Дело № 3а-76/2025
73OS0000-01-2025-000078-52
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2025
года город
Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Кинчаровой О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Шапошниковой М.В.,
с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью
«Объединенные электрические сети» о
признании недействующим в части приказа
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 29 ноября 2024
года № 108-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической
энергии на территории Ульяновской области на 2025 год» и административному исковому заявлению заместителя
прокурора Ульяновской области о признании недействующими в части приказов
Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 108-П «Об установлении цен (тарифов) на
услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на
2025 год», от 29 ноября 2024 года № 107-П «Об установлении индивидуальных
тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между
сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2025 год»
у с т а н о в и л :
29
ноября 2024 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
принят приказ № 108-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче
электрической энергии на территории Ульяновской области на 2025 год» (далее
также приказ № 108-П).
29
ноября 2024 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
принят приказ № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по
передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями
на территории Ульяновской области на 2025 год» (далее также приказ № 107-П).
Указанные
приказы были официально опубликованы в выпуске газеты «Ульяновская правда» от
10 декабря 2024 года № 80 (24.749).
Общество
с ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» (далее – ООО
«ОЭС», общество, административный истец) обратилось в суд с административным
исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Агентству по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области о признании недействующим со
дня принятия приказа Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство,
тарифный орган) от 29 ноября 2024 года №
108-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической
энергии на территории Ульяновской области на 2025 год» в части необходимой
валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете)
единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в
субъекте Российской Федерации ООО «ОЭС», возложении обязанности принять
заменяющие нормативные правовые акты.
В обоснование требований
указало, что при определении необходимой валовой выручки ООО «ОЭС» на 2025
год в нарушение действующего
законодательства уровень подконтрольных
расходов, включающий расходы на оплату труда, определен без учета вступившего в законную силу решения
Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024 года по делу № ***.
Поскольку подконтрольные расходы в части затрат на
оплату труда были определены неверно, соответственно подлежат пересмотру
неподконтрольные расходы на 2025 год в
части затрат на страховые взносы.
Безосновательно и
незаконно снижены плановые неподконтрольные расходы на 2025 год по статье
«Аренда», в том числе расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства на
сумму 16 757,09 тыс. руб., расходы на аренду нежилых помещений на сумму
996 тыс. руб., расходы на аренду транспорта на сумму 712,8 тыс. руб.
Судом к участию в деле
в качестве заинтересованного лица было привлечено ПАО «Россети-Волга».
Заместитель
прокурора Ульяновской области обратился в суд с административным исковым
заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области,
дополненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующими в части приказов Агентства по регулированию
цен и тарифов Ульяновской области от 29
ноября 2024 года № 108-П «Об
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на
территории Ульяновской области на 2025 год»,
№ 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на
территории Ульяновской области на 2025 год».
В
обоснование требований указал, что для ООО «ОЭС» очередным долгосрочным
периодом тарифного регулирования
является 2023-2027 годы, при этом при расчете тарифов на услуги по передаче
электрической энергии применяется метод долгосрочной индексации необходимой
валовой выручки. Количество условных
единиц на 2023 год утверждено регулирующим органом на уровне 2819,54 у.е.
Однако при определении подконтрольных расходов на 2024 год при расчете
коэффициента индексации подконтрольных расходов регулирующий орган учел
количество условных единиц на уровне факта 2023 года – 1780,04 у.е., что
противоречит формуле, предусмотренной пунктом 11 (1) Методических указаний по
расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с
применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
утвержденных приказом ФСТ от 17 февраля 2012 года № 98-э. С учетом этого
излишне учтенные подконтрольные расходы ООО «ОЭС» в 2024 году составляют
28 890,51 тыс. руб. В связи с этим неверно определены подконтрольные
расходы и на 2025 год, при этом излишне учтенные подконтрольные расходы на 2025
год составляют 14 493,85 тыс. руб. Указанные обстоятельства
свидетельствуют также о неправильности определения неподконтрольных расходов по
статье «Отчисления на социальные нужды», как производной величины от расходов
на оплату труда.
Агентством
неправомерно при издании оспариваемых нормативных правовых актов не учтены
выводы Ульяновского областного суда, изложенные в решении от 10 сентября 2024
года по делу № ***. В этой связи размер НВВ ООО «ОЭС» на 2025 год, включающий
подконтрольные расходы по статьям затрат «оплата труда», «прочие подконтрольные
расходы», экономически не обоснован.
Определением
Ульяновского областного суда от 11 июля 2025 года административное дело по
вышеуказанному административному иску ООО «Объединенные электрические сети» и
административное дело по административному иску заместителя прокурора
Ульяновской области были объединены в одно производство для совместного
рассмотрения.
Представители ООО «ОЭС» Филин А.В., Сергейчев М.Н. в ходе судебного разбирательства настаивали на
удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в административном
иске и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 5-11, 77-88, т. 3 л.д. 94-102, 206-208),
просили в удовлетворении административного иска заместителя прокурора отказать
по доводам, изложенным в возражениях (т. 4 л.д. 95-96, 108-110, 197-199, т. 5
л.д. 5-8, л.д. 221-224, т. 6 л.д. 1-14).
Представитель прокуратуры Ульяновской области
Стерлядева Е.В. настаивала на удовлетворении
требований заместителя прокурора Ульяновской области, изложенных в
административном иске и дополнениях к нему.
Представитель
административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени
рассмотрения дела судом извещен. Ранее в судебном заседании представитель
Агентства Корноухова П.В. просила в
удовлетворении административного иска ООО «ОЭС» отказать, указала, что считает
административный иск заместителя прокурора Ульяновской области подлежащим
удовлетворению. Оспариваемые приказы были приняты Агентством в соответствии с наделенными
полномочиями, с соблюдением
установленных законом процедур принятия и опубликования.
Представитель ПАО
«Россети-Волга» Павлова А.В. в судебном
заседании пояснила, что считает требования административного иска ООО
«ОЭС» не подлежащими удовлетворению, поддержала административный иск
заместителя прокурора Ульяновской области.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика,
извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц,
участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав
заключение прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей административный иск подлежащим
удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью
1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного
правового акта не действующим полностью или
в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а
также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым
нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и
законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан
судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие
(несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую
юридическую силу.
