Судебный акт
Ч.2 ст.12.21.1
Документ от 21.08.2025, опубликован на сайте 27.08.2025 под номером 120785, Админ. 2 пересмотр, ст.12.21.1 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Талягина Ю. Е.                                                                    Дело №7-599/2025

73RS0015-01-2025-000190-60

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 21 августа 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Артыковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг»» Милюкова Андрея Владимировича на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 28 марта 2025 года и решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 5 июня
2025 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг» по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело                    №12-1-29/2025),

установил:

 

постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10677481250541090344 от 28.03.2025 общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.

Решением судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 05.06.2025 указанное постановление изменено, снижен размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 187 500 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, генеральный директор ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг» Милюков А.В. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного органа и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене.

В обоснование жалобы указывает, что техническое устройство транспортного средства – мусоровоза предполагает основную нагрузку на заднюю ось машины, что обусловлено нахождением крупногабаритных силовых элементов гидроустановки. Основная масса спрессованных отходов также приходится на заднюю ось транспортного средства, возможность контролировать собственный вес твердых коммунальных отходов при погрузке отсутствует – отходы грузятся исходя из возможного объема, а не веса, распределить равномерно нагрузку на оси мусоровывозящей техники не представляется возможным из-за неоднородного характера твердых коммунальных отходов.

Просит учесть, что общество является региональным оператором, осуществляющим вывоз твердых коммунальных отходов, в связи с чем денежные средства, которые будут потрачены в счет погашения штрафа не заложены в тарифе на вывоз твердых коммунальных отходов и будут изъяты из оборота компании, что негативно скажется на деятельности компании и в последующем приведет к увеличению тарифов на утилизацию твердых коммунальных отходов.

Ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, и отсутствие вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.02.2025 №27-ФЗ «О внесении в ст.62 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесены изменения о неосуществлении весового и габаритного контроля в отношении двуосных и трехосных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных отходов в период с 01.04.2025 по 01.03.2028.

Подробно позиция генерального директора ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг» Милюкова А.В. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав пояснения защитника юридического лица
Дрожжина С.О., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) была предусмотрена административная ответственность, в том числе, за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.12.21.5 КоАП РФ. За совершение данного правонарушения было установлено административное наказание в виде административного штрафа в размере трехсот семидесяти пяти тысяч рублей.

Деяние ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг» квалифицировано по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Согласно п.23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В силу п.23.5 данных Правил движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положения ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ  пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений.

Допустимые масса, нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

В силу ч.2 Постановления Правительства России от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», под тяжеловесным транспортным средством понимается - транспортное средство, нагрузка на ось которого и (или) масса которого с грузом или без груза превышают допустимую нагрузку на ось и (или) допустимую массу транспортного средства, установленные приложениями № 2 и 3 к настоящим Правилам, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков.

Из материалов дела следует, что 23.02.2025 в 17:53:21 по адресу 114 км 238 м а/д Солдатская Ташла – Кузоватово – Новоспасское – Радищево – Старая Кулатка – граница области, Ульяновская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством ***, государственный регистрационный знак ***, в составе 3-хосного одиночного ТС, в нарушение положений пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2023 № 2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения, поскольку согласно акта № 2025022408225105 измерения параметров транспортного средства, превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 11,96 % (0,957 т) на ось № 2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8,957 т на ось № 2 при допустимой нагрузке 8 т на ось, по осевой нагрузке одиночного ТС на 8,41% (0,673 т) на ось № 3 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 8,673 т на ось № 3 при допустимой нагрузке 8 т на ось.

Собственником (владельцем) данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг».

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме – АРХИМЕД, заводской номер ARW06111, поверка которого действительна до 12.08.2025 включительно.

Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг» к административной ответственности соблюдены.

Доводы жалобы об отсутствии вины, о специфике перевозимого груза, не позволяющей оформить специальное разрешение, а также о техническом устройстве транспортных средств, занимающихся транспортировкой ТКО, которые имеют утяжеление оси, подлежат отклонению, поскольку собранными по делу доказательствами установлен факт  движения тяжеловесного транспортного средства, принадлежащего обществу, с превышением осевых нагрузок.

При этом доводы о внесенных Федеральным законом от 28.02.2025 №27-ФЗ «О внесении в ст.62 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменениях, в соответствии с которыми весовой контроль в отношении двуосных и трехосных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных отходов в период с 01.04.2025 по 01.03.2028 не осуществляется, не являются основанием для отмены вынесенных по делу актов и прекращения производства по делу.

Так действие установленного Федеральным законом от 28.02.2025 №27-ФЗ моратория, предусматривающего ограничения на осуществление контроля транспортных средств, используемых для транспортировки ТКО, в период с 01.04.2025 по 01.03.2028, не распространяется на отношения, возникшие ранее его введения, поскольку правовая конструкция указанного нормативного правового акта содержит правила, не подлежащие расширительному толкованию и не свидетельствующие о смягчении или отмене административной ответственности за выявленные нарушения, а только изменяет порядок проведения контрольных мероприятий на данный тип транспортных средств на определенный период, начиная с 01.04.2025.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления и решения судьи.

Действия общества квалифицированы по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 07.07.2025 №209-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу 18.07.2025, ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ признана утратившей силу.

Этим же Федеральным законом от 07.07.2025 № 209-ФЗ указанное нарушение  включено в диспозицию абз.1 ч.4 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Таким образом, в настоящее время ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов, что влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.

Поскольку санкция ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ) является менее строгой, чем санкция ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), то действия ООО «Межрегиональный экологический оператор «Юг подлежат переквалификации на ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 №209-ФЗ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа, с учетом применения положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ,  в размере 150 000 рублей.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.

Руководствуясь ст.ст.30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 28 марта 2025 года и решение судьи Новоспасского районного суда Ульяновской области от 5 июня 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг», изменить: совершенное обществом с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг» деяние переквалифицировать с части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.12.2024 № 490-ФЗ) на часть 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный экологический оператор «Юг»» Милюкова Андрея Владимировича – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                       В.Г. Буделеев