Судебный акт
Нарушение условий содержания в ИУ
Документ от 12.08.2025, опубликован на сайте 22.08.2025 под номером 120675, 2-я гражданская, о признании действий (бездействий) незаконными (несвоевременная отправка и вручение корреспонденции), решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

                         У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-007769-06

Судья Постаногова А.Ф.                                                                   Дело № 33а-3200/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          12 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Берхеевой Г.И.

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 3 апреля 2025 года по делу                    № 2а-1071/2025, которым постановлено:

административные исковые требования Цурова Вахи Борисовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным действий, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающими права осужденного Цурова Вахи Борисовича действия федерального казенного учреждения «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившиеся во вскрытии корреспонденции, подвергшейся цензуре, поступившей в адрес Цурова Вахи Борисовича.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Цурова Вахи Борисовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившиеся во вскрытии корреспонденции, подвергшейся цензуре, поступившей в адрес Цурова Вахи Борисовича, в размере 4000 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Цурова Вахи Борисовича отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,  пояснения представителя ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области», ФСИН России Илларионовой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Цурова В.Б., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Цуров В.Б. обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного заседания, к ФКУ «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» о признании незаконным действий (бездействия), признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

В обоснование административного искового заявления указано на то, что исправительное учреждение вскрывает почтовую корреспонденцию, поступающую на его имя из судов и государственных органов, подвергает цензуре, вручает без конвертов.

Цуров В.Б. просил признать незаконными действия по нарушению его прав, признать условия содержания ненадлежащими, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100 000 руб.

Судом в качестве административного ответчика привлечено УФСИН России  по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица АО «Почта России».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает на то, что действия исправительного учреждения являются законными и обоснованными. Фактически определить содержание и получателя письма было возможно лишь при вскрытии конвертов, на которых конкретный адресат не указан.

Указывает, что согласно п.100 Инструкции пакеты от поступающих документов, как правило, уничтожаются. В отдельных случаях для фиксации сведений о времени отправки или получения документов, адреса отправителя, если они отсутствуют в самом документе, пакеты прикрепляются к документу и помещаются вместе с ним в номенклатурное дело. 

Соответственно, представить конверты от входящих писем не представляется возможным в связи с их уничтожением.

Также судом не был принят во внимание тот факт, что поступающие письма с пометкой «Лично» из судов и органов, входящих в систему федеральных государственных органов вручались истцу в закрытом конверте, не вскрывались. 

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административных ответчиков требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Цуров В.Б. осужден *** Сегежским федеральным районным судом Республики Карелия на срок      *** лет лишения свободы. На момент обращения в суд с настоящим административным иском отбывал наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.

Из исследованных материалов личного дела административного истца судом установлено, что в адрес Цурова В.Б. поступали следующие письма из судов и государственных органов, врученные административному истцу, при этом, конверты по данным письмам в материалах личного дела отсутствуют:

- письмо Второго кассационного суда общей юрисдикции от ***, поступившее в ИК-9 03.09.2024 (вх№***) (л.д.82);

- письмо Фрунзенского районного суда г. Владимира от ***, поступившее в ИК-9 04.09.2024 (вх.***) (л.д.90);

- письмо Ковровского городского суда Владимировской области от ***, поступившее в ИК-9 (вх.***), полученное Цуровым В.Б. 12.09.2024 (л.д.107);

- письмо Ковровского городского суда Владимировской области от ***, поступившее в ИК-9 13.09.2024 (вх.***) (л.д.121);

- письмо Второго кассационного суда общей юрисдикции от ***, поступившее в ИК-9 17.10.2024 (вх. ***) (л.д. 150);

- письмо Октябрьского районного суда г. Владимира от ***, поступившее в ИК-9 21.10.2024 (л.д. 156);

- письмо Владимирского областного суда от ***, поступившее в ИК-9 31.10.2024 (вх. ***) (л.д.158);

- письмо Замоскворецкого районного суда г. Москвы от ***, поступившее в ИК-9 08.11.2024 (вх.***) (л.д.174);

- письмо Магасского районного суда Республики Ингушетия от ***, поступившее в ИК-9 12.11.2024 (вх.***) (л.д.180);

- письмо Владимирского областного суда от ***, поступившее в ИК-9 12.11.2024 (вх.***) (л.д.182);

- письмо Следственного Комитета РФ от ***, поступившее в ИК-9 12.11.2024 (вх.***) (л.д.183);

- письмо прокуратуры Владимировской области от ***, поступившее в ИК-9 12.11.2024 (вх.***) (л.д.184);

- письмо Фрунзенского районного суда г. Владимира от ***, поступившее в ИК-9 12.11.2024 (л.д.185);

- письмо Фрунзенского районного суда г. Владимира от ***, поступившее в ИК-9 02.12.2024 (вх.***) (л.д.210);

- письмо Московского городского суда от ***, поступившее в ИК-9 02.12.2024 (л.д.216);

- письмо Сегежского городского суда Республики Карелия от ***, поступившее в ИК-9 02.12.2024 (л.д.217).

