У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2022-008898-79
Судья Куренкова
О.Н.
Дело №
33а-3474/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 26 августа 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Бахарева Н.Н., рассмотрев частную
жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
на определение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля
2025 года об отказе в замене стороны должника в исполнительном
производстве по делу № 2а-4796/2022,
установила:
Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с
заявлением о замене стороны должника в исполнительном производстве, указав на
то, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21 декабря 2022
года по административному делу № 2а-4796/2022 на заявителя возложена
обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном
участке с кадастровым номером ***.
Министерство является исполнительным органом
государственной власти и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и
используются в соответствии с Законом Ульяновской области от 8 декабря 2022 года № 119-30 «Об областном
бюджете Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов».
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о
Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января
2022 года № 1/51-П, устранение несанкционированных мест размещения отходов не
входит в полномочия Министерства.
При этом в соответствии с Положением о
Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденным
постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2018 года № 16/299-П (в редакции
постановления Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года №
17/366-11), Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области
организует ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов
(несанкционированных свалок), расположенных в границах земельных участков,
находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в
границах земельных участков, государственная собственность на которые не
разграничена.
Учитывая, что полномочия по ликвидации
несанкционированных свалок переданы Министерству природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, а в публичных правоотношениях государственный орган
участвует в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными
полномочиями, полагал, что изменение предметной компетенции государственного
органа повлекло за собой функциональное правопреемство.
Просило произвести замену должника
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
Определением суда от 16 апреля 2025 года в
удовлетворении заявления Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области было отказано.
В частной жалобе Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с определением суда,
просит его отменить.
В обоснование
жалобы ссылается на то, что в настоящее
время полномочия по ликвидации несанкционированных свалок переданы Министерству
природных ресурсов и экологии Ульяновской области, в связи с чем исполнение
требований решения суда по ликвидации несанкционированных свалок должно быть
возложено на указанное Министерство.
В соответствии с
частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации частная жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции
единолично без извещения лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного
заседания.
Проверив материалы
дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований
для отмены определения суда первой инстанции.
Частью 1
статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации предусмотрено, что в случае, если в период рассмотрения
административного дела орган государственной власти, иной государственный орган
или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле,
реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В
случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная
государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит
замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится
участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом
спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных
прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 1
статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного
производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права
требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой
стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В пункте 27
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015
года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых
вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что в
случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве,
возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть
гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга
и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве
подлежит разрешению судом (статья 44
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 1 части
2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
Пункт 11 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах
применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации» также предусматривает возможность замены должника и (или) взыскателя
его правопреемником по административному делу на стадии исполнения судебного
акта.
Из материалов дела
следует, что решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21 декабря 2022 года на Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области возложена обязанность ликвидировать
несанкционированное место складирования отходов, расположенное на территории ***,
в пределах кадастрового квартала *** (координаты ***) примерным объемом 2000
куб.м. В удовлетворении иска прокурора,
действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, администрации г. Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать
несанкционированное место складирования отходов отказано (л.д. 66-68 том 1).
Апелляционным
определением судебной коллегии по
административным делам Ульяновского областного суда от 30 мая 2023 года решение
Заволжского районного суда г. Ульяновска
от 21 декабря 2022 года оставлено без изменения, апелляционная
жалоба Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области – без удовлетворения (л.д.
147-149 том 1).
Отказывая в
удовлетворении заявления Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области о замене должника по исполнительному производству на
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд первой
инстанции указал на то, что Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области не реорганизована и
не упразднено, постановление
Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года № 17/366-П обратной силы не
имеет, в связи с чем отсутствует
основания для осуществления
процессуального правопреемства.
Суд апелляционной
инстанции полагает выводы суда законными и обоснованными.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года № 17/366-П внесены изменения в Положение о Министерстве
природных ресурсов и экологии Ульяновской области в части возложения на Министерство природных
ресурсов и экологии Ульяновской области полномочий по ликвидации мест
несанкционированного размещения отходов (несанкционированных) свалок,
расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной
собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков,
государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом
2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области,
утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2018 года № 16/299-П, на Министерство
природных ресурсов и экологии Ульяновской области действительно возложена обязанность организации ликвидации мест
размещения отходов (несанкционированных свалок), расположенных в границах
земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской
области, а также в границах земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена.
Указанный абзац
пункта 2.9 Положения введен постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года № 17/366-П «О внесении
изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской
области», то есть после вынесения судом
решения, которым на Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области возложена обязанность по ликвидации несанкционированной
свалки.
При этом оговорки
о придании ему обратной силы данное постановление
не содержит.
Поскольку Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области не реорганизовано и не упразднено,
на что прямо указывают положения части 1
статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, а другие случаи перемены лиц
в обязательствах отсутствуют, оснований для замены стороны в исполнительном производстве у суда первой
инстанции не имелось.
Возлагая на Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность по ликвидации
несанкционированной свалки, районный суд при принятии решения определил
ответственность именно указанного исполнительного органа Ульяновской области в
сфере возникших правоотношений.
Неисполненная
заявителем обязанность не свидетельствует о наличии безусловного основания для
правопреемства.
При таких
обстоятельствах оснований для отмены определения не имеется.
Руководствуясь
статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судья
определила:
определение
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 16 апреля 2025
года оставить без изменения, частную жалобу Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение судьи апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Судья