В соответствии с пунктом 34
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018
года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных
правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих
нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт
принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением
требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку
принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли
содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу.
Согласно части 5
статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным
законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
Правовые основы
экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов
государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и
обязанности субъектов электроэнергетики
при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе
производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой
энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Законодательство
Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26
марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об
электроэнергетике) и иные регулирующие
отношения в сфере электроэнергетике федеральные законы, а также указы Президента
Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об
электроэнергетике). К таким актам, в частности относятся Основы ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы
ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра,
применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования
цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2011 года №1178, Методические
указания
по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
утвержденные приказом Федеральной службы
по тарифам от 17 февраля 2012
года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).
Цены (тарифы) на услуги
по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на
праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым
организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт
2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с
пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов
устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального
закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется
Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной
власти в области регулирования тарифов.
ООО «ОЭС» является территориальной сетевой организацией, которая
оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской
области.
Государственное тарифное регулирование в отношении ООО «ОЭС»
производится с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой
выручки, период регулирования -
2023-2027 годы. 2025 год является третьим годом указанного долгосрочного
периода тарифного регулирования.
По итогам обращения 27
апреля 2024 года ООО «ОЭС» в Агентство по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области с заявлением по установлению (корректировке) необходимой
валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на 2025 год и
рассмотрения представленных материалов Агентством по регулированию цен
и тарифов Ульяновской
области 29 ноября 2024 года
принят приказ № 108-П «Об
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на
территории Ульяновской области на 2025 год», которым определена необходимая валовая выручка без
учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых)
тарифов на услуги по передаче электрической энергии, общества с ограниченной
ответственностью «Объединенные электрические сети» - 212 653,22 тыс. руб. (строка 11 таблицы № 1 Приложения № 1).
Агентством по
регулированию цен и
тарифов Ульяновской области
29 ноября 2024 года принят приказ № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на
территории Ульяновской области на 2025 год», которым установлены, в том числе,
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для
взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россети Волга» и ООО
«Объединенные электрические сети» на 2025 год (строка 12 приложения).
В силу статьи 5 Закона
Ульяновской области от 29 ноября 2005 года №136-ЗО «О порядке опубликования и
вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области»
официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области
считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или
первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой
информации» (www.pravo.gov.ru).
Указанные
приказы были официально опубликованы в выпуске газеты «Ульяновская правда» от
10 декабря 2024 года № 80 (24.749).
Полномочия Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области по осуществлению
государственного регулирования тарифов на электрическую энергию предусмотрены
Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области,
утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020
года №6/138-П.
Согласно пункту 1.3
Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением
Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты
исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме
приказов.
Таким образом,
оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и
порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.
Оценивая соответствие приказа в оспариваемой
административным истцом части нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи
20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного
регулирования и контроля в электроэнергетике
являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов
поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для
потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от
необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Государственное
регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном
Основами ценообразования и Правилами.
Основы ценообразования
определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют
основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в
электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Необходимая валовая выручка представляет собой
экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для
осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода
регулирования (пункт 2
Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически
обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 16
- 31
Основ ценообразования).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при
регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных
расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод
доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации
необходимой валовой выручки.
Из пункта 38
Основ ценообразования, пункта 8
Методических указаний № 98-э следует, что на основе долгосрочных параметров
регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых
на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую
валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного
периода регулирования.
Согласно пунктам 16
- 18
Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую
валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в
соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми
актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Регулирующий орган определяет НВВ,
учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и
обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность
(пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный
государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов
экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую
деятельность (пункт 7
Основ ценообразования).
Как следует из
материалов дела, необходимая валовая выручка на передачу электрической энергии
для ООО «ОЭС» на 2025 год сформирована методом долгосрочной индексации
необходимой валовой выручки. При этом 2025 год является третьим годом
долгосрочного периода тарифного регулирования 2023-2027 годы.
Согласно экспертному заключению по определению (корректировке) необходимой
валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Объединенные
электрические сети» на 2025 год по методу долгосрочной индексации необходимой
валовой выручки от 26 ноября 2024 года (далее - экспертное заключение на 2025 год
от 26 ноября 2024 года) (т. 1 л.д. 180-215) ООО «ОЭС» заявило к утверждению
необходимую валовую выручку на содержание электрических сетей на 2025 год в
размере 297 531,67 тыс. руб., в том числе подконтрольные расходы в размере
158 488,51 тыс. руб., неподконтрольные расходы – 97 522,35 тыс. руб.
Агентством необходимая
валовая выручка (без учета оплаты потерь) ООО «ОЭС» на 2025 год определена в размере 212 653,22 тыс. руб., в том числе
подконтрольные расходы – 116 983,86 руб., неподконтрольные расходы –
58 070,30 тыс. руб.
Проверяя доводы ООО
«ОЭС» о неверности определения подконтрольных расходов в связи с тем, что при
их определении не было учтено решение Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024 года по делу № ***.,
суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической
энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации
необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии
с методическими
указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на
основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень
подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс
эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных
расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими
указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с
применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,
утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической
энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1)
настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров
(услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8
настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления
в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества
реализуемых товаров (услуг) (абзацы 1-7).
Базовый уровень
подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием
метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с
методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической
энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации
необходимой валовой выручки, с учетом особенностей, установленных в абзацах
девятом - тринадцатом
настоящего пункта (абзац 8).
Пунктами 2 и 3
постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2024 года № 1582
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2011 года № 1178» определено, что при установлении на 2025 год
цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим
сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании
территориальным сетевым организациям, для которых 2025 год является очередным
годом долгосрочного периода регулирования, а удельная величина операционных
(подконтрольных) расходов, определенных на 2025 год в соответствии с
методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32
или 38
Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике", в расчете на единицу количества активов, необходимых
для осуществления регулируемой деятельности в 2025 году, превышает удельную величину
операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации,
которая соответствует на 2025 год критериям отнесения территориальной сетевой
организации к крупнейшей территориальной сетевой организации в административных
границах субъекта Российской Федерации, предусмотренным приложением N
3(1) к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области
регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в расчете на единицу
количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в
2025 году, применяются положения пункта 3 настоящего
постановления.
