Судебный акт
Бесхозное имущество
Документ от 14.08.2025, опубликован на сайте 21.08.2025 под номером 120691, 2-я гражданская, о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного гидротехническое сооружение, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0006-01-2025-000021-74

Судья Гаврилова Е.И.                                                                      Дело № 33-2748/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       14 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рыбалко В.И.,

судей Грудкиной Т.М., Тудияровой С.В.,

при секретарях Туктаровой Н.В., Мустафиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2025 года по делу № 2-73/2025, которым постановлено:

обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного ***, на ручье без названия, приток р. ***.

В иске к администрации муниципального образования «Живайкинское  сельское поселение» Барышского района Ульяновской  области – отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., объяснения представителя администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской  области Чумбуридзе И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, старшего помощника прокурора Рыбникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и  законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской  области (далее – администрация МО «Барышский район») о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о  принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения.

В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведенной  проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений было установлено, что на ручье без названия, приток р*** неустановленными лицами в неустановленный период построено гидротехническое сооружение - плотина водохранилищ низконапорная.

Право собственности на указанное гидротехническое сооружение не зарегистрировано.

Действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего муниципального образования.

Однако ответчиком не приняты меры по обеспечению безопасности вышеуказанного гидротехнического сооружения

Ответчик не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта для постановки недвижимого имущества – гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного, поскольку принятие недвижимого имущества в муниципальную собственность возможно лишь после истечения 1 года после признания его бесхозяйным. Между тем, на протяжении длительного времени ответчиком  не принимаются меры  по постановке на учет данного бесхозяйного имущества.

Прокурор просил суд возложить на администрацию МО «Барышский район» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного ***, на ручье без названия, приток р***.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация  муниципального образования «Живайкинское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области (далее – администрация МО «Живайкинское сельское поселение»).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» просит решение суда отменить.

Полагает недоказанным, что спорный объект является гидротехническим сооружением - плотиной водохранилища и относится к бесхозяйному имуществу.

Указывает, что собственником земельного участка, на котором расположен водный объект (пруд) является Мясников В.Н. Данный пруд используется Мясниковым В.Н. для разведения рыбы. Строительством плотины занимался              СПК «Живайкинский», возглавляемый Мясниковым В.Н.

Полагает, что прокурором выбран неверный способ защиты нарушенных прав. Предмет иска не связан с обеспечением безопасности гидротехнического сооружения.

Указывает, что администрация МО «Барышский район» является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Полномочия по управлению муниципальным имуществом осуществляет КУМИЗО МО «Барышский                 район».  Лицом, ответственным за безопасность гидротехнического сооружения, собственник которого неизвестен, является уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации.

Отмечает, что  судом оставлен без внимания довод ответчика о том, что спорное сооружение находится на территории МО «Живайкинское сельское поселение», управление которым не осуществляет администрация МО «Барышский район».

Поскольку водный объект – пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, находится на водотоке – ручье, он может относиться к муниципальной собственности, в связи с чем действия по признанию имущества, находящегося на данном водном объекте, бесхозяйным не могут быть совершены органом местного самоуправления.

Полагает, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, подлежал привлечению  СПК «Живайкинский».

Определением от 8 июля 2025 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве третьего лица,            не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Мясникова В.Н.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п. 8, 23, 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон о безопасности ГТС) гидротехнические сооружения (ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и портовых гидротехнических сооружений.

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.

Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 9 Закона о безопасности ГТС на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации возложены обязанности по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о безопасности ГТС при обнаружении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, проверка такого гидротехнического сооружения осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Положение об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 года № 1606, устанавливает порядок эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности, на которое собственник отказался.

При выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения (п. 4 Положения).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений в 3-месячный срок организует обследование выявленного гидротехнического сооружения, разработку плана мероприятий по обеспечению безопасности такого гидротехнического сооружения, а также согласование указанного плана мероприятий с органом государственного надзора.

План мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, разрабатывается на срок не более 5 лет. Содержание плана, порядок и сроки его согласования устанавливаются органом государственного надзора (п. 5 Положения).

Орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое              не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от                        права собственности, на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности, на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений (п. 6 Положения).

В п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Росреестра от 15 марта 2023 года № П/0086, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Конкретизация органов местного самоуправления по видам муниципальных образований и их территориям, используемая в названном Порядке, по своему содержанию не противоречит терминам, понятиям и принципам, закрепленным в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом п. 5 Порядка не определяет принадлежность территорий тому или иному виду муниципального образования, отличную от закона, а также не определяет, кто несет бремя содержания бесхозяйного имущества в период со дня его постановки на учет до оформления права муниципальной или иной собственности.

