Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 29.07.2025, опубликован на сайте 19.08.2025 под номером 120562, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы, назначить досрочную страховую пенисю по старости, взыскании судебных расходов, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2025-000323-15

Судья         Шабинская Е.А.                                                                   Дело № 33-2957/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       29 июля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.

судей Санатулловой Ю.Р., Малышева Д.В.

при секретаре Леонченко А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 марта 2025 года, по гражданскому делу № 2-776/2025, по которому постановлено:

исковые требования Остапенко Владимира Андреевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 12.03.2024
№ *** в части отказа в назначении Остапенко Владимиру Андреевичу досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в стаж Остапенко Владимира Андреевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы:

с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***;

с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***;

с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***;

с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности ***.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в страховой стаж Остапенко Владимира Андреевича периоды работ:

с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***; 

с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***;

с 05.08.1994 по 23.10.1996 в должности ***;

с 03.11.1996 по 20.01.1998 в должности ***;

с 24.01.1998 по 22.03.1998 в должности ***;

с 23.03.1998 по 05.08.2011 в должности *** (01.06.1999 реорганизовано в ***);

с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***;

с 16.01.2013 по 31.12.2014 в должности ***;

с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности ***.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Остапенко Владимиру Андреевичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.11.2023.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Остапенко Владимира Андреевича расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя Остапенко В.А. –Евсюткина О.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Остапенко В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении в специальный и страховой стаж периодов работы, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.

Требования мотивировал тем, что он обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 12.03.2024 № *** ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 25 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Вышеуказанным решением установлено, что на дату обращения (28.11.2023) его специальный стаж  составляет 8 лет 2 месяца 3 дня, страховой стаж - 11 лет 15 дней при требуемом не менее 25 лет. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не были засчитаны периоды его работы в ***, поскольку в ответе на запрос ОСФР по Ульяновской области о подтверждении формуляром периодов работы в ***, подтверждена уплата обязательных пенсионных взносов за период с 01.01.1998, но не подтвержден стаж работы формуляром «О стаже». Подтверждение уплаты страховых взносов до 01.01.1998 не требуется. Между тем, запрос формуляра «О стаже работы» применяется в отношении трудящихся, претендующих на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления в законную силу Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019, то есть после 01.01.2021. Так как спорные периоды имели место до вступления в законную силу Соглашения ЕАЭС от 20.12.2019, к настоящему спору должно быть применено законодательство Российской Федерации и Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Просил суд признать решение ОСФР по Ульяновской области от 12.03.2024
№ 182024/24 в части отказа в назначении Остапенко В.А. досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным; обязать ОСФР по Ульяновской области включить Остапенко В.А. в страховой стаж и стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 13.03.1992 по 14.05.1992 ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 в качестве ***; с 24.01.1998 по 05.08.2011 в качестве ***, после реорганизации ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в качестве ***;  с 16.01.2013 по 31.12.2014 в качестве ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в качестве ***. Обязать ОСФР по Ульяновской области включить Остапенко В.А. в страховой стаж периоды работы: с 05.08.1994 по 23.10.1996 в качестве ***; с 03.11.1996 по 20.01.1998 в качестве ***. Обязать ОСФР по Ульяновской области назначить Остапенко В.А. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.11.2023. Взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Остапенко В.А. расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что при включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы: с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности *** суд первой инстанции не принял во внимание, что в отношении указанных периодов работы истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт работы, дающей право на досрочную пенсию, в течение полного рабочего дня, что является необходимым условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Полагает, что периоды работы с 12.08.2011 по 05.11.2012, с 16.04.2015 по 10.08.2015 не могут быть засчитаны в специальный стаж также ввиду отсутствия указания в наименовании должности «***» вида сварки. Отмечает, что в отношении периода работы с 16.04.2015 по 10.08.2015 2015 в должности *** отсутствует факт уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих, что за период работы истца после 01.01.2013 работодателями начислялись и уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионного страхование по дополнительным тарифам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, не имеется. Кроме того, акцентирует внимание, что Остапенко В.А. уже имеет необходимую для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости продолжительность специального стажа по Списку № 2, в связи с чем включение спорных периодов работы в специальный стаж по Списку № 2 ему ничего не даёт. Кроме того, периоды работы истца после 13.03.1992 были засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в отсутствие подтверждения их компетентными органам ***. Считает, что судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что с 01.01.1998 в *** отменен институт досрочной пенсии. В связи с чем у суда отсутствовали законные основания для включения в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов работы истца, имевших место после 01.01.1998. Из Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государств – участников соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как законодательством Российской Федерации, так и законодательством государства – участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого рода пенсии. Право на пенсионное обеспечение на территории *** Остапенко В.А. не приобрел. Также отмечает, что периоды работы: с 13.03.1992 по 14.05.1992 в качестве ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 ***; с 05.08.1994 по 23.10.1996 в качестве ***; с 03.11.1996 по 20.01.1998 в качестве ***; с 24.01.1998 по 05.08.2011 в должности ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.01.2013 по 31.12.2014 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в *** были засчитаны судом первой инстанции в страховой стаж истца в отсутствие подтверждения их компетентным органом ***. Согласно Порядку взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся иностранных государств – членов евразийского экономического союза, периоды работы на территории ***, имевшие место после 13.03.1992, могут засчитываться в страховой стаж при назначении пенсии на территории России только при условии подтверждения данного стажа компетентным органом *** документом по утвержденной форме – формуляром «О стаже».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Остапенко В.А. – Овчинникова В.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Остапенко В.А., *** года рождения, 28.11.2023 обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области №*** от 12.03.2024 Остапенко В.А. было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 25 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (л.д.75-81, т.1).