Полагая действия ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области по цензуре корреспонденции незаконными, Цуров В.Б. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца, при этом исходил из того, что корреспонденция из указанного им органа подвергается цензуре незаконно, чем нарушаются права административного истца, в связи с чем присудил ему компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4000 руб.

Судебная коллегия с выводом о незаконности действий исправительного учреждения суда соглашается.

Согласно части 2 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 15 настоящего Кодекса.

Частью 4 статьи 15 УИК РФ предусмотрено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.

Аналогичная норма содержится в пункте 149 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110.

Поскольку согласно представленным в материалы дела доказательствам, письма из судов, следственного комитета, прокуратуры были адресованы непосредственно Цурову В.Б., и в силу вышеприведенных положений не подлежали проверке со стороны учреждения исполнения наказания, вскрытие конвертов сотрудником       ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области для их последующей регистрации и направления заявителю свидетельствует о нарушении права получателя на тайну переписки, закрепленное нормами Конституции РФ и УИК РФ.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии на почтовых конвертах сведений о конкретном адресате судебной коллегией отклоняются, поскольку доказательств в подтверждение своих доводов административным ответчиком не представлено.

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 100 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 № 463, предусматривающий уничтожение конвертов, является необоснованной, поскольку в пункте 100 указано, что в отдельных случаях данные пакеты для фиксации сведений о времени отправки или получения документов (нарушение сроков отправки и получения), адресе отправителя, если они отсутствуют в самом документе, а также пакеты, поступившие из судебных органов, прикрепляются к документам и передаются в структурные подразделения.

Исправительное учреждение не было лишено возможности почтовые конверты прикрепить к их вложениям.

Материалы личного дела подтверждают отсутствие конвертов, наличие входящего штампа на самом ответе, записи Цурова В.Б. о получении корреспонденции в открытом виде.

Одновременно судебная коллегия приходит к выводу об исключении из объема почтовой корреспонденции письма Второго кассационного суда общей юрисдикции от ***, поступившего в ИК-9 17.10.2024 (вх. ***) (л.д. 150);  письма Октябрьского районного суда г. Владимира от ***, поступившего в ИК-9 21.10.2024 (л.д. 156), поскольку данные документы поступили посредством электронной почты, что исключает наличие почтовых конвертов, и с чем согласился Цуров В.Б. в суде апелляционной инстанции.

Проверяя законность оспариваемого судебного акта в части взыскания в пользу административного истца компенсации за ненадлежащие условия содержания, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в этой части ввиду отсутствия оснований для взыскания такой компенсации в пользу Цурова В.Б.

В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», лишь существенные отклонения от требований к условиям содержания лишенных свободы лиц могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий содержания.

В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного иска, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.

Из анализа действующего законодательства следует, что компенсация присуждается в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, которые оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений условий содержания в местах лишения свободы, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда. Основания для удовлетворения или отказа в удовлетворении заявленных требований устанавливаются судом при разрешении спора в каждом конкретном случае с учетом представленных доказательств по делу.

Следовательно, не каждое, а лишь существенное и невосполненное несоответствие условий содержания в исправительном учреждении требованиям законодательства создает бесспорную правовую презумпцию причинения вреда лицу, в отношении которого такие нарушения допущены, то есть право на присуждение компенсации не является абсолютным, должно быть установлено нарушение прав заключенного, что усматривается из совокупности положений статей 226, 227 и 227.1 КАС РФ.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, характер и содержание корреспонденции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что каких-либо неблагоприятных последствий, а также нарушения прав, требующих в настоящее время восстановления в судебном порядке, в связи с вскрытием почтовой корреспонденции в данном случае не имеется.

Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным ограничиться признанием незаконными действий ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области», выразившихся во вскрытии корреспонденции, подвергшейся цензуре, поступившей в адрес Цурова В.Б., без взыскания в его пользу компенсации ввиду несущественности допущенного нарушения.

Решение суда в части взыскания компенсации подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Цурова В.Б. в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 3 апреля 2025 года в части взыскания с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Цурова Вахи Борисовича компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившееся во вскрытии корреспонденции, подвергшейся цензуре, поступившей в адрес Цурова Вахи Борисовича, в размере 4 000 руб. отменить.

Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении административного иска Цурова Вахи Борисовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.08.2025