Судебный акт
Решение по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ
Документ от 21.08.2025, опубликован на сайте 27.08.2025 под номером 120763, Админ. 2 пересмотр, ст.17.14 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Навасардян В.С.                                                                  Дело №7-580/2025

73RS0002-01-2025-003011-46

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 21 августа 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Хайбуллов И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 апреля 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2025 года, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело № 12-712/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.04.2025 администрация г.Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. 

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 06.06.2025 указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления верно указано, что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное ст.17.14 КоАП РФ - нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов по вышеуказанному исполнительному производству. Из описательно-мотивировочной части постановления №464/25/98073-АП от 11.04.2025 исключено указание на дату вынесения требования 19.02.2025. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что взыскание штрафов связано с невозможностью исполнения решений судов из-за дефицита средств бюджета. Администрация города Ульяновска неоднократно направляла обращения в Ульяновскую Городскую Думу и Губернатору Ульяновской области о выделении финансирования. Получены ответы, что указанным вопросам уделяется первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.

Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и судебную практику Верховного Суда РФ, на отсутствие надлежащего финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.

Указывает, что администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом, в структуру которого входит Управление жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя, администратора и получателя средств местного бюджета. При этом осуществление общего руководства и контроля за формированием перечня объектов капитального ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск» возложено на заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской инфраструктуры).

Утверждает, что при вынесении постановления судебным приставом-исполнителем в нарушение принципов всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела не была дана оценка документам и письменным пояснениям, данным представителем администрации города Ульяновска при составлении протокола, и бремя доказывания невиновности в совершении административного правонарушения возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности, что повлекло нарушение презумпции невиновности администрации города Ульяновска.

Согласно п.4.1 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 № 80 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск», бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой, а не администрацией города Ульяновска. Администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих целевое назначение, в связи с чем полагает, что в деянии администрации города Ульяновска отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.

Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П, полагает, что штрафные санкции отрицательно скажутся на решении вопросов местного значения, возложенных на администрацию города Ульяновска действующим законодательством.

По состоянию на 10.06.2025 на исполнении в отделах Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области находятся 316 исполнительных производств. Общая потребность в денежных средствах на исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов составляет более             5 миллиардов рублей и более 1,1 миллиарда рублей на исполнение решений судов в сфере дорожного хозяйства.

В настоящее время лимиты денежных средств, предусмотренных для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах в соответствии с судебными решениями в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год распределены. Вопрос проведения работ будет рассмотрен при выделении дополнительного финансирования.

Указывает, что судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования: о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения суда.

Ссылаясь на то, что в адрес администрации города Ульяновска фактически вынесены требования, обязывающие выполнить одни и те же действия, направленные на исполнение решения суда и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, считает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.

Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска Болотиной Е.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска верно квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся, в том числе, в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01.10.2012 на администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома №177 по ул. Радищева в г. Ульяновске, а именно: замену стояков, трубопроводов общего пользования системы ХВС дома (замена не замененных участков, в том числе проходящих через межэтажные перекрытия с устройством монтажных соединений); замена стояков, трубопроводов общего пользования системы канализации дома (замена не замененных участков, в том числе проходящих через межэтажные перекрытия с устройством монтажных соединений; замену стояков, трубопроводов общего пользования системы отопления (замена не замененных участков, в том числе проходящих через межэтажные перекрытия с устройством монтажных соединений рекомендуется экспертом на основании запредельного срока эксплуатации – 40 лет (нормативный – 15 лет) и примечания к таблице №2 в приложении к заключению эксперта); замена кровельного покрытия (с восстановлением теплоизоляционного слоя и выравнивающей стяжки, заменой карнизных свесов из кровельной стали); замена деревянных дверных блоков в тамбурах; замена оконных блоков в подъездах, окраска; устройство отмостки; устройство металлического ограждения оконных проемов на междуэтажных лестничных площадках в подъездах (по подобию имевшихся изначально) (л.д.13).

18.12.2012 возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 14).

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, администрации города Ульяновска неоднократно назначались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа.

06.03.2025 в адрес администрации города Ульяновска судебным приставом исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП  России вынесено требование о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа в срок до 09 часов 00 минут 10.03.2025, которое было получено администрацией 06.03.2025 (л.д.17).