Данным решением пенсионного органа в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой  с тяжелыми условиями труда (по Списку№ ***) и общий страховой стаж  не были включены периоды работы истца: с 13.03.1992 по 14.05.1992 (00-02-02) в *** (по трудовой книжке); с 01.06.1992  по 09.06.1994  (02-00-09) в качестве *** (по трудовой книжке); с 05.08.1994 по 23.10.1996 (02-02-19) в качестве *** (по трудовой книжке); с 03.11.1996 по 20.01.1998 (01-02-18) в качестве *** (по трудовой книжке); с 24.01.1998 по 05.08.2011 (13-06-12) в качестве *** (по трудовой книжке); с 12.08.2011 по 05.11.2012 (01-02-24) в качестве *** (по трудовой книжке);  с 16.01.2013 по 31.12.2014 (01-11-16) в качестве *** (по трудовой книжке); с 16.04.2015 по 10.08.2015 (00-03-25) в качестве *** (по трудовой книжке). Кроме того, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой  с тяжелыми условиями труда (по Списку№ ***)  не включен периоды работы истца с 19.04.2016 по 14.10.2016 (00-05-26) в качестве ***

Указанным решением пенсионного органа установлено, что на дату обращения (28.11.2023)  у Остапенко В.А. величина ИПК составляет 11,881, что ниже требуемой не менее 25,8, страховой стаж составляет 11 лет 15 дней, при требуемом не менее 25 лет, стаж в связи с тяжелыми условиями труда составляет 08 лет 02 месяца 03 дня (л.д. 75-81, т.1).

Остапенко В.А. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного пенсионного страхования» - 15.04.2016.

18.02.2025 ОСФР по Ульяновской области было принято решение №***, которым Остапенко В.А. также было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа не менее 25 лет и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (л.д.236-239, т.1).

В данном решении пенсионного органа указано, что в решении об отказе в назначении истцу пенсии от 12.03.2024 не были оговорены справки о заработной плате от 25.08.2014 №***, от 26.01.2024 №***, которые не подтверждены формуляром, оформленным в соответствии с Порядком взаимодействия, и не могут быть учтены в оценке пенсионных прав застрахованного лица – Остапенко В.А.

В ответе на служебную записку №*** от 13.02.2025 по вопросу расчета предполагаемого ИПК  и возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Остапенко В.А., в случае включения в стаж периодов работы, указанных в исковом заявлении, а также периода работы с 19.04.2016 по 14.10.2016, страховой стаж составит 33 года 08 месяцев 20 дней. На основании имеющегося страхового стажа, суммы страховых взносов, величина ИПК составит - 30,122 (л.д.241, т.1).

Не согласившись с решением пенсионного органа, Остапенко В.А. обратился в суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования Остапенко В.А., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на включение в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности ***, а также о наличии у него права на включение в страховой стаж периодов работ: с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***;  с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***; с 05.08.1994 по 23.10.1996 в должности ***; с 03.11.1996 по 20.01.1998 в должности ***; с 24.01.1998 по 22.03.1998 в должности ***; с 23.03.1998 по 05.08.2011 в должности *** (01.06.1999 реорганизовано ***); с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.01.2013 по 31.12.2014 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности ***.

