У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-008329-37
Судья Сизов
И.А.
Дело № 33а-3027/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
29 июля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Берхеевой
Г.И., Лифановой З.А.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Давыдова Дениса Анатольевича
на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 января 2025 года по
делу № 2а-299/2025, которым постановлено:
В удовлетворении
административного искового заявления Давыдова Дениса Анатольевича к Управлению
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области, Управлению архитектуры и градостроительства администрации
города Ульяновска о признании незаконным уведомления и решения, возложении
обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования -
отказать.
Заслушав доклад
судьи Берхеевой Г.И., пояснения представителя Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области –
Смирновой Ю.К., представителя Управления
архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, администрации
города Ульяновска - Утриванова Н.А., полагавших решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
Давыдов Д.А.
обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
(далее - Управление Росреестра по Ульяновской области), Управлению архитектуры
и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - УАиГ
администрации города Ульяновска) о признании незаконными уведомления и решения,
возложении обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид
использования.
В обоснование
заявленных требований указал, что он
является собственником земельного участка с кадастровым номером ***,
общей площадью 336,1 кв.м, расположенного по адресу: ***,
который находится в его собственности, с разрешенным видом использования «для
ведения гражданами садоводства и огородничества, под огородничество».
*** Управлением
Росреестра по Ульяновской области в ответ на его (Давыдова Д.А.) обращение от ***
было отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее -
ЕГРН) сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка
с кадастровым номером *** со ссылкой на то, что изменение одного вида
разрешенного использования на другой, осуществляется в соответствии с
градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических
регламентов, и рекомендовано обратиться в комиссию уполномоченного органа.
*** ответом на его
обращение от *** УАиГ
администрации города Ульяновска в переводе земельного участка из одной
категории вида разрешенного использования в другой было отказано, поскольку
согласно Генеральному плану города Ульяновска рассматриваемый земельный участок
расположен на территории зеленых насаждений общего пользования и размещение
объектов капитального строительства на территории зеленых насаждений не
допускается. Согласно карте зон действия ограничений по условиям окружающей
среды, статье 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования
«город Ульяновск», утвержденным постановлением администрации города Ульяновска
от 10 августа 2021 года № 1166 (далее -
Правила землепользования и застройки), земельный участок располагается в
оползневой зоне, за границей допустимой застройки.
Не соглашаясь с
ответами административных ответчиков, просил:
- признать
незаконным уведомление Управления Росреестра по Ульяновской области от *** об
отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия
по заявлению Давыдова Дениса Анатольевича № ***;
- признать
незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении
разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или
объекта капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешения на
отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции
объектов капитального строительства № *** от *** по заявлению Давыдова Д.А.;
- обязать ответчиков
предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «для
индивидуального жилищного строительства» земельного участка с кадастровым
номером ***, площадью 336.1 кв.м, расположенного по адресу: ***
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска,
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Давыдов Д.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по
делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает на то, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и
процессуального права, а именно не были приняты меры по его извещению о дате и
времени судебного заседания. Судебное заседание было проведено без его участия
и участия его представителя. Извещение о дате и времени судебного заседания он
не получал.
Считает, что суд
первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что срок рассмотрения УАиГ
администрации города Ульяновска его заявления от *** был нарушен, согласия
на получение ответа в электронном виде он не давал.
Вывод суда о том,
что факт расположения испрашиваемого земельного участка в зоне зеленых
насаждений общего пользования в ходе рассмотрения дела не опровергнут, считает
незаконным. Ответ УАиГ администрации города Ульяновска был расценен им, как
отказ от вынесения проекта решения о смене вида разрешенного использования
земельного участка и его направление на общественные слушания.
Судом первой
инстанции не принято во внимания, что в установленные сроки УАиГ администрации
города Ульяновска не создало комиссию и не организовало публичные
слушания.
Обращает внимание на
то, что районным судом не был установлен вид разрешенного использования.
В судебное заседание
кроме представителя Управления Россреестра по Ульяновской области - Смирновой
Ю.К., представителя УАиГ администрации
города Ульяновска, администрации города Ульяновска - Утриванова Н.А., другие
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом
положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии со
статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об
оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,
действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной
комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее
- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными
полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и
законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно
в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в
порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке
подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования
споров.
Судом установлено и
следует из материалов дела, что *** представитель Давыдова Д.А. - Рустамов Ф.Ф.
обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о
внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** с вида «под огородничество» на
«индивидуальное жилищное строительство».
*** государственным
регистратором принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке
межведомственного информационного взаимодействия, поскольку не представлено
разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка,
рекомендовано обратиться в уполномоченный орган - УАиГ администрации города
Ульяновска за получением разрешения (9-10).