Исполнительным
органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования
тарифов при установлении на 2025 год цен (тарифов) на услуги по передаче
электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве
собственности или на ином законном основании территориальным сетевым
организациям, указанным в пункте 2 настоящего
постановления, учитывать операционные (подконтрольные) расходы, определенные в
соответствии с абзацем третьим настоящего пункта,
увеличенные на величину, равную 50 процентам разницы между:
операционными
(подконтрольными) расходами территориальной сетевой организации, определенными
в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32
или 38
Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря
2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в
электроэнергетике";
операционными (подконтрольными) расходами территориальной сетевой
организации, определенными при соблюдении условия непревышения удельной
величины операционных (подконтрольных) расходов в расчете на единицу количества
активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в 2025 году, над
удельной величиной операционных (подконтрольных) расходов (базового уровня
операционных (подконтрольных) расходов) территориальной сетевой организации,
которая соответствует на 2025 год критериям отнесения территориальной сетевой
организации к крупнейшей территориальной сетевой организации в административных
границах субъекта Российской Федерации, предусмотренным приложением N
3(1) к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области
регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в расчете на единицу
количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в
2025 году.
В соответствии с распоряжением Губернатора
Ульяновской области № 674-р от
5 сентября 2024 года системообразующей территориальной сетевой организацией на
территории Ульяновской области является филиал ПАО «Россети Волга» -
Ульяновские распределительные сети» на срок до 31 декабря 2029 года.
На 2025 год величина
операционных расходов в расчете на единицу количества активов филиала ПАО «Россети Волга» - Ульяновские
распределительные сети» составила 24,40 тыс. руб.
Объем условных
единиц электрооборудования, участвующего в деятельности, связанной с оказанием
услуг по передаче электрической энергии, ООО «ОЭС» в 2025 году составляет
4006,22 у.е.
Согласно экспертному
заключению на 2025 год (т. 1 л.д.192-193) и отзыву на административный иск Агентства (т.
1 л.д.102-103) величина подконтрольных расходов ООО «ОЭС» на 2025 год определена в соответствии с приведенными выше
положениями пунктов 2 и 3 постановления
Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2024 года № 1582 и
составила 116 983,96 тыс. руб.
Расчет: ((136 211,67 тыс. руб. (экономически
обоснованные подконтрольные расходы, определенные Агентством на 2025 год) - 97 756,05 тыс. руб. (подконтрольные
расходы OPEX ТСО) / 2) +
97 756,05 тыс. руб. = 116 983,86 тыс. руб.
При этом
экономически обоснованные подконтрольные были определены путем индексации
величины подконтрольных расходов 2024 года (135 755,80 тыс. руб.),
указанных в экспертном заключении по
определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче
электрической энергии ООО «Объединенные электрические сети» на 2024 год по
методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки от 25 апреля 2024
года (далее также экспертное заключение на 2024 год от 25 апреля 2024 года) (т.
3 л.д. 125-161), рассчитанной с учетом выводов предписания Федеральной
антимонопольной службы № *** от *** года, на коэффициент индексации –
1,003356046.
Указанный
размер подконтрольных расходов 2024 года
- 135 755,80 тыс. руб. был учтен при определении НВВ на услуги по передаче электрической энергии
ООО «ОЭС» на 2024 года, который был
установлен приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 мая 2024 года №
39-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии
на территории Ульяновской области на 2024 год».
В соответствии с пунктом 11(1) Методических
указаний № 98-Э подконтрольные расходы, учтенные на год i долгосрочного периода
регулирования, а также корректировка подконтрольных расходов в связи с
изменением планируемых параметров расчета тарифов определяются по формулам:
, (9.3),
, (9.4),
, (9.5),
где:
j - номер расчетного года долгосрочного
периода регулирования, начиная с года, следующего за годом, на который
установлен (пересмотрен) базовый уровень подконтрольных расходов;
ПРi - подконтрольные расходы,
учтенные соответственно в году i долгосрочного периода регулирования, (тыс.
руб.).
ПР1 - уровень подконтрольных
расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый
уровень подконтрольных расходов). В случае пересмотра базового уровня
подконтрольных расходов по основаниям, установленным в абзаце
тринадцатом пункта 7, абзаце
двадцатом пункта 12 Основ ценообразования, пункте 8
Правил регулирования, а также на основании поручений, содержащихся в актах
Президента Российской Федерации, поручений и указаний Президента Российской
Федерации, поручений, содержащихся в актах Правительства Российской Федерации и
(или) протоколах заседаний Правительства Российской Федерации, поручений
Председателя Правительства Российской Федерации, в качестве ПР1
принимается базовый уровень подконтрольных расходов с учетом его пересмотра
(тыс. руб.);
Киндj - коэффициент индексации на
год j;
Xj - индекс эффективности
подконтрольных расходов, установленный регулирующими органами в соответствии с пунктом 38
Основ ценообразования;
Ij - прогнозное годовое значение
индекса потребительских цен, а при наличии известных фактических значений
используется фактическое годовое значение индекса потребительских цен.;
ИКАj - индекс изменения количества
активов, рассчитанный в процентах на год j;
Кэл - коэффициент эластичности
подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления
регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих
передачу электрической энергии, равный 0,75.
По смыслу приведенной нормы в случае
пересмотра базового уровня подконтрольных расходов по основаниям, установленным
в абзаце
тринадцатом пункта 7, абзаце двадцатом
пункта 12 Основ ценообразования, пункте 8
Правил регулирования в качестве ПР1 принимается базовый уровень
подконтрольных расходов с учетом его пересмотра.
В соответствии с абзацем двадцатым пункта 12
Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования не пересматриваются
в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев
приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с
законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу
решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам
рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения
Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа,
принятого им с превышением полномочий (предписания).