С решением суда в части включения в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работ истца: с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности *** судебная коллегия согласится, не может, при этом исходит из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частями 2 - 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. «б» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: - список № *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № *** от 1991 года); - список № *** производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года
№ 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № *** от 1956 года).

В соответствии с разъяснением № 5, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 29 в специальный трудовой стаж, дающий право для назначения данного вида пенсии, включаются периоды работы при условии полной занятости по основной должности (профессии). Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При подсчете специального стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организациях, поскольку они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий. В связи с чем, администрация предприятия (организация) выдает дополнительные справки, уточняющие характер работы, условия труда, а также подтверждает периоды постоянной занятости в течение полного рабочего дня.

Правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № *** (раздел XXXIII «Общие профессии»), утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, пользуются: *** (позиция 23200000-11620); ***, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция ***); ***, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция ***); ***).

Периоды работы, выполнявшиеся до 1 января 1992 года по профессии ***, засчитываются в специальный стаж работы без уточнения вида сварки, а после 1 января 1992 года данная профессия может быть засчитана в специальный стаж при условии занятости на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, при условии факта ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня.

Работа истцом осуществлялась на территории ***.

Из трудовой книжки истца Остапенко В.А. следует, что 01.06.1992 он был принят на *** на основании приказа от 01.06.1992 №***, уволен 09.06.1994; 05.08.1994 принят в ***  приказ №*** от 05.08.1994; уволен 23.10.1996; 03.11.1996 принят в *** на основании приказа № *** от 03.11.1996, уволен 20.01.1998; 24.01.1998 принят в *** на основании приказа №*** от 23.01.1998; 24.02.1998 принят на постоянную работу по контракту в качестве *** на основании приказа №*** от 22.02.1998; 23.03.1998 назначен ***; 31.03.2001 уволен; 01.04.2001 принят в *** на основании приказа №*** от 01.04.2001, 31.05.2002 уволен;  01.06.2002 принят в *** в качестве *** по трудовому договору на основании приказа №*** от 31.05.2002, 31.12.2005 уволен; 01.01.2006 принят в *** в соответствии с индивидуальным трудовым договором в качестве *** на основании приказа №*** от 01.01.2006, 05.08.2011 трудовой договор расторгнут; 12.08.2011 принят в *** в качестве *** на основании приказа №*** от 12.08.2011, 10.04.2012 переведен *** на основании приказа №*** от 10.04.2012, 05.11.2012 трудовой договор расторгнут; 16.01.2013 принят в *** на должность ***» на основании приказа №*** от 15.01.2013, 31.12.2014 трудовой договор расторгнут; 16.04.2015 принят в *** в качестве *** на основании приказа №*** от 17.04.2015, 10.08.2015 трудовой договор расторгнут; 18.04.2016 *** принят в качестве *** на основании приказа №*** от 18.04.2016, 15.10.2016 уволен (л.д.53-63, т.1).

Согласно приказа *** №*** от 17.04.2015 Остапенко В.А. был принят с 16.04.2015 *** на условиях трудового договора с ограниченным сроком действия, испытательный срок три месяца, сдельная оплата труда (л.д.102-103, т.1).

В материалы дела представлен трудовой договор №*** с ограниченным сроком действия от 16.04.2015, заключенный Остапенко В.А. с ***, в соответствии с которым он был принят на работу в качестве *** (л.д.106, т.1).

На основании приказа *** от 11.08.2015 Остапенко В.А. был уволен с 10.08.2015 (л.д.105, т.1). В заявлении на увольнение Остапенко В.А. просил его уволить с 10.08.2015 в связи с выездом на постоянное место жительство в Российскую Федерацию (л.д.104, т.1).

Из Справки №*** от 21.06.2018 следует, что Отапенко В.А., *** года рождения действительно работал *** с 16.04.2015, уволен 10.08.2015 (л.д.64, т.1).

Из справки №*** от 18.06.2018 следует, что Остапенко В.А. работал в *** с 16.01.2013 по 31.12.2014 на должности *** (л.д.65, т.1).

Справкой от 21.06.2018 *** за период с января 2012 года по ноябрь 2012 года о заработной плате подтверждается начисление заработной платы истцу ***) (обязательных пенсионных взносов) (л.д.66,т.1). Подтверждается начисление заработной платы с августа 2011 года по декабрь 2011 года, справкой от 21.06.2018 (л.д.67, т.1).

