Судебный акт
О признании решения №6627 незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение о предварительном согласовании предоставления земельного участка
Документ от 05.08.2025, опубликован на сайте 25.08.2025 под номером 120642, 2-я гражданская, о признании решения №6627 незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть обращение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                              У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2025-000858-59

Судья Казначеева М.А.                                                           Дело № 33а-3088/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                            5 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.

судей Берхеевой Г.И., Лифановой З.А.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2025 года по делу № 2а-1119/2025, которым постановлено:

административный иск Мартиросяна Семена Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** № *** в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление                         Мартиросяна Семена Сергеевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка, без учета оснований, указанных в отказе от *** № ***.

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., представителя административного истца Мартиросяна С.С – Токарева А.С. судебная коллегия

 

установила:

 

Мартиросян С.С. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

В обоснование требований указано, что *** он получил отказ № *** в утверждении схемы расположения земельного участка.

Отказ обусловлен тем, что согласно сведениям, полученным путем межведомственного взаимодействия, земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Кроме того, как указано административным ответчиком в обоснование отказа, земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома *** (***).

Полагает данный отказ незаконным, поскольку проект межевания на территорию, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, администрацией города Ульяновска не утверждался. Ограничения, связанные с приаэродромной территорией, не исключают возможность предоставления участка для индивидуального жилищного строительства.                        

В соответствии с проектом планировки территории Железнодорожного района Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 7 июля 2009 года № 5294, земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану не является основанием для отказа, а требует приведения документов в соответствие.

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по тому основанию, что земельный участок находится на территории зеленых насаждений общего пользования и за границами допустимой застройки также не может быть признан состоятельным, так как исходя из схемы следует, что земельный участок находится на территории сложившейся жилой застройки, смежные к спорному земельному участку земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства).

Просил признать отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме № *** от                                      *** незаконным;

обязать Министерство повторно рассмотреть обращение Мартиросяна С.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка без учета оснований, указанных в письме № *** от ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83, испрашиваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Ссылается на то, что на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Кроме того, представленная для утверждения схема, предусматривает образование земельного участка с нарушением вышеуказанных требований, а именно приводит к нерациональному использованию земли. Остается земельный массив, государственная собственность на который не разграничена, рядом с границами образуемого земельного участка.

В судебное заседание кроме представителя административного истца Мартиросяна С.С. – Токарева А.С., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что                                     *** Мартиросян С.С. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1769 кв. м, расположенного в селе ***, в городе ***, с условным номером ***, в аренду на срок 10 лет, с приложенной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в границах приаэродромной территории аэродрома *** (***).

Уведомлением Министерства от *** № *** в предоставлении запрашиваемой муниципальной услуги Мартиросяну С.С. отказано в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы), на территории зеленых насаждений общего пользования, в границах приаэродромной территории аэродрома *** (***).

Не согласившись с результатом рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Мартиросян С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Министерства от *** № ***, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя на своевременном и правильном рассмотрении поданного им заявления. Обоснованность причин отказа в предоставлении муниципальной услуги «Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка», Министерством не доказана.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в законности и обоснованности.

Из оспариваемого ответа следует, что согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, а также Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от                     27 июня 207 года № 83, земельный участок расположен в функциональной зоне «территории зеленых насаждений общего пользования».

В соответствии со статьей 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от  10 августа 2021 года № 1166, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж8С - зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы).

Статьей  15 «Карта зон действий ограничений по условиям охраны окружающей среды» Правил указано, что земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома *** (***) и водоохранной зоны.

В соответствии с проектом планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным постановлением мэрии города Ульяновска от 7 июля 2009 года № 5294, земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые,    производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Сведениями публичной кадастровой карты Росреестра подтверждается, что земельный участок находится в зонах с особыми условиями использования территории с реестровыми номерами:

- № «Водоохранная зона реки *** на территории города *** и *** области»;

- № «Прибрежная защитная полоса реки *** на территории города *** и *** области».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, береговые полосы водных объектов общего пользования). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки, занятые улицами, проездами, автомобильными дорогами, являются территориями общего пользования и не могут передаваться в частную собственность.

В соответствии с нормами действующего законодательства (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу.

Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет «красные линии» как «линии», которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Из системного толкования положений пункта 6 статьи 23, пункта 2 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что «красные линии», как существующие, так и планируемые отображаются и закрепляются в градостроительной документации, в частности в документах территориального планирования (схемы территориального планирования, карты планируемого размещения объектов, генеральные планы), в документах градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки), в документации по планированию территории (проекты планировки территории, проекты линевания территорий, градостроительные планы). Данные документы носят нормативный характер и являются обязательными, в том числе для уполномоченных органов при решении вопроса по распоряжению земельными участками.

Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрена необходимость подготовки градостроительной документации, в том числе и по планировке территории с указанием «красных линий», обозначающих существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Однако если такая документация еще не подготовлена и не утверждена в порядке, установленном названным кодексом, при определении статуса земельного участка как участка, отнесенного к землям общего пользования, следует руководствоваться определением таких земель, приведенным в статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, градостроительной документацией, на основании которой спорная территория была застроена, целями отвода конкретного участка и учитывать его фактическое использование.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 3 июля 2015 года № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», подпунктом 20 пунктом 2.5 Положения Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П, Министерство осуществляет полномочия но распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах Муниципального образования                     «город Ульяновск».

Между тем, в суде первой инстанции административным ответчиком не представлено доказательств в подтверждение своих доводов, в то время как бремя доказывания законности оспариваемого решения в силу положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит именно на административном ответчике.

Из заявления Мартиросяна С.С. следует, что он просил Министерство предварительно согласовать предоставление ему земельного участка с целью его предоставления – для индивидуального жилищного строительства.

Суд первой инстанции правомерно признал отказ Министерства незаконным, поскольку, административным ответчиком не было доказано, что земельный участок полностью относится к территориям общего пользования.

Земельный участок расположен в функциональной зоне «территория зеленых насаждений общего пользования», что следует из Генерального плана города Ульяновска.

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, проект межевания на территорию, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, администрацией города Ульяновска не утверждался.

Как следует из статьи 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», земельный участок расположен в территориальной зоне Ж8С - зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения подсобного хозяйства     (с содержанием скота и птицы).

Из проекта планировки территории Железнодорожного района муниципального образования «город Ульяновск» следует, что земельный участок расположен на территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы)

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану не является основанием для отказа, а требует приведения документов в соответствие.

Доводы апелляционной жалобы о расположении участка в зоне зеленых насаждений и приаэродромной территории также не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку Министерством не доказано, что эти обстоятельства исключают возможность предоставления участка.

При этом судебная коллегия соглашается с тем, что ограничения, связанные с приаэродромной территорией, не исключают возможность предоставления участка для индивидуального жилищного строительства.

Министерство также не предоставило достаточных доказательств нарушения формы или формата схемы расположения участка.

Судом первой инстанции верно указано, что само по себе не указание полных кадастровых номеров смежных земельных участков при одновременном отображении всех существовавших на момент изготовления схемы участков не препятствует идентификации образуемого земельного участка.

Оценив указанные положения нормативных документов, а также установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа в предоставлении муниципальной услуги «предоставление земельного участка в аренду».

Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности принятого уполномоченным органом решения и реального нарушения прав заявителя, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого отказа незаконным, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определяя способ восстановления прав административного истца в виде возложения на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанности повторно рассмотреть его заявление, судом первой инстанции  учтены положения статей 10, 118 Конституции Российской Федерации, статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Иная оценка установленных по делу обстоятельств административным ответчиком, а также иное толкование норм закона, не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статье 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 августа 2025 года.