Решением
Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024 года удовлетворены требования
ООО «ОЭС», признаны недействующими со
дня принятия пункт 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 27 апреля 2024 года № 34-П «О внесении изменений в
отдельные приказы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской
области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части
внесения изменения и установления в строке 3 приложения к приказу Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 ноября 2022 года № 98-П
«Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых
организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической
энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования
деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2023-2027 годы» базового уровня подконтрольных
расходов ООО «ОЭС» на 2023 год в размере 62,76 млн.руб., приказ Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 22 мая 2024 года № 39-П «Об
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на
территории Ульяновской области на 2024 год»
в части необходимой валовой выручки сетевой организации без учета оплаты
потерь, учтенной при утверждении
(расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии
в субъекте Российской Федерации, определенной в отношении общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» в размере
207 149,71 тыс. руб. (строка 13 таблицы № 1 Приложения № 1).
Апелляционным
определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 января 2025
года решение Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024 года оставлено
без изменения, вступило в законную силу.
Указанным решением
Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024 года установлено, что
Агентством при определении базового уровня подконтрольных расходов на 2023 год
неверно, с нарушением требований действующего законодательства определены
подконтрольные расходы по статьям затрат
«расходы на оплату труда», «подготовка кадров», «расходы на страхование». На
основании указанных установленных по делу обстоятельств судом сделан вывод о неверности
определения Агентством при установлении НВВ на 2023 год величины базового
уровня подконтрольных расходов на 2023 год, соответственно, размера
подконтрольных расходов на 2024 год, определяемых методом долгосрочной
индексации базового уровня операционных расходов на 2023 год.
Проанализировав
экспертное заключение на 2025 год от 26 ноября 2024 года, суд приходит к выводу
о том, что при определении величины экономически обоснованных подконтрольных
расходов на 2025 год методом долгосрочной индексации подконтрольных расходов
был взят в расчет размер подконтрольных расходов на 2024 год, который решением
Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024 года признан неверным. Из
этого следует, что Агентством не был произведен на основании указанного
судебного акта перерасчет величины базового уровня подконтрольных расходов на
2023 год, соответственно, величины подконтрольных расходов на 2024 год.
При таких
обстоятельствах, суд соглашается с доводами административных исков ООО «ОЭС» и
заместителя прокурора Ульяновской области о неправильности расчета экономически
обоснованных подконтрольных расходов на 2025 год, в том числе, по статье
«расходы на оплату труда» и, соответственно, неверности определения включенного
в расчет НВВ на 2025 год размера подконтрольных расходов.
Довод отзыва на
административный иск Агентства о том, что при определении подконтрольных
расходов на 2025 год решение Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024
года не было учтено, поскольку оно на момент издания оспариваемого приказа №
108-П не вступило в законную силу, не опровергают вышеуказанный вывод о
неверности определения размера подконтрольных расходов на 2025 год.
Кроме того, из
экспертного заключения на 2025 год от 26 ноября 2024 года усматривается, что
Агентством при определении НВВ на 2025
год частично исполнено решение Ульяновского областного суда от 10 сентября 2024
года, а именно, проведена корректировка на основании данного судебного акта за
2023 и 2024 годы (т. 1 л.д. 213).
Согласно экспертному заключению по определению
(корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической
энергии ООО «Объединенные электрические сети» на 2023 год по методу
долгосрочной индексации необходимой валовой выручки от 18 ноября 2022 года
(далее – экспертное заключение на 2023 год от 18 ноября 2023 года) (т. 3 стр.
213-234) Агентством утвержден на 2023 год состав электросетевого оборудования в условных единицах в размере
2819,54 у.е. (т. 3 стр. 217).
Однако из
экспертного заключения по определению (корректировке) необходимой валовой
выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Объединенные
электрические сети» на 2024 год по методу долгосрочной индексации необходимой
валовой выручки от 10 декабря 2023 года (далее – экспертное заключение на 2024
год от 10 декабря 2023 года) (т. 4 л.д. 1-21), а также экспертного заключения
на 2024 год от 25 апреля 2024 года усматривается, что уменьшено количество условных единиц, утвержденное на 2023
год, то есть проведена корректировка предъявляемого к
учету оборудования ООО «ОЭС» на 2023 год, произведен уточненный расчет
количества условных единиц в соответствии с Методическими указаниями по расчету
регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном
(потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 6 августа 2004 года №
20-э/2, и указано, что утвержден на 2023 год состав оборудования в условных единицах в размере 1780,03 у.е., который и был применен при
расчете коэффициента индексации и
определении подконтрольных расходов на 2025 год.
Как следует из приведенного выше пункта 11(1)
Методических указаний № 98-Э, при расчете Киндj - коэффициента индексации на
год j (формула 9.4) применяется ИКАj - индекс изменения количества
активов, рассчитанный в процентах на год j, который в свою очередь
рассчитывается по формуле 9.5:
, где
уеj, уеj-1 -
среднегодовое (среднее за 12 месяцев) количество условных единиц, относящихся к
активам и объектам электросетевого хозяйства, в том числе вводимым в
эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой,
определяемое без учета месяца ввода в эксплуатацию, планируемых к эксплуатации
в соответствующем году долгосрочного периода регулирования, а при наличии
известных фактических значений используется фактическое среднегодовое (среднее
за 12 месяцев) количество условных единиц на соответствующий год долгосрочного
периода регулирования, который определяется с учетом фактического объема
активов и объектов электросетевого хозяйства, участвующих в регулируемой деятельности,
без учета месяца ввода в эксплуатацию, в том числе в соответствии с
долгосрочной инвестиционной программой. В случае если год (j-1) является первым
(базовым) годом долгосрочного периода регулирования или годом, на который
осуществлен пересмотр базового уровня подконтрольных расходов, то в качестве
показателя уеj-1 используется количество условных единиц, учтенных
при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии
соответственно на первый (базовый) год или год, на который осуществлен
пересмотр базового уровня подконтрольных расходов
По смыслу приведенной
нормы следует, что при определении индекса изменения количества активов на
второй год долгосрочного периода тарифного регулирования необходимо принимать в
расчет количество условных единиц, учтенных при установлении тарифов на услуги
по передаче электрической энергии на первый (базовый) год.
В данном случае
нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность пересмотра
тарифным органом количества условных единиц, учтенных при установлении тарифов
на услуги по передаче электрической энергии на первый (базовый) год.
