Судебный акт
О предоставлении доступа в жилое помещение
Документ от 26.08.2025, опубликован на сайте 04.09.2025 под номером 120815, 2-я гражданская, об обеспечении доступа в жилое помещение для проведения ремонтных работ общедомового имущества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                               73RS0013-01-2025-000661-14

Дело № 33-3361/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               26 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Галискаровой Людмилы Ивановны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 апреля 2025 года, с учетом определения об исправлении описки от
29 мая 2025 года, по гражданскому делу № 2-689/2025, по которому постановлено:

 

Исковые требования ООО «УК Димитровград» (ИНН 7329020003) к Галискаровой Наталье Евгеньевне (паспорт ***), Галискаровой Людмиле Ивановне (паспорт ***) о понуждении к обеспечению доступа в квартиру для проведения ремонтных работ общедомового имущества удовлетворить.

Обязать Галискарову Людмилу Ивановну, Галискарову Наталью Евгеньевну обеспечить доступ представителей общества с ограниченной ответственностью «УК Димитровград» в жилое помещение, расположенное по адресу:
***, к внутридомовым инженерным сетям (стояку водоотведения, фановой трубе) для проведения выполнения
ООО «УК Димитровград» полной замены трубы стояка канализации в кв. *** с переходом через перекрытие и соединением с трубопроводом на *** этаже вытяжной его части (фановой трубы) на пластиковые трубы - демонтаж оставшихся чугунных труб (у потолка и раструбного соединения), демонтаж смонтированных пластиковых звеньев трубопровода и монтаж новых труб с выполнением соединений согласно нормативным требованиям (предъявляемым к монтажу трубопроводов из однородного материала) (демонтаж раструба диаметром 110 – 1шт., установка нового раструба диаметром 110 -1 шт).

Взыскать с Галискаровой Людмилы Ивановны, Галискаровой Натальи Евгеньевны в пользу ООО «УК Димитровград» государственную пошлину в сумме 20 000 руб., по 10 000 руб. с каждой.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения ответчика Галискаровой Л.И. и ее представителя Мельниковой А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Димитровград» (далее – ООО «УК Димитровград») обратилось в суд с иском к Галискаровой Н.Е., Галискаровой Л.И. о понуждении к обеспечению доступа в жилое помещения для проведения ремонтных работ общедомового имущества.

Требования мотивированы тем, что ООО «УК Димитровград» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу ***, с 1 сентября 2020 г. Ответчики являются собственниками квартиры №*** вышеуказанного дома. Собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме было принято решение, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20 декабря 2023 г. № 1, о проведении работ по замене фановых труб с ремонтом кровли ***. Однако ответчики воспрепятствуют в обеспечении доступа в жилое помещение для проведения ремонтных работ общедомового имущества.

С учетом изложенного, ООО «УК Димитровград» просило обязать Галискарову Н.Е., Галискарову Л.И. обеспечить доступ в квартиру № ***, а именно доступ к внутридомовым инженерным сетям (стояку водоотведения, фановой трубе) для выполнения работ по полной замене трубы стояка канализации с переходом через перекрытие и соединение с трубопроводом на *** этаже и вытяжной его части (фановой трубы) на пластиковые трубы – демонтаж оставшихся чугунных труб (у потолка и раструбного соединения), демонтаж смонтированных пластиковых звеньев трубопровода и монтаж новых труб с выполнением соединений согласно нормативным требованиям (предъявляемым к монтажу трубопроводов из однородного материала) демонтаж раструба диаметром 110 – 1 шт., установка нового раструба диам.110 – 1 шт.)

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Галискарова Л.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что она не ограничивает доступ истцу в свою квартиру, однако считает, что труба, которую считает необходимым заменить ООО «УК Димитровград», не подлежит ремонту в виду ее исправности. Факт обратного истцом в процессе судебного разбирательства не доказан.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Галискарова Л.И. и Галискарова Н.Е. являются собственниками (по 1/2 доле каждая) квартиры, расположенной по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 68-70).

ООО «УК Димитровград» является управляющей организаций, осуществляющей содержание и управление общим имуществом многоквартирного дома по адресу: ***, на основании договора управления многоквартирным домом от 1 сентября 2020 г. (л.д. 8-15).

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, оформленным протоколом от 20 декабря 2023 г. № 1, утвержден план по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающий в себя замену фановых труб с ремонтом кровли (л.д. 18-28).

