УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Навасардян В.С.
Дело №7-582/2025
73RS0002-01-2025-003009-52
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 21 августа 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Хайбуллов И.Р.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Екатерины Александровны на постановление заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 11 апреля 2025 года
и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 5 июня 2025 года, вынесенные в отношении администрации города
Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(дело № 12-710/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП
по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 11.04.2025 администрация г.Ульяновска
признана виновной в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, и подвергнута
административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 05.06.2025
указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления верно
указано, что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение,
предусмотренное ст.17.14 КоАП РФ - нарушение
должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в
невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя о
предоставлении информации и документов по вышеуказанному исполнительному
производству. Из описательно-мотивировочной части постановления №463/25/98073-АП
от 11.04.2025 исключено указание на дату вынесения требования 19.02.2025. В
остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными постановлением
должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство
по делу - прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что взыскание штрафов связано с невозможностью исполнения решений
судов из-за дефицита средств бюджета. Администрация города Ульяновска
неоднократно направляла обращения в Ульяновскую Городскую Думу и Губернатору
Ульяновской области о выделении финансирования. Получены ответы, что указанным
вопросам уделяется первоочередное внимание и вопросы финансирования в
необходимом объеме бюджетных обязательств муниципалитета по исполнению решений
судов о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, оплате
штрафов и исполнительского сбора стоят на контроле Комитета по бюджету и
налогам Ульяновской Городской Думы.
Ссылаясь на правовую
позицию Конституционного Суда РФ и судебную практику Верховного Суда РФ, на
отсутствие надлежащего финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению
по ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Указывает, что
администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным
органом, в структуру которого входит Управление жилищно-коммунальным
хозяйством, осуществляющее бюджетные полномочия главного распорядителя,
администратора и получателя средств местного бюджета. При этом осуществление
общего руководства и контроля за формированием перечня объектов капитального
ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск» возложено на
заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской инфраструктуры).
Утверждает, что при
вынесении постановления судебным приставом-исполнителем в нарушение принципов
всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств
данного дела не была дана оценка документам и письменным пояснениям, данным
представителем администрации города Ульяновска при составлении протокола, и
бремя доказывания невиновности в совершении административного правонарушения
возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности, что
повлекло нарушение презумпции невиновности администрации города Ульяновска.
Согласно п.4.1
Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города
Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 №
90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города
Ульяновска», Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города
Ульяновска осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного
администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Ульяновской Городской Думы
от 25.06.2014 № 80 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «город
Ульяновск», бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается
ежегодно Ульяновской Городской Думой, а не администрацией города Ульяновска.
Администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих целевое назначение, в связи
с чем полагает, что в деянии администрации города Ульяновска отсутствует состав
административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Ссылаясь на
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П,
полагает, что штрафные санкции отрицательно скажутся на решении вопросов
местного значения, возложенных на администрацию города Ульяновска действующим
законодательством.
По состоянию на
10.06.2025 на исполнении в отделах Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской
области находятся 316 исполнительных производств. Общая потребность в денежных
средствах на исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта
многоквартирных домов составляет более 5 миллиардов рублей и более 1,1
миллиарда рублей на исполнение решений судов в сфере дорожного хозяйства.
В настоящее время
лимиты денежных средств, предусмотренных для проведения работ по капитальному
ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах в соответствии с
судебными решениями в бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на
2024 год распределены. Вопрос проведения работ будет рассмотрен при выделении
дополнительного финансирования.
Указывает, что
судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Ульяновска
вынесены фактически одинаковые требования: о необходимости исполнить решение
суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения
суда.
Ссылаясь на то, что
в адрес администрации города Ульяновска фактически вынесены требования,
обязывающие выполнить одни и те же действия, направленные на исполнение решения
суда и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15 КоАП
РФ, считает, что в действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав
административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болотиной Е.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние
администрации города Ульяновска верно квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение
должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся, в том
числе, в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 07.02.2012 на администрацию города Ульяновска возложена
обязанность произвести в доме *** в. г. Ульяновске следующие виды работ по
капитальному ремонту: капитальный ремонт мягкой кровли дома, замену стояков,
трубопроводов общего пользования ХВС дома (замена не замененных участков, в том
числе, проходящих через межэтажные перекрытия) с устройством монтажных
соединений); замену стояков, трубопроводов общего пользования («лежаков»)
канализации дома (замена не замененных участков, в том числе, проходящих через
межэтажные перекрытия с устройством монтажных соединений); замену стояков и
трубопроводов отопления общего пользования дома (замена не замененных участков
с устройством монтажных соединений); замену деревянных дверных блоков в
тамбурах, в помещении элеватора; замену, установку и ремонт дверей (люков) в техподполье; окраску; замену наружных оконных переплетов и
установку отливов; ремонт оконных коробок и внутренних переплетов; окраска;
обустроить отмостку (л.д.13).