Однако, следует
указать, что в данном случае предусмотрена корректировка подконтрольных
расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в
соответствии с пунктом 11 (4) Методических указаний № 98-э.
При расчете индекса
изменения количества активов при определении коэффициента индексации на 2024
год в соответствии с приведенными положениями пункта 11(1) Методических
указаний № 98-Э должно было быть
использовано учтенное при установлении тарифов на услуги по передаче
электрической энергии на 2023 год количество условных единиц в размере 2819,54
у.е.
При таких
обстоятельствах являются обоснованными
доводы административного иска заместителя прокурора Ульяновской области о неправомерности при определении НВВ на
2024 год пересмотра тарифным органом в сторону уменьшения учтенного при
установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год
размера количества условных единиц 2819,54 у.е.
до 1780,03 у.е., соответственно, неверности определения подконтрольных
расходов методом долгосрочной индексации на 2025 год. Из этого следует, что не
может быть признан экономически обоснованным и утвержденный Агентством для ООО
«ОЭС» размер необходимой валовой выручки
на 2025 год.
В соответствии с
пунктом 38 Основ ценообразования перед началом каждого года долгосрочного
периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета
тарифов, в том числе неподконтрольные расходы.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и
очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом
экономически обоснованных расходов (пункт 11
Методических указаний № 98-Э).
Согласно подпункту 6 пункта 18 Основ
ценообразования расходы, связанные с
производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам
деятельности, включают в себя, в том числе страховые взносы.
Как следует из
экспертного заключения, ООО «ОЭС» заявило в составе неподконтрольных расходах
на 2025 год затраты по статье «Отчисления на социальные нужды» в размере 19 617,80
тыс. руб. Агентством утверждены расходы
по данной статье затрат в размере 12 779,38 тыс. руб., которые определены
исходя из фонда оплаты труда ООО «ОЭС», рассчитанного экспертами на 2025 год, в
размере 66 555,47 тыс. руб.
Поскольку затраты по
статье «Отчисления на социальные нужды» определяются расчетным методом путем
применения тарифов страховых взносов к рассчитанному фонду оплаты труда,
учитываемому при определении подконтрольных расходов, вышеуказанный вывод суда
о неверности определения подконтрольных расходов на 2025 год по статье затрат «Расходы на
оплату труда» свидетельствует о неправильности определения и необходимости
пересмотра неподконтрольных расходов по
статье «Отчисления на социальные нужды».
К неподконтрольным расходам относятся прочие
расходы, в том числе, расходы на аренду.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ
ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении
необходимой валовой выручки, включается плата за владение и (или) пользование
имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом,
находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с
арендой объектов электросетевого хозяйства, в случае, если собственник объектов
электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче
электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов
электросетевого хозяйства. Расходы на аренду помещений, аренду транспорта и
аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29
настоящего документа, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных
объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые
участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из
величины амортизации, налога на имущество и других установленных
законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с
владением имуществом, переданным в аренду.
Согласно
экспертному заключению на 2025 год от 26 ноября 2024 года ООО «ОЭС» были предложены в тарифной заявке неподконтрольные расходы по статье затрат
«Аренда» на 2025 год в размере
57 352,83 тыс. руб., в том числе на
аренду объектов электросетевого хозяйства 40 839,47 тыс. руб.
По расчету
Агентства, проведенному по результатам анализа представленных к тарифной заявке
материалов тарифного дела, экономически обоснованными признаны и утверждены
расходы по статье «Аренда» на 2025 год в
размере 34 200,54 тыс. руб., в том числе на аренду объектов
электросетевого хозяйства - 24 082,38
тыс. руб.
Исходя из содержания приведенных выше
положений подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования следует, что расходы на
аренду объектов электросетевого хозяйства
подтверждаются документами о
начислении арендодателем амортизации, а также уплату им налога на
имущество и других установленных законодательством Российской Федерации
обязательных платежей и их размер.
Порядок определения амортизации установлен
пунктом 27 Основ ценообразования, в котором законодателем не сделано исключений
о неприменении указанного порядка в отношении размера амортизации, определяемой
на основании договора аренды.
В соответствии с пунктом 27 Основ
ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных
активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с
нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере
бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и
нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по
электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином на ином
законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на
уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой
организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на
праве собственности или ином законном основании, применяемых к сфере оказания
услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и
объектов производственного назначения, в
том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного
размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих
активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими
органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования,
установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные
группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1
января 2002 года № 1 «О Классификации
основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Экспертное
заключение на 2025 год от 26 ноября 2024 года не содержит указания на то,
расходы на аренду по каким договорам аренды объектов электросетевого хозяйства
не включены в расчет неподконтрольных расходов по статье «Аренда» на 2025 год и
по каким основаниям.
Согласно отзыву на административный иск
Агентства расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства исключены по тем договорам аренды, которые не
подтверждены документально собственниками имущества о величине амортизации за
последний истекший период – 2023 год, административным истцом представлены справки за 2022 год и ранее, то есть
отсутствуют обосновывающие материалы о величине амортизации за 2023 год.
Административным
истцом оспаривается исключение
Агентством из плановых неподконтрольных
расходов на 2025 год расходов на аренду
объектов электросетевого хозяйства по следующим договорам:
- по договору аренды № *** от *** года, заключенному с ***;
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с ***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с
***,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с
***.
Как следует из
материалов тарифного дела на 2025 год, административным истцом были
представлены в Агентство в октябре 2024 года следующие документы в
подтверждение расходов на аренду, размещенные
на флэш-носителе
(папка «ПЛАН 2025», папка «7. Постатейные расшифровки», папка «2.
