Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 26.08.2025, опубликован на сайте 05.09.2025 под номером 120853, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить ТСР, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-001596-76              Судья  Яковлева Н.А.                                                                   Дело № 33-3411/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Коненковой Л.Г.

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2025 года, по гражданскому делу № 2-1474/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Инзенского межрайонного  прокурора  Ульяновской области в интересах Климчука Владимира Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством  реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН ***, ИНН ***)  обеспечить Климчука Владимира Николаевича, *** года рождения (паспорт ***), в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 09.10.2024 №*** - *** в количестве  шт.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН ***, ИНН ***)  в пользу Климчука Владимира Николаевича, *** года рождения (паспорт ***)  в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г.,  судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области, действуя в интересах Климчука В.Н., обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) об обеспечении техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Климчука В.Н. о нарушении прав  на предоставление мер государственной социальной поддержки, в ходе которой установлено, что Климчук В.Н., *** года рождения, является ***, в соответствии с ИПРА от 09.10.2024 №*** нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе ***. Заявление в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об обеспечении его ТСР подано им 15.10.2024.  На 27.02.2025 Климчук В.Н. указанным средством технической реабилитации не обеспечен. В истекшем периоде 2025 года Климчук В.Н. необходимое техническое средство реабилитации не приобретал. В связи с чем, за компенсацией не обращался. Климчук В.Н. длительное время испытывает нравственные страдания и переживания за свое здоровье в связи с необеспечением техническими средствами реабилитации. Необеспечение его указанным техническим средством реабилитации отразилось на качестве жизни.

Просил суд обязать  Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Климчука Владимира Николаевича, *** года рождения, *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 15.10.2024 №*** ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России (Бюро №18) к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №***; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Климчука В.Н. в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.                

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, ГУЗ «Инзенская районная больница».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в  удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. Сформировать направление на получение необходимой *** не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц. Для обеспечения инвалидов *** ОСФР по Ульяновской области в единой информационной системе размещены запросы ценовой информации. На запросы ценовой информации от 28.02.2025, от 04.03.2025 ценовые предложения не поступали. На запрос ценовой информации от 24.03.2025 поступили ценовые предложения. ОСФР по Ульяновской области было направлено письмо для согласования стоимости заключения государственного контракта на поставку ***. В случае непредставления инвалиду по какой-либо причине технического средства реабилитации  в соответствии с ИПРА, его право на обеспечение техническим средством реабилитации может быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно – приобретенное техническое средство реабилитации, однако с заявлением на выплату денежной компенсации за самостоятельно – приобретенное техническое средство реабилитации, Климчук В.Н. не обращался.  Таким образом, ОСФР по Ульяновской области были предприняты достаточные меры к обеспечению истца необходимыми средствами технической реабилитации. Также в жалобе отмечено, что требования о компенсации морального вреда направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, фактически основаны на обстоятельствах невозможности своевременного обеспечения инвалида техническим средством реабилитации, то есть вытекают из имущественных отношений. Кроме того, доказательств невозможности продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). 

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний  (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические средства реабилитации, необходимые истцу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Климчук В.Н., *** года рождения, является ***,  инвалидность установлена до 01.10.2025.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации №***  к протоколу проведения медико-социальной экспертизы №*** от 09.10.2024, Климчук В.Н. нуждается *** 1 шт. (л.д.40-46).

По заявлению от 15.10.2024 Климчук В.Н. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническим средством реабилитации – ***.

До настоящего времени Климчук В.Н. указанным  средством реабилитации не обеспечен, доказательств обратного стороной ответчика не представлено. 

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу инвалида денежной компенсации морального вреда.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доказательств своевременного обеспечения инвалида приведенным техническим средством реабилитации не представлено.

Установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническим средством реабилитации, суд пришел к обоснованному выводу о компенсации морального вреда инвалиду.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету. Такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния инвалида, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в несвоевременном обеспечении инвалида техническим средством реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно непредставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности инвалида, и является основанием для компенсации морального вреда.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истца (***), характер имеющегося у него заболевания, ***, нуждаемость инвалида в техническом средстве реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 5000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 апреля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 августа 2025 года.