального
и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к
следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено
право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую
Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,
устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской
Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение
ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные
органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Согласно
части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление
жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Российской Федерации.
Базовым
нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является
Федеральный закон
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный
закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и
меры государственной поддержки лиц данной категории.
В
силу статьи 1
Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у
которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный
родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих
родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом
право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На
основании положений пункта 1
статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях
признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в
порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,
однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного
жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые
помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом
этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет.
По
заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях,
организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных
организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании
прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в
исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с
действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством
(статья 4 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов Российской
Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в
федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются
расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5 Федерального закона
от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Вопросы
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на
территории Ульяновской области, регулируются Законом Ульяновской области от
21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
(действовавшим до 01.01.2023 года), Законом Ульяновской области от 20.12.2022 №
142-ЗО «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
место жительства которых находится на территории Ульяновской области,
благоустроенными жилыми помещениями», которыми предусмотрено, что
специализированные жилые помещения предоставляются данной категории лиц, по их
заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в
случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия
(статья 5 указанных законов).
Специализированные
жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма
специализированных жилых помещений в соответствии с Законом
Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области»
(часть 2 статьи 6 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО «Об
обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место
жительства которых находится на территории Ульяновской области,
благоустроенными жилыми помещениями»).
В
соответствии со статьей 9 Закона
Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении
жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда
Ульяновской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
предоставляются: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не
являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; 3)
лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых
помещений не было своевременно реализовано.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Асадуллина Л.В., *** года рождения, уроженка ***, относится к
категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Майнского районного суда Ульяновской области от
07.04.2008 одинокая мать Асадуллиной Л.В. – А*** Г.Г. лишена родительских прав
в отношении несовершеннолетней дочери (л.д. 44 оборотная сторона – 47).
*** А*** Г.Г. умерла (л.д. 67).
Постановлением главы администрации муниципального
образования «***» от 23.04.2007 № *** несовершеннолетняя Асадуллина Л.В.
помещена в *** оставшихся без попечения родителей (л.д. 49).
Постановлением администрации муниципального образования «***»
от 06.12.2017 № *** над несовершеннолетней Асадуллиной Л.В. установлена опека,
опекуном назначена Б*** Т.И. (л.д. 51).
Распоряжением Министерства
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области от 14.04.2021 № *** Асадуллина Л.В. включена в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23
лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 40).
В собственности жилых помещений Асадуллина Л.В. не имеет.
В связи с длительным периодом непредставления жилья истец
обратился с настоящим иском.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что у Асадуллиной
Л.В возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным
законом
от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом
Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области».
Судебная
коллегия считает, что выводы суда о возложении на Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности
предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного
жилищного фонда соответствуют требованиям закона.
Из
приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении,
предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в
случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых
помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Истец
ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору
социального найма, которые соответствуют предъявляемым к жилым помещениям
требованиям, или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма не является.
Правила обеспечения истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения ответчиком не выполнены.
При
этом материалами дела подтверждено наличие у Асадуллиной Л.В. нереализованного
права на однократное получение благоустроенного жилого помещения жилищного
фонда по договору социального найма, предоставляемого в соответствии с
вышеприведенными положениями закона.
Отклоняя
доводы об отсутствии достаточного финансирования, судебная коллегия исходит из
того, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для
отказа в обеспечении прав указанной категории граждан и отмене судебного акта.
Эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых истец не
является.
Обязанность
по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан возникает
независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению
жилыми помещениями детей-сирот, а также иных обладающих аналогичным правом лиц,
времени постановки их на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В силу изложенного решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 24 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
15.08.2025