Неподконтрольные расходы», папка «2. АРЕНДА», папка «1.Аренда ЭСХ»):
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «2. *** от ***»), по
договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «3.*** от ***»),
по договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «4. *** от ***»),
по договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «*** от ***»), по
договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «5. *** от ***»):
указанные договоры аренды с дополнительными соглашениями к ним, инвентарные
карточки учета объекта основных средств (ОС-6), в которых содержатся
наименования объектов основных средств, их первоначальная (остаточная)
стоимость, срок их полезного использования, оборотно-сальдовые ведомости по
счетам 01 и 02 за 2022 год, информация об объектах электросетевого хозяйства,
переданных в аренду ООО «ОЭС», с отражением в ней, в том числе сведений о
начисленной арендодателями амортизации за 2022 год;
- по договору аренды № *** от *** года,
заключенному с ***» (папка «9. *** от ***»): вышеуказанный договор аренды с
приложением дополнительного соглашения, инвентарные карточки учета объекта
основных средств (ОС-6),
оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 за 2021 год, расчет
арендной платы на 2023 год с отражением первоначальной, остаточной стоимости
объектов электросетевого хозяйства по состоянию на 1 января 2022 года,
амортизации;
- по договору аренды № *** от *** года,
заключенному с *** (папка «12. *** от ***»), по договору аренды № *** от ***
года, заключенному с *** (папка «13.*** от ***»), по договору аренды № *** от ***
года, заключенному с *** (папка «14. *** от ***»), по договору аренды № *** от ***
года, заключенному с *** (папка «15. *** от ***»): вышеуказанные договоры
аренды с приложением дополнительного соглашения, инвентарные карточки учета
объекта основных средств (ОС-6), оборотно-сальдовая
ведомость по счету 01 за 2022 год, расчет арендной платы на 2024 год с
отражением первоначальной, остаточной стоимости объектов электросетевого
хозяйства по состоянию на 1 января 2023 года, амортизации;
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «17. *** от ***»): вышеуказанный
договор аренды с приложением дополнительных соглашений, инвентарные карточки учета
объекта основных средств (ОС-6), перечень
объектов электросетевого хозяйства, переданных в аренду, с отражением в нем
сведений о балансовой, остаточной стоимости по состоянию на 10.01.2023,
фактической амортизации на 2022 год и плановой амортизации на 2024 год,
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «18. *** от ***»), по
договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «22. *** от ***»): указанные
договоры аренды, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 за 2019 год,
перечень объектов электросетевого хозяйства, переданных в аренду ООО «ОЭС» с
отражением сведений о балансовой и остаточной стоимости по состоянию на 31
декабря 2020 года, плановой амортизации на 2021 год;
- по договору
аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «19. *** от ***»), по
договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «20. *** от ***»),
по договору аренды № *** от *** года, заключенному с *** (папка «21. *** от ***»),
по договору аренды № *** от *** года,
заключенному с *** (папка «23. *** от ***»): указанные договоры аренды с
дополнительными соглашениями, инвентарные карточки учета объекта основных
средств (ОС-6), акты о приеме-передаче объекта основных средств (ОС-1),
оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01 и 02 за 2021 год, за 2022 год,
информация об объектах электросетевого хозяйства, переданных в аренду ООО «ОЭС»,
с отражением в ней сведений о балансовой и остаточной стоимости по состоянию на
1 января 2021 года, о начисленной арендодателем амортизации за 2020 год,
плановой амортизации за 2021 год.
Поскольку по
вышеуказанным договорам аренды № *** от ***
года и № *** от *** года, заключенным с ***, ООО «ОЭС» не представило
инвентарные карточки учета объектов основных средств (ОС-6), Агентством
правомерно при определении неподконтрольных расходов на 2025 год по статье
«Аренда объектов электросетевого хозяйства» были исключены расходы на аренду по
указанным договорам, как не подтвержденные документально.
Из вышеуказанных
материалов, обосновывающих расходы на аренду, представленных ООО «ОЭС» с
тарифной заявкой, следует, что, действительно, ООО «ОЭС» не представило
документы арендодателей о
величине начисленной амортизации за последний истекший период – 2023 год.
Однако данное обстоятельство не могло
являться основанием к отказу во включении расходов на аренду по
вышеуказанным договорам аренды по
следующим основаниям.
Как следует из
исследованных судом экспертного
заключения на 2024 год от 25 апреля 2024 года, материалов тарифного дела в
отношении ООО «ОЭС» на 2024 года (т. 4 л.д. 89, 90, 91), расходы на аренду по
вышеуказанным договорам аренды, за исключением договоров аренды, заключенных с ***,
были включены в неподконтрольные расходы при определении НВВ на 2024 год. При
этом по договорам аренды, заключенным с *** ООО «ОЭС» представлялся тот же пакет документов, что и с тарифной
заявкой на 2025 год, то есть также представлялись документы о величине
начисленной амортизации не за последний истекший период (2022 год), а за более
ранние года.
Однако, несмотря на
указанное обстоятельство, Агентством расходы на аренду по указанным договорам
аренды были включены в состав неподконтрольных расходов на 2024 год.
Согласно пункту 19 Правил регулирования
тарифов, в случае, если в ходе анализа представленных организациями,
осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен
(тарифов), возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований,
регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
По общему правилу регулируемая организация,
являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна
быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению
обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа,
выгодного для осуществления своей деятельности.
В этой связи законодательством на нее
возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов,
содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные
последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех,
возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В связи с этим на органе регулирования не
лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе
дополнительные документы.
Вместе с тем, в контексте конкретных
обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных
обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность
органа регулирования предложить регулируемой организации представить
дополнительные материалы, что, исходя из принципов достижения и соблюдения
баланса экономических интересов регулирующих организаций, а также практики
оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой
организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления
экономически обоснованного тарифа.
Учитывая, что административным истцом в
подтверждение расходов на аренду по указанным договорам, заключенным с ***, были представлены
документы, на основании которых расходы на аренду по ним были включены в
неподконтрольные расходы на 2024 год, суд считает, что Агентство, посчитав недостаточными представленные обосновывающие
материалы, должно было предложить ООО «ОЭС» представить дополнительные
документы о величине начисленной
арендодателем амортизации за 2023 год и при представлении проанализировать их и решить вопрос о включении расходов на
аренду по указанным договорам аренды в неподконтрольные расходы на 2025 год.
При таких обстоятельствах суд не может
признать определенные Агентством неподконтрольные расходы по статье «Аренда
объектов электросетевого хозяйства» на 2025 год экономически обоснованными.
Как было указано выше, в силу подпункта 5
пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду помещений, аренду транспорта
и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29
настоящего документа.