*** Давыдов Д.А.
обратился в комиссию по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешения администрации
города Ульяновска (л.д.8).
*** УАиГ
администрации города Ульяновска было отказано административному истцу в
переводе земельного участка из одной категории вида разрешенного использования в
другую категорию разрешенного вида использования (л.д.11).
Данные
обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с
административным иском.
Отказывая
административному истцу в удовлетворении требований о признании незаконным
уведомления Управления Росреестра по Ульяновской области от *** и решения УАиГ
администрации по Ульяновской области от ***,
суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела
доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и
взаимосвязи, установив, что спорный земельный участок расположен в
территориальной зоне Ц2, а также, что требование административного истца об
изменении вида разрешенного использования земельного участка «для
огородничества» на «для индивидуального
жилищного строительства» противоречит градостроительному регламенту, поскольку
не относится к разрешенным видам использования, пришел к выводу об отсутствии
правовых оснований для изменения по требованию истца без дополнительных
разрешений и согласования вида разрешенного использования спорного земельного
участка «для
огородничества» на «для индивидуального жилищного строительства».
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Отношения,
возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации
государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого
имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, регулируются
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О
государственной регистрации недвижимости».
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «О
государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и
(или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления,
за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев и документов, поступивших в
орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 13
июля 2015 года № 218-ФЗ
к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной
регистрации прав прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий
соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением
обращается его представитель) (пункт 1); документы, являющиеся основанием для
осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной
регистрации прав (пункт 2); иные документы, предусмотренные настоящим
Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним
иными нормативными правовыми актами (пункт 3).
Документы,
устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права
и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав,
должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской
Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового
учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года №
218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального
закона от 13 июля 2015 года
№ 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная
регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы
документов, представленных для осуществления государственного кадастрового
учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или
отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления
государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или)
государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 33.1 части 1 статьи 26 Федерального
закона от 13 июля 2015
года № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или)
государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного
регистратора прав в случае, если в заявлении правообладателя земельного
участка, здания, сооружения о государственном кадастровом учете в связи с
выбором таким правообладателем вида разрешенного использования данного объекта
недвижимости указан вид разрешенного использования, не предусмотренный перечнем
установленных применительно к соответствующей территории видов разрешенного
использования объектов недвижимости, либо таким правообладателем не получено
предусмотренное законом разрешение на условно разрешенный вид использования или
согласие в письменной форме на использование земельного участка, здания,
сооружения в соответствии с выбранным видом разрешенного использования.
В настоящий момент
на территории МО «город Ульяновск» действуют градостроительные регламенты,
утвержденные Постановлением администрации города Ульяновска от 10 августа 2021
года № 1166 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО «город
Ульяновск» (далее ПЗЗ).
С целью выявления, в
какой территориальной зоне находится спорный земельный участок, Управление
Росреестра по Ульяновской области обратилось с запросом в Управление
архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с просьбой
сообщить эту информацию.
Согласно ответу на
запрос, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ц2
- зона делового, общественного и коммерческого назначения.
В соответствии с ПЗЗ
в территориальной зоне Ц2 вид разрешенного использования «для индивидуального
жилищного строительства» относится к условно разрешенным видам использования.
Он применяется в качестве основного для существующих объектов и земельных
участков, зарегистрированных ранее с данным видом разрешенного использования.
В оспариваемом
уведомлении от *** Управлением Росреестра по Ульяновской области
административному истцу было
рекомендовано обратиться в уполномоченный орган - Управление архитектуры и
градостроительства администрации города Ульяновска за получением разрешения на
условно разрешенный вид использования земельного участка, так как собственник
земельного участка не может самостоятельно выбрать вид разрешенного
использования «для
индивидуального жилищного строительства», поскольку изменение одного вида
разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с
градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических
регламентов.
Судебная коллегия
отмечает, что Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О
государственной регистрации недвижимости» не содержит правовых положений,
предусматривающих для государственного регистратора возможность давать оценку
актам органов местного самоуправления.
В связи с чем выводы
суда первой инстанции о том, что отказ административного ответчика Управления
Росреестра по Ульяновской области во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида
разрешенного использования, принадлежащего административному истцу земельного
участка с «ведения огородничества» на «ИЖС» является законным и не противоречит
положениям действующего законодательства. Доводы жалобы об обратном являются
несостоятельными, основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса
Российской Федерации, земли в Российской Федерации подразделены по целевому
назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5)
земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в
соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель
и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя
из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного
использования (пункт 2).
Виды разрешенного
использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором,
утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере земельных отношений.
Пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса
Российской Федерации закреплено, что в состав земель населенных пунктов могут
входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными
регламентами к перечисленным в данном пункте территориальным зонам, к числу
которых отнесены жилые зоны (подпункт 1) и зоны производственные (подпункт 3), зоны инженерных и
транспортных инфраструктур (подпункт 4).
Земельные участки в
составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также
объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут
предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой
застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой
застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам
(пункт 5 статьи 85 Земельного кодекса
Российской Федерации).
В градостроительном
регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального
строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны,
устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства (части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса
Российской Федерации).
Разрешенное использование
земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих
видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды
использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые
только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного
использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые
совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного
кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской
Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса
Российской Федерации следует то, что разрешенное использование земельного
участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении
конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на
предоставленном ему участке.
Изменение одного
вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого
использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при
условии соблюдения требований технических регламентов, при этом основные и
вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства правообладателями земельных участков, за исключением
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных
унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений
и согласования, что следует из частей 3 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса
Российской Федерации.
Предоставление
разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или
объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей
39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Правил
землепользования и застройки).
Рассмотрение
заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования
возложено на комиссию.
Положение о комиссии
(далее - Положение) утверждено постановлением администрации города Ульяновска
от *** № ***.
Пунктом 2.1
Положения предусмотрено, что комиссия создана с целью рассмотрения заявлений
физических и юридических лиц о предоставлении разрешения на условно разрешенный
вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и
разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
реконструкции объектов капитального строительства для соблюдения права человека
на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов
правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с
пунктом 4.1 Положения, комиссия в пределах своей компетенции рассматривает
заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования
земельного участка (далее - разрешение).
Пунктом 7.6.1
Положения предусмотрено, что предоставление разрешения на условно разрешенный
вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
допускается до образования в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, земельного
участка, в отношении которого испрашивается указанное разрешение или на котором
расположен объект капитального строительства, в отношении которого
испрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования
Согласно пункту 7.7
Положения, заявления о выдаче разрешения рассматриваются на очередном заседании
комиссии в срок, не превышающий 25 рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с
пунктом 7.9 Положения по итогам рассмотрения заявления о предоставлении
разрешения комиссия принимает одно из следующих решений: об отложении
рассмотрения вопроса о возможности предоставления разрешения; об отказе в
предоставлении разрешения; о возможности рассмотрения проекта решения о
предоставлении разрешения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В случае принятия
комиссией решения об отказе в предоставлении разрешения, заявителю направляется
отказ, подписанный председателем комиссии либо его заместителем с указанием
причин принятия такого решения.
В силу пункта 7.12
Положения, после поступления в комиссию заключения о результатах общественных
обсуждений или публичных слушаний, вопрос о возможности предоставления
заключения рассматривается на очередном заседании комиссии, в ходе которого
комиссия осуществляет подготовку рекомендаций Главе города Ульяновска о
предоставлении разрешения либо об отказе в предоставлении разрешения с
указанием причин принятого решения.
Как установлено
судом, заявление Давыдова Д.А. было рассмотрено на заседании комиссии в
предусмотренный Положением срок, которая приняла решение об отказе в
предоставлении испрашиваемого разрешения. Судебная коллегия не соглашается с
доводами жалобы о нарушении срока рассмотрения УАиГ администрации города
Ульяновска его заявления от ***, поскольку указанные доводы не подтверждаются
установленными судом первой инстанции обстоятельствами, а также материалами
настоящего дела.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование
направлено на определение в документах территориального планирования назначения
территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и
иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития
инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета
интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 3
статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования
являются обязательными для органов государственной власти, органов местного
самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно
Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской
Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, земельный участок с кадастровым
номером *** расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.
Земельный участок
ранее был предоставлен в аренду *** по договору аренды от *** №***, из которого
следует, что разрешенное использование земельного участка: под огородничество,
участок предоставляется без права возведения объекта капитального
строительства. Договор был заключен сторонами с *** по ***.
В последующем
указанный земельный участок был предоставлен Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области в аренду Давыдову Д.А. под огородничество
(л.д.32-35,52-55,56-70).
Предметом договора
купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не
разграничена от ***, заключенного между Министерством имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области и Давыдовым Д.А. являлся земельный участок с
кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «под
огородничество».
Огородный земельный
участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или)
выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с
правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости,
предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха
граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд
сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов,
хозяйственных построек и гаражей (статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017
года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных
нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 №217-ФЗ).