Согласно данному требованию должником необходимо было предоставить судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области  информацию, касающуюся исполнения судебного решения:

об исполнении требований указанного вышеуказанного решения по вышеуказанному дому;

исполнения требования исполнительного документа частично, либо полностью;

указать объем исполненных требований по вышеуказанному дому, а так же указать причины не исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Предоставить документы подтверждающие выполнение объема исполненных требований с указанием номера акта выполненных работ, и приложением акта выполненных работ и фото таблиц выполненных работ;

предоставить локальный сметный расчет по вышеуказанному дому для исполнения требований исполнительного документа за 2023 год, 2024 год, 2025 год. В случае отсутствия сметы на проведение работ предоставить информацию по каким причинам длительное время не была составлена смета с подтверждающими документами, также указать номера писем и ответов;

предоставить таблицы потребности в бюджетных ассигнованиях по вышеуказанному дому на 2023 год, 2024 год и 2025 год и плановый период на 2026 и 2027 года;

предоставить план организационных мероприятий по подготовке проекта бюджета МО г. Ульяновска на 2024 год, 2025 год и плановый 2026 и 2027 года;

в какую государственную программу и категорию входит вышеуказанный исполнительный документ;

предоставить информацию вносились ли изменения в сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024 года по вышеуказанному дому в связи с превышениями ассигнования. В случае внесения предоставить подтверждающие документы, также указать номера писем и ответов;

какие меры были приняты для исполнения вышеуказанного решения суда, какие обращения направлялись по конкретному решению;

подана ли заявка о выделении финансирования на исполнение вышеуказанного решения; если да предоставить следующие документы: заявка о выделении денежных средств, сопроводительный документ к заявке о финансировании, перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования, дефектная ведомость, предварительная смета расходов, заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта;

предоставить документы, подтверждающие выделение финансирования денежных по вышеуказанному дому средств в случае частичного исполнения по вышеуказанному адресу;

предоставить информацию направлялись ли вместе с заявкой на выделение денежных средств по вышеуказанному дому копия исполнительного документа , постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление о назначении нового срок исполнения решения суда. Если направлялись, указать номера писем и ответов;

предоставить информацию обращались ли Вы за дополнительным финансирование денежных средств, в связи большим количеством исполнительных документов неимущественного характера и необходимостью их исполнения. Если направлялись, указать номера писем и ответов;

в случае отказа в финансировании предоставить копию ответа;

предоставить документальное подтверждение о том, участвовали в планирование бюджета. Если да, рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на исполнение решения суда;

предоставить документальное подтверждение обращались ли вы за выделением субсидий из бюджета на исполнение решение суда;

предоставить документальное подтверждение направлялось ли предложение Законодательное собрание Ульяновской области об изменении бюджета, с целью выделения денежных средств на исполнение решение суда. Если направлялись, указать номера писем и ответов.

В установленный срок требование судебного пристава-исполнителя от 06.03.2025 не исполнено в полном объеме, что подтверждено рапортом судебного пристава-исполнителя и актом об обнаружении правонарушения от 11.03.2025 (л.д. 19-20).

По данному факту 11.03.2025 судебным приставом-исполнителем в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 21).

Как указано выше, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.04.2025 администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 06.06.2025 указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления верно указано, что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное ст.17.14 КоАП РФ - нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации и документов по вышеуказанному исполнительному производству. Из описательно-мотивировочной части постановления №464/25/98073-АП от 11.04.2025 исключено указание на дату вынесения требования 19.02.2025. В остальной части постановление оставлено без изменения.

С учетом непринятия администрацией города Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению требования судебного пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь должником по исполнительному производству, допустила нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации об исполнении требований исполнительного документа в установленный срок.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение законного требования судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства в установленный срок, не представлено.

К уважительным причинам неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией города Ульяновска законного требования судебного пристава-исполнителя, в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам жалобы запрошенные документы и письменные пояснения в адрес судебного пристава в полном объеме представлены не были.

Из материалов дела усматривается, что в письменном ответе администрации города Ульяновска отсутствует информация по ряду поставленных вопросов, в связи с чем требование судебного пристава-исполнителя нельзя признать исполненным в полном объеме, кроме того письменный ответ администрацией города Ульяновска предоставлен в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России 12.03.2025, то есть за пределами установленного в требовании срока.

Доводы жалобы о том, что судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения суда подлежат отклонению.

В силу ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право совершения действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе предоставлено право запрашивать необходимые сведения об исполнении решения суда и мерах, предпринятых должником для исполнения судебного решения, получать объяснения и иную информацию в рамках исполнительного производства.

В настоящем случае требование о предоставлении запрашиваемой судебным приставом-исполнителем информации и документации не выходит за пределы полномочий судебного пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается конкретного исполнительного производства и направлена на создание условий для полного и своевременного исполнения требований исполнительного документа.

О невозможности исполнения данного требования судебного пристава-исполнителя администрация города Ульяновска не сообщала. До истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем, какой-либо ответ на требование от администрации города Ульяновска не поступал, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы о том, что имеются основания для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ отклоняются, поскольку администрация города Ульяновска является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые, достаточные и своевременные меры, направленные на получение бюджетного финансирования и исполнение решения суда в установленные сроки.

Доводы жалобы о том, что при отсутствии бюджетных средств у органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от ответственности, основаны на неверном толковании закона, поскольку должником по рассматриваемому исполнительному производству является администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.

По этим же основаниям отклоняются доводы жалобы о том, что при наличии профильных подразделений администрация города Ульяновска не может являться надлежащим субъектом ответственности.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

 

постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 апреля 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 6 июня 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Ульяновска оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                И.Р. Хайбуллов