29.03.2012
возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 16).
16.04.2012 в
отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 18).
В связи с
неисполнением требований исполнительного документа, администрации города
Ульяновска неоднократно назначались новые сроки для исполнения требований
исполнительного документа.
20.02.2025 в адрес
администрации города Ульяновска судебным приставом исполнителем СОСП по
Ульяновской области ГМУ ФССП России
вынесено требование о предоставлении информации об исполнении требований
исполнительного документа в срок до 09 часов 00 минут 04.03.2025, которое
было получено администрацией 25.02.2025 (л.д.23).
Согласно данному
требованию должником необходимо было предоставить судебному
приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области информацию, касающуюся исполнения судебного
решения:
об исполнении
требований указанного вышеуказанного решения по вышеуказанному дому;
исполнения
требования исполнительного документа частично, либо полностью;
указать объем
исполненных требований по вышеуказанному дому, а так же указать причины не
исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. Предоставить
документы, подтверждающие выполнение объема исполненных требований, с указанием
номера акта выполненных работ, и приложением акта выполненных работ и фото
таблиц выполненных работ;
предоставить
локальный сметный расчет по вышеуказанному дому для исполнения требований
исполнительного документа за 2023 год, 2024 год, 2025 год. В случае отсутствия
сметы на проведение работ предоставить информацию по каким причинам длительное
время не была составлена смета с подтверждающими документами, также указать
номера писем и ответов;
предоставить таблицы
потребности в бюджетных ассигнованиях по вышеуказанному дому на 2023 год, 2024
год и 2025 год и плановый период на 2026 и 2027 года;
предоставить план
организационных мероприятий по подготовке проекта бюджета МО г. Ульяновска на
2024 год, 2025 год и плановый 2026 и 2027 года;
в какую
государственную программу и категорию входит вышеуказанный исполнительный
документ;
предоставить
информацию вносились ли изменения в сводную бюджетную роспись за 2023 и 2024
года по вышеуказанному дому в связи с превышениями ассигнования. В случае
внесения предоставить подтверждающие документы, также указать номера писем и
ответов;
какие меры были
приняты для исполнения вышеуказанного решения суда, какие обращения
направлялись по конкретному решению;
подана ли заявка о
выделении финансирования на исполнение вышеуказанного решения; если да
предоставить следующие документы: заявка о выделении денежных средств,
сопроводительный документ к заявке о финансировании, перечень объектов,
подлежащих ремонту, акт их обследования, дефектная ведомость, предварительная
смета расходов, заключение государственной экспертизы проверки достоверности
определения сметной стоимости капитального ремонта;
предоставить
документы, подтверждающие выделение финансирования денежных по вышеуказанному
дому средств в случае частичного исполнения по вышеуказанному адресу;
предоставить
информацию направлялись ли вместе с заявкой на выделение денежных средств по
вышеуказанному дому копия исполнительного документа , постановление о
возбуждении исполнительного производства, постановление о назначении нового
срок исполнения решения суда. Если направлялись, указать номера писем и
ответов;
предоставить
информацию обращались ли Вы за дополнительным финансирование денежных средств,
в связи большим количеством исполнительных документов неимущественного
характера и необходимостью их исполнения. Если направлялись, указать номера
писем и ответов;
в случае отказа в
финансировании предоставить копию ответа;
предоставить
документальное подтверждение о том, участвовали в планирование бюджета. Если
да, рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение решения суда;
предоставить
документальное подтверждение обращались ли вы за выделением субсидий из бюджета
на исполнение решение суда;
предоставить
документальное подтверждение направлялось ли предложение Законодательное
собрание Ульяновской области об изменении бюджета, с целью выделения денежных
средств на исполнение решение суда. Если направлялись, указать номера писем и
ответов.