В качестве
обоснования возможности смены вида разрешенного использования, Земельный кодекс
Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи
36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного
принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому
назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется
исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного
использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями
законодательства. Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить
эффективное использование и одновременно охрану земли, как важнейшего
компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного
кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков
обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и
целевым назначением.
Таким образом,
законодателем четко установлен запрет на возведение объектов капитального
строительства, в том числе, и жилых домов на огородном земельном участке. Кроме
того, земельный участок, предоставленный для огородничества, не может быть
использован собственником для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда первой
инстанции о том, что земельный участок, находящийся в собственности истца,
предоставлен не для садоводства, а для огородничества. На огородном земельном
участке в силу закона запрещается возводить объекты капитального строительства,
в связи с чем отказ административного ответчика УАиГ администрации города
Ульяновска является законным и обоснованным.
В силу пункта 2
части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил
землепользования и застройки, границы территориальных зон устанавливаются с
учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных
генеральным планом городского округа.
Указанные нормы, а
также положения части 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15
статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают
первичность генерального плана перед правилами землепользования и застройки,
как основополагающего документа территориального планирования, определяющего
стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные
ориентиры их развития.
Несоответствие
правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному
плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в
соответствие с указанным документом территориального планирования.
Документом
территориального планирования муниципального образования «город Ульяновск»
является Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской
Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83.
В соответствии с
Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером ***
расположен в территориальной зоне Ц2 (зоне делового, общественного и
коммерческого назначения), в оползневой зоне за границей допустимой застройки.
Согласно
классификатору видов разрешенного использования земельных участков,
утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, вид
разрешенного использования с кодом 2.1 «для индивидуального жилищного
строительства» предполагает размещение отдельно стоящего здания количеством
надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое
состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных
для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в
таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты
недвижимости.
При этом, документом
территориального планирования не предусмотрена возможность размещения объектов
жилищного строительства.
Кроме того, размещение
зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры
запрещается по экологическим требованиям на землях зеленых зон городов,
городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для целей отдыха,
спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства. Данный запрет
установлен пунктом 14.6 СП 42.13330.2016 «Свод Правил. Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденным Приказом
Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр.
Доводы административного
истца о том, что вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного
строительства» применяется в качестве основного для существующих объектов и
земельных участков, зарегистрированных ранее с данным видом разрешенного
использования, судебной коллегией не принимаются, поскольку, как уже
установлено судом, земельный участок зарегистрирован с видом разрешенного
использования «для огородничества», а не с видом «для индивидуального жилищного
строительства».
Из анализа положений
главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
следует, что признавая незаконным бездействие органа государственной власти или
органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить
какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право
органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
По смыслу Главы 22
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение
обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным
требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и
законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с
учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения
нарушенного права, суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ
соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на
момент его рассмотрения, при выборе способов восстановления нарушенных прав и
законных интересов суд не связан доводами заявителя.
Судебные акты не
могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам,
отнесенным к их компетенции, тем более, когда на эти органы законом прямо
возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Установив, что
письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного
самоуправления, иные органы, по существу не рассмотрено, суд должен обязать
этот орган рассмотреть обращение заявителя, не предрешая существа решения,
которое должно быть принято.
Уклонение от
исполнения законных обязанностей уполномоченного органа по рассмотрению
заявления по существу в принципе не может быть преодолено посредством судебного
понуждения органа власти к даче соответствующего согласия.
Учитывая указанные обстоятельства,
оспариваемый отказ УАиГ администрации города Ульяновска подготовлен в строгом
соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем является законным и
обоснованным. Доказательства иного в материалы дела административным истцом не
представлены.
В силу статьи 62
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждая сторона
обязана доказывать обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание
своих требований или возражений. Административным истцом не доказано нарушение
норм действующего законодательства при выдаче оспариваемого отказа. В связи с
чем отсутствуют основания для признания его незаконным.
Исходя из положений
пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия
(бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие
(бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного
истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Оспариваемое
уведомление Управления Росреестра по Ульяновской области и отказ УАиГ
администрации города Ульяновска соответствуют требованиям законодательства и
иным нормативно-правовым актам в полном объеме. При этом не нарушают права, свободы и законные
интересы административного истца. Доказательств обратного в материалы дела не
представлено.
Таким образом,
отсутствует необходимая совокупность двух условий для признания незаконными, и
оспариваемого уведомления и оспариваемого отказа.
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что подача заявления
(предложения) в комиссию в инициативном порядке не порождает безусловную
обязанность органа принять соответствующее решение о внесении таких изменений,
а также принять решение о внесении изменении вида условного вида разрешенного
использования.
При таких
обстоятельствах, принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 9 января 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Давыдова Дениса Анатольевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 6 августа 2025 года.