УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2025-000222-88
Судья Лобина Н.В.
Дело №33-3225/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12 августа 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре
Леонченко А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2025 года по
гражданскому делу № 2-1-165/2025, по которому постановлено:
исковые требования
Ланкова Алексея Николаевича (паспорт ***) удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (ИНН 7325000479) назначить Ланкову Алексею Николаевичу с 02.03.2025
года пенсию по старости на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ланков А.Н.
обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской
области) о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
Требования были
мотивированы тем, 05.02.2025 он обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости
со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии
со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» как лицо, проживавшее на территории с льготным
социально-экономическим статусом.
Решением ОСФР по
Ульяновской области 07.03.2025 ему в
назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом.
При этом указано,
что в случае установления тождественности населенных пунктов *** и *** период
его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 9
лет 7 месяцев 15 дней (с 17.06.1988 по 31.01.1998), что дает ему право на
снижение пенсионного возраста только на 2 года.
С данным решением он
не согласен, поскольку в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 он постоянно
проживал и работал, за исключением периода военной службы, в с. ***.
Несмотря на то, что
населенный пункт, в котором он проживал, не был поименован в Перечне населенных
пунктов Карсунского района, относящихся к территории радиоактивного
загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от
28.12.1991 № 237-р, фактически на территории Карсунского района в период с
26.04.1986 по 31.01.1998 существовал только населенный пункт село ***, села ***
в это время не существовало.
В связи с этим просил
суд обязать ответчика назначить ему с
02.03.2025 пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на три
года в соответствии со статей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №
1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
ОСФР по Ульяновской области
просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в
удовлетворении исковых требований.
В обоснование
доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что
истец с 12.04.1986 по 04.05.1988 работал
в совхозе «У***» в должности ***. Определить местонахождение (населенный пункт)
рабочего места Ланкова А.Н. не представляется возможным. Продолжительность
проживания истца на территории с льготным социально - экономическим статусом в
период с 17.06.1988 по 31.01.1998 дает ему право на снижения пенсионного
возраста на 2 года. Факт проживания на территории с льготным социально -
экономическим статусом свидетельскими показаниями не подтверждается.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Общие условия
пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1
Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
Согласно статье 7
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» действие данного закона
распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны
со льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи
13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых
распространяются данные нормы закона,
относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с абзацем 2
статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста,
установленного статьей 8
Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по
состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
настоящего Закона.
Гражданам проживавшим (работавшим) на
территории с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со статьей 34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением
общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за
каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к
статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина
снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32
- 35
настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или
проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986,
независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения
(выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской
Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р село *** было включено
в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 село *** с 01.02.1998
не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из материалов дела
следует, что 05.02.2025 истец Ланков А.Н. обратился в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии
по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в
соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» как лицо, проживавшее на территории с льготным
социально-экономическим статусом.
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 07.03.2025 истцу отказано
в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года.
При этом в данном
решении пенсионного органа указано, что в случае установления тождественности
населенных пунктов *** период проживания истца в зоне с льготным
социально-экономическим статусом составит 9 лет 7 месяцев 15 дней (с 17.06.1988
по 31.01.1998), что даст ему право на снижение пенсионного возраста только на 2
года.
Не согласившись с
указанным решением пенсионного органа, Ланков А.Н. обратилась в суд с настоящим
иском.
Установив, что
фактически на территории Карсунского района Ульяновской области в период с
26.04.1986 по 31.01.1998 существовал только один населенный пункт со схожим
наименованием – село ***, села *** на территории указанного района не имелось,
суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела
доказательства, пришел к выводу о доказанности факта постоянного проживания
(работы) истца Ланкова А.Н. в периоды с 26.04.1986 по 13.05.1986 и с 17.06.1988
по 31.01.1988 в населенном пункте ***, который относился к зоне проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Поскольку общая
продолжительность проживания истца на территории с льготным социально -
экономическим статусом составляет более 8 лет, что в соответствии со статьей 34
Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что истец имеет право на назначении пенсии по достижению возврата 57 лет, в
связи с чем возложил на ОСФР по Ульяновской области назначит ему пенсию с
02.03.2025.
Оснований не согласиться с указанными
выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены
представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана
соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об
удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих
эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать
их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем доводы
апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о несогласии с решением суда в
данной части являются несостоятельными.
При разрешении спора судом первой инстанции
верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены
нормы материального права, в частности положения Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распоряжения
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557-р, приказа Министерства
труда и социальной защиты РФ № 958н от 28.11.2014, собранным по делу
доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере
соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии
правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца отклоняются
судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных
по делу доказательств подтверждено, что в спорные периоды с 26.04.1986 по
13.05.1986 и с 17.06.1988 по 31.01.1988 истец Ланков А.Н. постоянно проживал в
населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Факт проживания истца
в указанные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается собранными, по делу
доказательствами, в частности, копией паспорта истца, справкой администрации МО
«Урено-Карлинское сельское поселение» Карсунского района Ульяновской области,
копиями домовых и похозяйственных книг, справкой УВМ УМВД России по Ульяновской
области, трудовой книжкой истца, архивными справками по совхозу «У***»,
архивной исторической справкой администрации МО «Карсунский район» Ульяновской
области, свидетельскими показаниями ***.
Оценка представленных в материалы дела доказательств относительно
проживания истца в спорные периоды на территории с льготным социально-экономическим статусом произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 56,
59,
60,
67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и
объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, им дана
надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости,
достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности
доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие ответчика с произведенной судом первой
инстанции оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся
приведенные в апелляционной жалобе доводы, не может являться основанием для
отмены правильного судебного решения.
Оснований для иной оценки фактических
обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств
судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по
Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого
судебного решения, повторяют их позицию при
рассмотрении дела, сводятся к иной оценке доказательств, получивших
надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.
Нарушений
норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного
решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены
полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не
содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть
обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного
апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд
Ульяновской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 15.08.2025.