Обращаясь в суд с иском, истец ООО «УК Димитровград» ссылался на то обстоятельство, что ответчиками доступ сотрудникам управляющей компании к общему имуществу для осмотра проведения ремонтных предоставлен не был, в подтверждение чего представлены предписания в адрес Галискаровой Л.И. и Галискаровой Н.Е. от 20 октября 2023 г., 3 июля 2024 г. и 17 июля 2024 г. (л.д. 33-35, 42), заявление Галискаровой Л.И. о несогласии с проведением ремонтных работ от 8 июля 2024 г. (л.д. 40)

Отказ в предоставлении ответчиками жилого помещения по адресу:
***, зафиксирован актом от 30 июля 2024 г. (л.д. 49).

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы
АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» № *** в настоящее время в квартире № *** требуется замена стояка канализации и вытяжной его части (фановой трубы) на пластиковые трубы – демонтаж оставшихся чугунных труб (у потолка и раструбного соединения), демонтаж смонтированных пластиковых звеньев трубопровода и монтаж новых труб с выполнением соединений согласно нормативным требованиям. При замене вытяжной части стояка со стороны крыши требуется вскрытие кровли и перекрытия (техэтажа), примыкающих к трубе (без этого доступ к трубе в зоне техэтажа не будет обеспечен); после замены – восстановить перекрытие и кровлю в обратном порядке. Следует отметить, что перекрытие между квартирой № *** и техэтажом в этом случае не будет затронуто, так как по периметру трубы в перекрытии в настоящее время имеются неплотности, зазоры, позволяющие удалить старую трубу  и установить новую. Стояк канализации, проходящий через туалет квартиры № ***, а также вытяжная его часть – строго вертикальный трубопровод. При замене вытяжной части канализационного стояка (фановой трубы) она не может быть смонтирована, минуя квартиру № *** в другом месте – только строго вертикально, как изначально предусмотрено проектной документацией и нормативными требованиями (л.д. 146-158)

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами части 2 статьи 1, статей 17, 30, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 10-13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
13 августа 2006 г. № 491, пунктов 32, 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, разъяснениями, содержащимися в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», исследовал и оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в том числе, заключение судебной строительно-технической экспертизы АНО «Экспертной  специализированной организации «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск»
№ ***, и пришел к выводу об удовлетворении иска.

При этом суд исходил из того, что ООО «УК Димитровград» как управляющая компания вправе получить доступ в жилое помещение для проведения обследования и ремонта общедомового имущества, ответчики не вправе препятствовать выполнению работ в интересах обеспечения потребностей других собственников жилых помещений многоквартирного дома на получение коммунальных услуг, соответствующих требованиям к их качеству.

Рассматривая данный жилищный спор в пределах доводов жалобы Галискаровой Л.И., судебная коллегия с выводами суда о возложении на ответчиков обязанности предоставить управляющей компании доступ в принадлежащее им жилое помещение для проведения ремонтных работ соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпунктам «а», «б» и «г» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

В силу абзаца 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей, стояков, заглушек, вытяжных труб и т.д., а также другого оборудования, расположенного в этой системе, является общим имуществом многоквартирного дома.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме  предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за не надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В подпункте «е» пункта 34 указанных Правил закреплена обязанность потребителя допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29 мая 2018 г. № 1239-О, указанные положения Правил № 354 направлены на поддержание в надлежащем состоянии внутриквартирного оборудования и качественное предоставление коммунальных услуг, обеспечивая при этом необходимый баланс интересов собственников (пользователей) помещений, лиц, предоставляющих коммунальные услуги, а также представителей государственных органов, осуществляющих контроль и надзор.

По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт «е» пункта 3 Правил № 354).

Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.

С учетом установленных по делу обстоятельств дела и приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики как собственники жилого помещения обязаны допустить управляющую организацию в принадлежащую им квартиру для проведения необходимых работ в отношении общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности необходимости замены стояка канализации и фановой трубы и отсутствии препятствий со стороны ответчиков в допуске в квартиру сводятся к оспариванию установленных судом обстоятельств.

Изложенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку в решении суда. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от
25 апреля 2025 года, с учетом определения об исправлении описки от 29 мая
2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галискаровой Людмилы Ивановны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.08.2025