27.02.2025 администрацией г.Ульяновска на указанное требование был дан ответ, из содержания которого следует,
что требование судебного пристава о предоставлении необходимой информации и
документов исполнено частично, а именно не выполнено в части предоставления
следующей информации: в случае отсутствия сметы на проведение работ
предоставить информацию по каким причинам длительное время не была составлена
смета с подтверждающими документами, также указать номера писем и ответов
(п.3); предоставить таблицы потребности в
бюджетных ассигнованиях по вышеуказанному дому на 2024 год (п.4); предоставить документы, подтверждающие выделение финансирования денежных
по вышеуказанному дому средств в случае частичного исполнения по вышеуказанному
адресу (с учетом того, что в ответе администрации содержатся сведения о
частичном исполнении требований исполнительного документа) (п. 10).
По данному факту
11.03.2025 судебным приставом-исполнителем в отношении администрации города
Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 26).
Постановлением от
11.04.2025 администрация города Ульяновска привлечена к административной
ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 05.06.2025
указанное постановление изменено, в мотивировочной части постановления верно
указано, что администраций г.Ульяновска совершено правонарушение, предусмотренное
ст.17.14 КоАП РФ - нарушение должником
законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении
законных требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении информации
и документов по вышеуказанному исполнительному производству. Из
описательно-мотивировочной части постановления №463/25/98073-АП от 11.04.2025
исключено указание на дату вынесения требования 19.02.2025. В остальной части
постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия
администрацией города Ульяновска необходимых и достаточных мер по исполнению
требования судебного пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к
правильному выводу о том, что администрация города Ульяновска обоснованно
привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь должником по исполнительному
производству, допустила нарушение законодательства об исполнительном
производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного
пристава-исполнителя о предоставлении информации об исполнении требований
исполнительного документа в установленный срок.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
законного требования судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного
производства в установленный срок, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения законных требований судебного пристава-исполнителя в
установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые
обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся
вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией города Ульяновска законного требования судебного
пристава-исполнителя, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам
жалобы запрошенные документы и письменные пояснения в адрес судебного пристава
в полном объеме представлены не были.
Из материалов дела
усматривается, что в письменном ответе администрации города Ульяновска отсутствует
информация по ряду поставленных вопросов, в связи с чем требование судебного
пристава-исполнителя нельзя признать исполненным в полном объеме.
Доводы жалобы о том,
что судебным приставом-исполнителем в адрес администрации города Ульяновска
вынесены фактически одинаковые требования о необходимости исполнить решение
суда и о необходимости представить документы, подтверждающие исполнения решения
суда подлежат отклонению.
В силу ст.64
Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
судебному приставу-исполнителю предоставлено право совершения действий,
направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения,
а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному
исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе
предоставлено право запрашивать необходимые сведения об исполнении решения суда
и мерах, предпринятых должником для исполнения судебного решения, получать
объяснения и иную информацию в рамках исполнительного производства.
В настоящем случае
требование о предоставлении запрашиваемой судебным приставом-исполнителем
информации и документации не выходит за пределы полномочий судебного
пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается конкретного исполнительного
производства и направлена на создание условий для полного и своевременного
исполнения требований исполнительного документа.
О невозможности
исполнения данного требования судебного пристава-исполнителя администрация
города Ульяновска не сообщала. До истечения срока, установленного судебным
приставом-исполнителем, какой-либо ответ на требование от администрации города
Ульяновска не поступал, доказательств обратного в материалы дела не
представлено.
Доводы жалобы о том,
что имеются основания для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП
РФ отклоняются, поскольку администрация города Ульяновска является участником
бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными
полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые, достаточные
и своевременные меры, направленные на получение бюджетного финансирования и
исполнение решения суда в установленные сроки.
Доводы жалобы о том,
что при отсутствии бюджетных средств у органа местного самоуправления последний
подлежит освобождению от ответственности, основаны на неверном толковании
закона, поскольку должником по рассматриваемому исполнительному производству
является администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из
положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение
решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов судьи районного суда, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены,
наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП
РФ в минимальном размере.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 11 апреля 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 июня
2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении администрации города Ульяновска
оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
И.Р. Хайбуллов