УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кашицына Е.В.
Дело №7-570/2025
73RS0002-01-2025-002171-44
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
21 августа 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Хайбуллов И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Токаря Сергея Валерьевича на
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России от 26 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 6 июня 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-543/2025),
установил:
постановлением заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 26 марта 2025 года
администрация города Ульяновска признана виновной в совершении
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута
административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000
рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 6 июня 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Токарь С.В. не соглашается с вынесенными
постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по
делу - прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что администрация города
Ульяновска не устраняется от исполнения решения суда, однако исполнить
требование в установленный судебным приставом-исполнителем срок в полном объеме
из-за отсутствия финансовых средств и
без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего
законодательства, не представляется возможным.
Отмечает, что администрация города Ульяновска не вправе
производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета,
имеющих иное целевое назначение. Администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные
средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным
бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.
Подробно позиция защитника администрации города
Ульяновска Токаря С.В. изложена
в жалобе.
Просит восстановить срок на обжалование в случае его
пропуска.
Из материалов дела следует, что копия судебного решения
получена администрацией города
Ульяновска 10.06.2025 (л.д.42), а жалоба направлена в суд 16.06.2025 (л.д.51),
т.е. в течение установленного срока на обжалование, в связи с чем основания для
восстановления указанного срока отсутствуют.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем
полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии
с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что деяние администрации города
Ульяновска квалифицировано по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора.
Так, вступившим в законную силу 28 ноября 2023 года решением
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 11 октября 2023 года, на
администрацию города Ульяновска возложена обязанность привести детскую
площадку, расположенную между домами № *** в г. Ульяновске в соответствии с
эксплуатационными требованиями ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт
Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских игровых площадок. безопасность конструкции и методы
испытаний. Общие требования», а именно: установить ограждение песочницы,
произвести замену сидений на качелях, установить боковую защиту на горке,
произвести окраску 2 качелей и горки» (л.д. 17).
06.05.2024 возбуждено исполнительное производство и должнику
установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного
документа (л.д. 16).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
15.05.2024 в отношении администрации города Ульяновска
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 19).
30.08.2024 судебным приставом-исполнителем
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного
решения до 30.10.2024 (л.д. 20).
31.10.2024 года составлен акт совершения исполнительных
действий, из которого следует, что решение суда не исполнено (л.д. 22).
По данному факту 14.03.2025 судебным приставом-исполнителем
в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 25).
Как указано выше, постановлением заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 26 марта 2025 года
администрация города Ульяновска привлечена к административной ответственности
по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 6 июня 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем в настоящее время имеются основания для отмены
постановления и решения судьи.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано,
что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его
совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения
правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется
новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу
об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению в случае признания утратившим силу закона или его
положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за
исключением случая одновременного вступления в силу положений закона,
отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за
то же деяние уголовную ответственность
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий
административную ответственность за административное правонарушение либо иным
образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение,
имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило
административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в
отношении которого постановление о назначении административного наказания не
исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются
взаимосвязанными, поскольку воспроизводят и конкретизируют соответствующие
положения Конституции Российской Федерации применительно к институту
административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим
нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность,
распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о
назначении административного наказания.
Федеральным законом от 31.07.2025 №272-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона "Об исполнительном
производстве" и статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие
изменения:
1) часть 1 статьи 105 после слов «о взыскании
исполнительского сбора»" дополнить словами «, за исключением случаев,
предусмотренных частью 5 статьи 112 настоящего Федерального закона,»;
2) часть 5 статьи 112 дополнить пунктом 10 следующего
содержания:
«10) по исполнительным документам, содержащим требования
неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной
власти (государственного органа), органа местного самоуправления или
государственного (муниципального) казенного учреждения.».
Указанные изменения вступили в законную силу 11 августа 2005
года.
Согласно приведенным нормам с указанной даты исполнительский
сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено, в
том числе по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного
характера, в отношении должника - органа государственной власти
(государственного органа), органа местного самоуправления или государственного
(муниципального) казенного учреждения.
Одновременно Федеральным законом от 31.07.2025 №273-ФЗ «О
внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях» статья 17.15 дополнена частью 1.3 следующего
содержания: «Неисполнение должником - органом государственной власти
(государственным органом), органом местного самоуправления или государственным
(муниципальным) казенным учреждением содержащихся в исполнительном документе
требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством
об исполнительном производстве, - влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.».
Анализ взаимосвязанных положений Федеральных законов от
31.07.2025 №272-ФЗ и №273-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении должников -
органов государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, не
исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный законодательством об исполнительном
производстве, введена специальная норма (часть 1.3), по которой ответственности
подвергаются только должностные лица указанных органов и учреждений.
Таким образом, норма, устанавливающая ответственность
должников – юридических лиц, не исполнивших содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера, предусмотренная частью 1
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании
исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов государственной
власти (государственных органов), органов местного самоуправления или
государственных (муниципальных) казенных учреждений, прекратила свое действие с
11 августа 2025 года в отношении указанных органов и учреждений, поскольку они
исключены из числа субъектов, в отношении которых подлежит взысканию
исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
соответственно, из числа субъектов ответственности по указанной норме. При этом
специальная норма (ч.1.3 ст.17.15 КоАП РФ) также не предусматривает
ответственности указанных органов и учреждений.
В материалах дела об административном правонарушении
сведений об исполнении администрацией города Ульяновска постановления о
назначении административного штрафа не имеется.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам
рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном
правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении
производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при
недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 26 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города
Ульяновска от 6 июня 2025 года, вынесенные в отношении администрации города
Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении -
прекращению по основаниям, установленным пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 26 марта 2025 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 6 июня 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном
правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья
И.Р. Хайбуллов