Пунктом 29 Основ ценообразования
предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен)
регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов
цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период
регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие
товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах,
заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных
торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории
Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями,
осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных
программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических
информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные
значения расходов определяются с использованием официальной статистической
информации.
Согласно экспертному заключению на 2025 год
от 26 ноября 2024 года (т.1 л.д. 196-198) ООО «ОЭС» были предложены в тарифной заявке в неподконтрольные
расходы по статье «Аренда» на
2025 год затраты по статье «Аренда нежилых помещений» в размере 5936,76 тыс. руб., по
статье «Аренда автотранспортных средств»
в размере 10 557,07 тыс. руб.
По расчету
Агентства, проведенному по результатам анализа представленных к тарифной заявке
на 2025 год материалов, экономически обоснованными признаны и утверждены неподконтрольные
расходы по статье «Аренда» на 2025 год в части затрат по статье «Аренда нежилых помещений» в размере 2 753,32 тыс. руб., по
статье «Аренда автотранспортных средств»
в размере 7 506,79 тыс. руб.
Административным
истцом оспаривается исключение
Агентством из плановых неподконтрольных
расходов на 2025 год по статье «Аренда
нежилых помещений» расходов на аренду по договору аренды №
*** от *** года, заключенному с ООО «Орион», по статье «Аренда автотранспортных средств» расходов на аренду по договорам аренды
транспортного средства без экипажа № *** от *** года и № *** от *** года,
заключенным с ***.
Согласно
экспертному заключению на 2025 год от 26 апреля 2024 года исключение затрат по
указанным договорам аренды Агентством обосновано отсутствием согласно сведениям
ЕГРЮЛ в перечне видов деятельности
арендодателя *** такого вида
экономической деятельности как сдача
недвижимого имущества, а в отношении арендодателя *** наличием по сведениям ЕГРЮЛ в перечне видов деятельности только вида
деятельности «Арена и лизинг грузовых
транспортных средств», в то время, как по договорам аренды, заключенным с данным юридическим лицом, переданы в аренду
ООО «ОЭС» легковые автомобили.
Суд соглашается с
доводами административного истца ООО
«ОЭС» о неправомерности исключения расходов на аренду по указанным договорам
аренды по данному основанию.
Как указано во
введении к ОК 029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической
деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31 января 2014 года №
14-ст, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и
кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в
ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как основание для ограничения права
коммерческой организации заниматься иными видами деятельности.
Таким образом,
присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает права юридического лица на осуществление
деятельности по сдаче в аренду принадлежащего недвижимого имущества и
автотранспортных средств.
Как следует из
пояснений представителя административного истца Филина А.В. и материалов
тарифного дела на 2025 год, представленных в Агентство в октябре 2024 года (папка
«ПЛАН 2025», папка «7. Постатейные расшифровки», папка «2. Неподконтрольные
расходы», папка «2.АРЕНДА», папки «2. Аренда помещений» и «3. Аренда ТС»), ООО «ОЭС» были заключены не на
конкурентной основе с ***
договор аренды № *** от *** года, а с *** договоры аренды транспортного средства без экипажа № *** от *** года и № *** от *** года в
отношении двух автомобилей марки ***.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи
1 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» настоящий Федеральный закон устанавливает
общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке
товаров, работ, услуг организациями, осуществляющими регулируемые виды
деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения,
водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми
коммунальными отходами.
В силу подпункта 13 пункта 4 статьи 1 указанного Федерального закона
настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением
заказчиком закупок товаров, работ, услуг у указанных в части 2
настоящей статьи юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним
лицами в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации, у иных юридических лиц, которые признаются
взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с указанным Кодексом,
если закупки осуществляются в целях обеспечения единого технологического
процесса, при условии, что перечень предусмотренных настоящим пунктом
юридических лиц определен правовыми актами, предусмотренными частью 1
статьи 2 настоящего Федерального закона и регламентирующими правила
закупок.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года №
223-ФЗ предусмотрено для осуществления
конкурентной закупки обязательное размещение информации о закупке в единой
информационной системе.
При закупке у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика) такая информация может быть размещена заказчиком в
единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о
закупке (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ).
Заказчик вправе не размещать в Единой
информационной системе сведения о закупке, связанной с заключением и
исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного
управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора,
предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении
недвижимого имущества (пункт 3 части 15 статьи 4 Федерального закона от 18 июля
2011 года № 223-ФЗ).
Возможность осуществления заказчиками закупки
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрена частью 3.2
статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ. При этом в
соответствии со статьей 3.6 данного Федерального закона порядок подготовки и
осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и
исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются
положением о закупке.
Положением о закупке товаров, работ и услуг
ООО «Объединенные электрические сети» (материалы тарифного дела на 2025 год,
представленные в октября 2024 года, - папка
«ПЛАН 2025», папка «7. Постатейные расшифровки»,) являющимся в силу
статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную
деятельность заказчика, предусмотрено, что заказчик вправе осуществлять
процедуру закупок у единственного поставщика без учета стоимости закупки в
случае приобретения услуг аренды движимого и недвижимого имущества (подпункт 40
пункта 8.7.2 Положения); при
осуществлении закупки у единственного поставщика извещение о закупке и
документация о закупке заказчиком не составляется, в ЕИС не размещается (п.
8.7.3 Положения).
Согласно приложению к Положению о закупке
товаров, работ, услуг ООО «Объединенные
электрические сети», *** поименовано как взаимозависимое по отношению к
административному истцу лицо.
С учетом приведенных норм Федерального закона
от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ и Положения о закупке товаров, работ, услуг ООО «Объединенные электрические сети», суд приходит к выводу о наличии у
административного истца права на заключение
с ***, являющимся взаимозависимым лицом, с *** договоров аренды не на
конкурентной основе.
Действующим законодательством, регулирующим
вопросы установления НВВ и тарифов на услуги по передаче электрической энергии,
не предусмотрено, что при определении НВВ запрещено включать в состав неподконтрольных расходов расходы по
договорам, заключенным с взаимозависимыми с регулируемой организацией лицами.
