У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2025-003032-36
Судья Елистратов
А.М.
Дело № 33а-3338/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 19
августа 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Лифанова З.А., рассмотрев частную жалобу Рустамова
Фархада Фархаджановича на
определение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2025
года об отказе в принятии административного искового заявления по материалу №
9а-267/2025,
установила:
Рустамов Ф.Ф. обратился в суд с
административным иском к Квалификационной коллегии судей Ульяновской области,
Председателю Квалификационной коллегии сулей Ульяновской области Колобковой О.Б. о признании действий (бездействий)
незаконными, возложении обязанности вернуться к рассмотрению жалобы и
компенсации морального вреда.
Определением судьи Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 16.05.2025 административный иск возвращен ввиду того, что в
административном иске Рустамова Ф.Ф. ставится вопрос
о привлечении судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска Хуртиной
А.В. к дисциплинарной ответственности. Право на обращение с жалобой в
квалификационную коллегию судей Ульяновской области административным истцом
реализовано, письменный ответ квалификационной коллегии на обращение Рустамовым Ф.Ф. получен. При указанных в административном
иске обстоятельствах следует, что рассмотрение в порядке административного
судопроизводства вопросов, связанных с возбуждением дисциплинарного
производства в отношении судьи, о возложении на квалификационную коллегию судей
обязанности рассмотреть жалобу повторно и принять решение о привлечении судьи к
предусмотренной законом ответственности за действия, совершенные судьей при
осуществлении правосудия к полномочиям судов не относится. Требования о компенсации морального вреда в
сумме один рубль являются производными от основных требований административного
истца и не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В частной жалобе и дополнениям к ней Рустамов
Ф.Ф. не соглашается с определением судьи, просит
его отменить, направить дело на новое рассмотрение, вынести частное определение
в адрес судей Ленинского районного суда г.Ульяновска Елистратова А.М. и Хуртиной А.В., а также в адрес председателя квалификационной
коллегии судей Ульяновской области Колобковой О.Б.
В обосновании своих доводов указывает на то,
что определение было вынесено с нарушениями требований КАС РФ и содержит в себе
незаконные выводы. Его права на рассмотрение административного иска от
10.05.2025 были нарушены. Судья Хуртина А.В. грубо
нарушила Кодекс судейской этики, на что он указывал в своем обращении в квалификационную
коллегию судей Ульяновской области. Он не обжаловал ее процессуальные решения,
а указывал на не соответствующее занимаемой должности поведение. Считает, что у него не имеется иной
возможности обжаловать ответ Председателя квалификационной коллегии судей Ульяновской
области Колобковой
О.Б.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) частная
жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции единолично без
проведения судебного заседания и без извещения заявителя.
Изучив материал,
доводы частной жалобы и дополнения к ней, проверив законность и обоснованность
обжалуемого определения, прихожу к следующему.
Основаниями для
отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке поименованы в
ст.310 КАС РФ.
Между тем, таких
оснований по изученным материалам частной жалобы не нахожу.
Отказывая в принятии
административного искового заявления Рустамова Ф.Ф., судья
суда первой инстанции, руководствуясь п.1 ч. 1 ст.
128 КАС РФ, обоснованно исходил из того, что требования о признании
незаконным ответа председателя квалификационной коллегии судей Ульяновской
области не подлежит рассмотрению и разрешению в судебном порядке.
С выводами судьи
районного суда соглашаюсь, а доводы частной жалобы нахожу несостоятельными, как
основанные на ошибочном толковании закона.
Порядок
осуществления административного судопроизводства регулируется нормами Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, задачей
административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов
организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.2 ст. 3),
для чего нормы Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации гарантирует каждому
заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или
оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст. 4,
ч.1 ст. 218).
В соответствии с ч.1 ст. 218
КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения,
действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной
комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего
(далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными
публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права,
свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться
непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа,
организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,
в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в
порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры
урегулирования споров.
Порядок обжалования
решений квалификационной коллегии судей, а также круг субъектов, наделенных
правом на их обжалование, установлены Федеральным законом
от 14.03.2002 №30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»,
к числу которых названный закон
относит лиц, в отношении которых принято решение (ч.1 ст. 26).