Из справки №*** от 19.06.2018 следует, что Остапенко В.А. на основании приказа о приеме на работу №*** от 12.08.2011 принят в ***, с 10.04.2012 переведен *** на основании приказа №*** от 10.04.2012, трудовой договор расторгут 05.11.2012 (л.д.68, т.1).

В материалы дела *** представлена архивная справка на Остапенко В.А. по заработной плате за период с 1998 – 2011 годы (л.д.69-71, т.1), из справки с февраля 1998 по декабрь 2004 следует, что Остапенко В.А. работал в *** за указанный период указана фактическая сумма заработка (л.д.70, т.1), из справки за период с января 2005 года по август 2011 год имеются сведения о фактической сумме заработка (л.д.71, т.1).

В материалы дела представлена архивная справка №*** от 20.08.2014 о том, что в документах архивного фонда *** имеется приказ №*** от 01.06.1992 по производственному кооперативу крупных стеновых блоков, которым Остапенко В.А. принят на *** с 01.06.1992, приказ №*** от 09.06.1994 по производственному кооперативу крупных стеновых блоков, которым Остапенко В.А. уволен с 09.06.1994 (л.д.73, т.1).

Согласно архивной справки №*** от 20.08.2014 в документах архивного фонда *** имеется запись о том, что в списке сотрудников работающих в *** Остапенко В.А. зачислен в качестве *** с 02.08.1990 и уволен с 14.05.1992 (л.д.74, т.1).

Согласно справке о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов с апреля 2015 года по август 2015 года в отношении Остапенко В.А. были начислены и перечислены суммы обязательных пенсионных взносов (л.д.100, 223 т.1).

Из ответа на запрос суда *** следует, что Остапенко В.А. в период работы в *** в командировку, на обучение, курсы повышения квалификации за период трудовой деятельности не направлялся, отчисления страховых взносов в бюджет пенсионного фонда России *** не осуществляло, в отношении вредных условий – представлен акт аттестации рабочих мест 2011 года, в том числе ***.

Согласно приказа №*** от 12.08.2011 Остапенко В.А. был принят на работу с 12.08.2011 по 11.11.2011 *** в качестве *** (условия труда вредные, доплата 8%) (л.д.130-131, т.1). На основании приказа №*** от 05.11.2012 трудовой договор с Остапенко В.А. *** 05.11.2012 был расторгнут (л.д.138, т.1).

Согласно справке о заработной плате за период с августа 2011 года по ноябрь 2012 года Остапенко В.А. начислялась заработная плата и обязательные пенсионные взносы  (л.д.152, т.1).

Согласно акту аттестации рабочих мест в производственных помещениях *** от 15.12.2011 *** (л.д.153-161, т.1).

*** в отношении Остапенко В.А. представлены сведения об уплате обязательных пенсионных взносов за период с марта 1998 года по июль 2015 года, продолжительность периода уплаты ОПВ в календарном исчислении (16 лет 7 месяцев, вид стажа - рабочий). Также указано о невозможности подтверждения стажа работы Остапенко В.А. за период до 01.01.1998 по причине неполучения информации от организаций (учреждений) (л.д.201 оборот, л.д.207 оборот, т.1).

Указанные архивные справки, приказы, трудовая книжка не подтверждают факт  занятости истца на работах во вредных условиях труда не менее 80 процентов рабочего времени,  не содержат сведений о негативном воздействии на работника Остапенко В.А. вредного производственного фактора в течение полного рабочего дня.

Для включения периодов работы по Списку № *** необходимо соблюдение двух условий: занятость в профессии, указанной в Списке № ***, и постоянное (не менее 80% рабочего времени) выполнение работ, предусмотренных Списком.

В нарушение требований ст.56 ГПК РФ стороной истца не представлено достаточных доказательств, позволяющих подтвердить постоянную трудовую занятость  в  течение полного рабочего времени, не менее 80% рабочего времени за месяц, таким образом отсутстует необходимая совокупность условий для отнесения спорных периодов  трудовой деятельности истца к льготной категории.

После 1 января 2013 года работодатели были обязаны осуществлять оплату страховых взносов по дополнительным тарифам, что выступает обязательным условием включения периодов работы после 1 января 2013 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в силу прямого указания закона.

Разрешая спор и включая спорные период работы истца в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что записью в трудовой книжке, представленными архивными справками подтверждается осуществление истцом трудовой деятельности в соответствующих условиях труда и профессии, предусмотренной Списком № *** 1991 года.

