УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузьмичева Н.А.
Дело № 12-83/2025
73RS0006-01-2025-000288-49
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
21 августа 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Хайбуллов И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области Хасановой Анны Викторовны на постановление судьи Барышского
городского суда Ульяновской области от 3 июня 2025 года (дело №5-28/2025),
установил:
постановлением судьи Барышского городского суда Ульяновской
области от 03.06.2025 администрация муниципального образования «Барышский
район» Ульяновской области (далее – администрация МО «Барышский район»)
признана виновной в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному
наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации МО «Барышский район» Хасанова А.В. не соглашается с
постановлением судьи городского суда, полагает его подлежащим отмене,
производство по делу – прекращению.
В
обоснование жалобы указывает, что причиной неисполнения решения суда является отсутствие финансирования
Подробно
позиция защитника администрации МО «Барышский район» Хасановой А.В. изложена в
жалобе.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в
связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Из
материалов дела об административном правонарушении следует, что решением судьи
Барышского городского суда Ульяновской области от 25.03.2022, вступившим в
законную силу 28.06.2018, на администрацию МО «Барышский район» возложена
обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную
силу:
-
предоставить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно
бытового водоснабжения 16 артезианских скважин №№2732, 78038, 56249, 3147,
2733, 48939, 1085, 2731, 3088, 29317,
78053, 528, 78059, 2946, 42750, 72760, числящихся в реестре муниципального
образования «Барышское городское поселение»,
для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и
цикличной экономики Ульяновской области;
-
предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие
сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков,
входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового
водоснабжения - 16 артезианских скважин №№2732, 78038, 56249, 3147, 2733,
48939, 1085, 2731, 3088, 29317, 78053,
528, 78059, 2946, 42750, 72760, числящихся в реестре муниципального образования
«Барышское городское поселение», для
постановки на государственный кадастровый учёт.
04.08.2023
возбуждено исполнительное производство №72712/23/73017-ИП, в рамках которого
должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения
исполнительного документа.
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было, в связи с чем постановлением судебного
пристава-исполнителя ОСП по Барышскому району УФССП по Ульяновской области от
29.08.2023 с должника взыскан исполнительский сбор. Также вынесено постановление о назначении
нового срока исполнения решения до
22.01.2024.
Постановлением от 12.04.2024 администрация МО
«Барышский район» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15
КоАП РФ, и подвергнута административному
наказанию в виде штрафа. Штраф не оплачен. Постановление о привлечении к
ответственности вступило в законную силу 11.06.2024.
05.09.2024
судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области вынесено
постановление о назначении очередного срока исполнения судебного решения до
18.10.2024, требование об исполнении которого получено должником 05.09.2024.
24.10.2024
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
указанное требование судебного пристава не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для
привлечения администрации МО «Барышский район» к административной
ответственности по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Вместе с тем в настоящее время имеются основания для отмены
постановления судьи и прекращения производства по делу.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано,
что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его
совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения
правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется
новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу
об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению в случае признания утратившим силу закона или его положения,
устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением
случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих
административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние
уголовную ответственность
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий
административную ответственность за административное правонарушение либо иным
образом улучшающий положение лица, совершившего административное
правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,
которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в
силу и в отношении которого постановление о назначении административного
наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются
взаимосвязанными, поскольку воспроизводят и конкретизируют соответствующие
положения Конституции Российской Федерации применительно к институту
административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим
нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность,
распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении
административного наказания.
Федеральным законом от 31 июля 2025 года №272-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном
производстве» и статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие
изменения:
1) часть 1 статьи 105 после слов «о взыскании
исполнительского сбора»" дополнить словами «, за исключением случаев,
предусмотренных частью 5 статьи 112 настоящего Федерального закона,»;
2) часть 5 статьи 112 дополнить пунктом 10 следующего
содержания:
«10) по исполнительным документам, содержащим требования
неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной
власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного
(муниципального) казенного учреждения.».
Данные изменения вступили в законную силу 11 августа 2025
года.
С указанной даты часть 1 статьи 105 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» изложена в следующей редакции Федерального закона
от 31.07.2025 №272-ФЗ: «В случаях неисполнения должником требований,
содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для
добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа,
подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии
постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного
производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление
о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5
статьи 112 настоящего Федерального закона, и устанавливает должнику
новый срок для исполнения».
Соответственно, часть 5 статьи 112 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» с учетом пункта 10, добавленного Федеральным
законом от 31.07.2025 №272-ФЗ, изложена в следующей редакции: «Исполнительский
сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по
исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в
отношении должника - органа государственной власти (государственного органа),
органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного
учреждения».
Таким образом, исходя из приведенных норм, с указанной даты
исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное
производство возбуждено, в том числе по исполнительным документам, содержащим
требования неимущественного характера, в отношении должника - органа
государственной власти (государственного органа), органа местного
самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.
Одновременно Федеральным законом от 31 июля 2025 года
№273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях» статья 17.15 дополнена частью
1.3 следующего содержания: «Неисполнение должником - органом государственной
власти (государственным органом), органом местного самоуправления или
государственным (муниципальным) казенным учреждением содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный законодательством об исполнительном производстве, - влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч
до двадцати тысяч рублей.».
Анализ взаимосвязанных положений Федеральных законов от 31
июля
2025 года №272-ФЗ и №273-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении должников -
органов государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, не
исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный законодательством об исполнительном
производстве, введена специальная норма (часть 1.3), по которой ответственности
подвергаются только должностные лица указанных органов и учреждений.
Таким образом, норма, устанавливающая ответственность
должников – юридических лиц, не исполнивших содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера, предусмотренная частью 1
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов государственной
власти (государственных органов), органов местного самоуправления или
государственных (муниципальных) казенных учреждений, прекратила свое действие с
11 августа 2025 года в отношении указанных органов и учреждений, поскольку они
исключены из числа субъектов, в отношении которых подлежит взысканию
исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соответственно,
из числа субъектов ответственности по указанной норме.
При этом специальная норма (часть 1.3 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях) также не
предусматривает ответственности указанных органов и учреждений.
Учитывая, что по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях администрация МО «Барышский
район» привлечена, поскольку первоначально на нее был наложен штраф за
неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора, дальнейшее ее привлечение по рассматриваемому делу по
части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях обусловлено первоначально вынесенным в ее отношении
постановлением о взыскании исполнительского сбора, что исключает в настоящее
время ее ответственность в виду вышеуказанных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам
рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном
правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении
производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при
недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Барышского
городского суда Ульяновской области от 3 июня 2025 года, вынесенное в отношении
администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении -
прекращению по основаниям, установленным пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.3 – 30.9 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Барышского городского суда Ульяновской
области от 3 июня 2025 года,
вынесенное в отношении администрации
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном
правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья
И.Р. Хайбуллов