Однако, суд,
учитывая приведенные положения пункта 29 Основ ценообразования, считает,
что в случае закупки у единственного источника или закупки у лиц, являющихся
аффилированными по отношению к приобретателю услуг, стоимость таких услуг не
должна быть выше рыночной стоимости аналогичных услуг.
Административным истцом в подтверждение
непревышения размера арендной платы по приведенным договорам аренды,
заключенным с *** и с ***, рыночной стоимости аренды аналогичного недвижимого и
движимого имущества представлены с тарифной заявкой в Агентство заключение
специалиста *** от *** года о среднерыночной арендной ставке за помещения
офисного и сходного типа объектов свободного назначения в районах города
Ульяновска и в районах Ульяновской области по состоянию на 25 сентября 2023
года (материалы тарифного дела в электронном виде, представленные в октябре
2024 года, -папка «ПЛАН 2025», папка
«7. Постатейные расшифровки», папка «2. Неподконтрольные расходы», папка «2.
АРЕНДА», папка «2.Аренда помещений»); заключение специалиста *** № *** от *** года о рыночных ценах на аренду
автотранспортных средств, в том числе специального назначения (спецтехники), в
том числе и автомобиля марки ***,
на территории Ульяновской области (исходя из стоимости аренды соответствующей
единицы транспорта за 1 календарный месяц) по состоянию на 13 октября 2023 года
(материалы тарифного дела в электронном виде, представленные в октябре 2024
года, - папка «ФАКТ 2023», папка «7. Постатейные расшифровки», папка «».
Неподконтрольные расходы», папка
«2.АРЕНДА», папка «2. Аренда
транспорта», папка «Заключение о средней арендной ставке»).
Суд считает, что данные отчеты о рыночной
стоимости арендной платы по состоянию на 25 сентября 2023 года и на 13 октября 2023 года не могут являться
подтверждением рыночной стоимости аналогичных услуг при определении
неподконтрольных расходов по статье «Аренда помещений» на 2025 год, поскольку
не могут быть признаны актуальными.
Поскольку
административным истцом не были представлены, с целью подтверждения
того, что цены на услуги по аренде по договорам аренды, заключенным с *** и ***,
не превышают рыночной стоимости аналогичных услуг, документы, содержащие информацию о рыночных ценах на
услуги по аренде, аналогичные услугам, оказываемым ***, на 2025 год, и которые
бы соответствовали требованиям пункта 29 Основ ценообразования, Агентством
правомерно исключены из неподконтрольных расходов на 2025 год по статьям
«Аренда помещений» и «Аренда транспортных средств» расходы на аренду по
указанным договорам аренды.
Таким образом, судом установлено, что не
соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные
правоотношения, расчет подконтрольных расходов на 2025 год, том
числе по статье затрат «Расходы на оплату труда», и неподконтрольных расходов по статье
«Отчисления на социальные нужды» и по статье «Аренда электросетевого
хозяйства», соответственно, неверности
определения необходимой валовой выручки
ООО «ОЭС» на 2025 год.
Поскольку суд пришел к выводу о
неверности определения Агентством по
регулированию цен и тарифов Ульяновской
области необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей (без
учета оплаты потерь) ООО «ОЭС» на 2025 год, соответственно, требования ООО «ОЭС» и заместителя прокурора
Ульяновской области о признании
недействующим приказа Агентства от 29
ноября 2024 года № 108-П «Об
установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на
территории Ульяновской области на 2025 год» в части размера необходимой валовой
выручки (без учета оплаты потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых
(котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ульяновской
области, ООО «ОЭС» -
212 653,22 тыс. руб. (строка 11 таблицы № 1 Приложения № 1 подлежат
удовлетворению.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче
электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают
друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются
исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя
услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей
электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой
выручкой.
Поскольку НВВ ООО «ОЭС» на 2025 год
определена неверно, суд приходит к выводу о том, что размеры индивидуальных
тарифов для взаиморасчета ООО «ОЭС» с ПАО «Россети Волга», рассчитанные на
основе размера НВВ сетевой организации, определенного с ошибками, также
являются неверными.
Таким образом, у суда имеются основания для
удовлетворения заявленного заместителем прокурора Ульяновской области требования
о признании не действующим в части приказа
от 29 ноября 2024 года № 107-П.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ
по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного
правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении
заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный
правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному
нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не
действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной
судом даты.
Определяя момент, с которого нормативные
правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание,
что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание
их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели
восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца,
предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно, оспариваемые административными истцами приказы следует
признать не действующими в части с момента их принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ
следует возложить на Агентство по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых
заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в
законную силу.
Из положений части 3
статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает
вопросы о распределении судебных расходов.
Положения Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21
КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и
распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых
актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 1
статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной
пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Как предусмотрено частью 1
статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда,
суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 107
и частью 3
статьи 109 настоящего Кодекса.
Материалы рассмотренного административного
дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных
расходах, за исключением уплаченных 20 000 рублей государственной пошлины.
Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым
взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в
указанном размере.
На основании пункта 2
части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит
опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную
силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» и
административное исковое заявление заместителя прокурора Ульяновской области об
оспаривании нормативных правовых актов в части удовлетворить.
Признать недействующей со дня принятия таблицу № 1 приложения № 1 к приказу Агентства
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 108-П «Об установлении цен (тарифов)
на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области
на 2025 год» в части размера необходимой валовой выручки без учета оплаты
потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги
по передаче электрической энергии в Ульяновской области, общества с
ограниченной ответственностью «Объединенные электрические сети» -
212 653,22 тыс. руб. (строка 11 таблицы
№ 1 Приложения № 1).
Признать недействующим со дня принятия приложение к приказу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 29 ноября 2024 года № 107-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче
электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на
территории Ульяновской области на 2025 год» в части индивидуальных тарифов на
услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми
организациями ПАО «Россети Волга» и ООО «Объединенные электрические сети» на 2025 год (строка 12 приложения).
Возложить на Агентство
по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию
новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения
суда в законную силу.
Взыскать с Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью
«Объединенные электрические сети» расходы
по уплате государственной пошлины 20 000 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Ульяновская правда».
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное
решение суда составлено 25 августа 2025 года