Между тем судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы Остапенко В.А. с 13.03.1992 по 14.05.1992 в качестве ***, с 01.06.1992 по 09.06.1994 в качестве ***, с 12.08.2011 по 05.11.2012 в качестве ***, с 16.04.2015 по 10.08.2015 в качестве ***, не могут быть включены в специальный страховой стаж истца, поскольку с 1 января 1992 года правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только *** (позиция ***) ***, ***, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция ***), в связи с чем необходимы дополнительные документы, подтверждающие, характер работы истца и его полную занятость, кроме того, после 1 января 2013 года, названные периоды могут быть засчитаны в специальный страховой стаж истца, только при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса РФ, однако документы подтверждающие характер работы предусмотренный Списком № ***, а также полную занятость за периоды работы после 1 января 1992 года истцом ни пенсионному органу, ни суду, не представлены.

При установленных обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения  требований о включении в специальный стаж истца, предусмотренный п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400- ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит отмене, с принятием в отмененнй части решения об отказе в удовлетворении требований Остапенко В.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении в страховой стаж, предусмотренный п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работ с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности ***.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы в части включения в общий страховой стаж истца спорных периодов работы и назначения досрочной страховой пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.11.2023 судебной коллегие не установлено.

В соответствии с положениями статей 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.,  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., которые подтверждены документально (л.д.19, 27, т.1).

Определяя размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции учел категорию дела, фактическое участие представителя истца при подготовке дела к судебному рабирательству 14.02.2025, в судебном заседании 05.03.2025, 07.03.2025, объем оказанных услуг, составление искового заявления, требования разумности, справедливости.

По мнению судебной коллегии, расходы на оплату услуг представителя взысканы судом первой инстанции в соответствии с требованиями части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в разумных пределах и уменьшению не подлежат.

Разрешая требования в части включения в общий страховой стаж истца спорных периодов работы, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж Остапенко В.А. периодов его работы в ***: с 13.03.1992 по 14.05.1992; с 01.06.1992 по 09.06; с 05.08.1994 по 23.10.1996; с 03.11.1996 по 20.01.1998; с 24.01.1998 по 22.03.1998; с 23.03.1998 по 05.08.2011; с 12.08.2011 по 05.11.2012; с 16.01.2013 по 31.12.2014; с 16.04.2015 по 10.08.2015.

В материалы дела были представлены: справка о заработной плате Остапенко В.А. от 25.08.2014 №***, выданная ***», в которой отражен его заработок за период с 14.08.1984 по 12.11.1984, с 02.02.1987 по 31.10.1989 (л.д.195 оборот, т.1), а также архивная справка от 26.01.2024 №*** о заработной плате истца, суд обоснованно принял данные документы как надлежащие доказательства по делу (л.д.204-205, т.1).

Как следует из решения пенсионного органа на дату обращения (28.11.2023)  стаж Остапенко В.А., достигшего возраста 57 лет на момент обращения, в связи с тяжелыми условиями труда составляет 08 лет 02 месяца 03 дня, с учетом включенных судом периодов работы, страховой стаж  составит более 33 лет, ИПК – 30,122.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие подтверждения стажа компетентным органом *** формуляром «О стаже» не может умалять выводы суда о включении спорных периодов в общий страховой стаж истца, поскольку подтверждается представленными в материалами дела доказательствами, приказами,  справками о заработной плате, трудовой книжкой.

Поскольку с учетом включенных судом в общий страховой стаж истца периодов работы продолжительность страхового стажа и величина ИПК являются достаточными  для назначения досрочной страховой пенсии, возраст истца на дату подачи заявления в пенисонный орган достиг 57 лет, суд первой инстанции правильно указал на наличие оснований для назначения Остапенко В.А. досрочной страховой пенсии с 28.11.2023

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 марта 2025 года отменить в части удовлетворения исковых требований Остапенко Владимира Андреевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в его страховой стаж периодов работы на основании  п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Принять в отмененной части новое решении.

В удовлетворении исковых требований Остапенко Владимира Андреевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении в страховой стаж, предусмотренный п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работ с 13.03.1992 по 14.05.1992 в должности ***; с 01.06.1992 по 09.06.1994 в должности ***; с 12.08.2011 по 05.11.2012 в должности ***; с 16.04.2015 по 10.08.2015 в должности *** отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области -  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения                          по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  12 августа 2025 года.