Положения ст.ст. 2, 10, 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года               № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что сельское поселение имеет свою территорию и границы, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, а применительно к муниципальному району, объединяющему несколько поселений или поселений и межселенных территорий, в границах общей территории местное самоуправление осуществляется населением в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

По смыслу  п. 3 ст. 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, на ручье без названия, приток *** имеется гидротехническое сооружение – плотина водохранилищ низконапорная.

Из сообщений МТУ Управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области следует, что гидротехническое сооружение на ручье без названия, приток р. *** в реестре объектов федерального имущества и государственной собственности Ульяновской области отсутствует (л.д. 11 - 14).

В то же время Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области реализуется согласованный с Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) «План мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация), которые не имеют собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности  на которое собственник отказался  от                    10 июля 2024 года». В данном Плане (п. 16) также учтено гидротехническое сооружение на ручье без названия, приток р*** (л.д. 198 – 211).

По сведениям Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, декларация безопасности гидротехнического сооружения на ручье без названия, приток                     *** а также иная проектная документация в Управлении отсутствуют. В Российском регистре гидротехнических сооружений сведения                   о вышеуказанном гидротехническом сооружении отсутствуют. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения напрямую связано с обеспечением безопасности населения в части возникновения чрезвычайной ситуации природного характера (л.д. 68, 69).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 18 февраля 2025 года Мясников В.Н. является собственником земельного участка, площадью 130 620 кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель – земли  сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного примерно в 1,9 км по направлению на северо-запад  *** Право собственности зарегистрировано 2 августа 2009 года.

Согласно картографическим данным из публичной кадастровой карты Ульяновской области на земельном участке с кадастровым номером *** находится водный объект – пруд (л.д. 231, 232).

Из отзыва Мясникова  В.Н. следует, что он не пользуется гидротехническим сооружением  на ручье без названия, ***, поддерживает исковые требования прокурора  (л.д. 233).

Согласно ст. 1 Устава МО «Живайкинское сельское поселение» Барышского района Ульяновской области данное сельское поселение является муниципальным образованием, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия (л.д. 234 – 241).

Территория поселения входит в состав МО «Барышский район». Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов:                  с. Живайкино, с. Ананьино, д. Воскресенка, с. Загарино, д. Золино, с. Кармалейка,  с. Киселевка, с. Кудажлейка, с. Осока, пос. Приозерный, д. Сорокино, д. Языковка и прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения,  земли для развития поселения (ст. 4 Устава).

Таким образом, в отсутствие собственника спорное гидротехническое сооружение является бесхозяйным недвижимым имуществом, а учитывая, что оно расположено в административных границах МО «Живайкинское сельское поселение» именно на администрации данного муниципального образования в силу  п. 3 ст. 225 ГК РФ лежит обязанность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества.

Признавая надлежащим ответчиком по делу администрацию МО «Барышский район», суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Уставом к вопросам местного значения данного муниципального образования  относится, в частности:  участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья на территории поселения.

Между тем, как следует из приведенных выше норм права, правовое значение для реализации установленной законом обязанности по постановке                на учет бесхозяйного недвижимого имущества является территориальное местонахождение бесхозяйного объекта на территории соответствующего муниципального образования.

При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по иску прокурора является администрация МО «Живайкинское  сельское поселение».

Оценивая довод администрация МО «Барышский район» о том, что спорное гидротехническое сооружение расположено на водном объекте, который относится к собственности Российской Федерации, судебная коллегия отмечает следующее.

Права на водные объекты и гидротехнические сооружения не связаны, создаваемые на водотоках (реки, ручьи, каналы, относящиеся к федеральной собственности) гидротехнические сооружения могут находиться в различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной).

Таким образом, довод администрации МО «Барышский район» об отсутствии обязанности по постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на водном объекте, относящегося к федеральной собственности, основан на неправильном применении норм материального права.

В материалах дела отсутствует доказательства, безусловно подтверждающие принадлежность спорного недвижимого имущества СПК «Живайкинский», Мясникову В.Н.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание обстоятельства дела, установленная обязанность подлежит выполнению МО «Живайкинское  сельское поселение» в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение о возложении на администрацию МО «Живайкинское  сельское поселение» обязанности в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в ***

Исковые требования прокурора к администрации МО «Барышский район» подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 12 марта  2025 года отменить. Принять по делу новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования «Живайкинское  сельское поселение» Барышского района Ульяновской  области в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в             ***.

В иске к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 августа 2025 года.