Согласно ч.2 ст.26
поименованного закона решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской
Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о
приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к
дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении отставки
судей, а также об отказе в рекомендации на должности судей могут быть
обжалованы заинтересованными лицами в течение десяти дней со дня получения
копии соответствующего решения, за исключением случаев, предусмотренных п. 5
настоящей статьи.
Иные решения
квалификационных коллегий судей могут быть обжалованы в установленном пунктами
1 и 2 настоящей статьи порядке только по мотивам нарушения процедуры их
вынесения (ч.6 ст. 26
Федерального закона №30-ФЗ).
Указанное
согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в
Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации за первый квартал 2005 года (ответ на вопрос 1).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.
128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового
заявления, если оно подлежит рассмотрению в порядке конституционного или
уголовного судопроизводства, производства по делам об административных
правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Согласно ч.1 ст.222
КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного
искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия)
органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, по основаниям, указанным в ч. 1 ст.128
настоящего Кодекса.
Как следует из
содержания административного искового заявления, Рустамов Ф.Ф. оспаривает ответ
председателя квалификационной коллегии судей Ульяновской области от *** №*** на
его жалобу от 28.03.2025 на действия судьи Ленинского районного суда
г.Ульяновска.
При поступлении
жалобы на действия судьи квалификационные коллегии судей Российской Федерации
руководствуются, в том числе Положением
о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденным Высшей
квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007.
Как указано выше, порядок
обжалования решений квалификационной коллегии судей, а также круг субъектов
наделенных правом на их обжалование, установлены Федеральным законом
«Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Как неоднократно отмечал
Конституционный Суд Российской Федерации, ст.46 (ч.1)
Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту
его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный
порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина
по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания и
исполнения судебных постановлений. В соответствии со ст.71
Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, к
числу которых относится Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации.
Названный Кодекс
предусматривает, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об
оспаривании действий (бездействия) квалификационной коллегии судей, если
полагает, что ими нарушены его права, свободы и законные интересы (ч.1 ст. 218).
Данным положениям
корреспондируют нормы ст.26
Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»,
в соответствии с которыми решение, принятое квалификационной коллегией судей,
может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную
коллегию судей Российской Федерации (в отношении решений квалификационных
коллегий судей субъектов Российской Федерации) лицом, в отношении которого оно
принято (п. 1);
решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и
квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о
приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к
дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении отставки
судей, а также об отказе в рекомендации на должности судей могут быть
обжалованы заинтересованными лицами в течение десяти дней со дня получения
копии соответствующего решения (п.2); иные решения квалификационных коллегий
судей могут быть обжалованы в установленном п.п. 1 и 2 данной статьи порядке
только по мотивам нарушения процедуры их вынесения (п.6). При этом ст. 22
Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
предусматривает право граждан направлять в квалификационную коллегию судей жалобы
и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка.
Таким образом, в силу
положений ст. 26
Федерального закона №30-ФЗ с заявлением об оспаривании решений квалификационных
коллегий судей имеет право обратиться в суд только тот гражданин, в отношении
которого принято решение; в иных случаях, если гражданин обращается в суд с
заявлением об оспаривании действий квалификационной коллегией судей в связи с
тем, что его обращение в квалификационную коллегию судей не являлось предметом
коллегиального рассмотрения этого органа, а ответ дан за подписью председателя
квалификационной коллегии судей или председателя соответствующего суда, в
принятии таких заявлений судьей должно быть отказано.
При таких обстоятельствах
доводы частной жалобы Рустамова Ф.Ф. не могут являться
основанием для отмены обжалуемого определения, не свидетельствуют о нарушении судьей
норм материального или процессуального права.
Каких-либо
нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, не нахожу.
Руководствуясь
статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судья
определила:
определение судьи Ленинского
районного суда города Ульяновска от 16 мая 2025 года
оставить без изменения, частную жалобу
Рустамова Фархада Фархаджановича – без
удовлетворения.
Определение судьи апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Судья