Дело № 3а-131/2025
73OS0000-01-2025-000198-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2025 года
г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при ведении
протокола судебного заседания помощником судьи Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской
Федерации по Ульяновской области о ликвидации Ульяновской региональной общественной
организации Правозащитной Инициативной Группы «Рассвет» и исключении сведений о ней из Единого
государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Управлением
Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление)
*** года принято решение о государственной регистрации Ульяновской региональной общественной организации Правозащитной
Инициативной Группы «Рассвет» (далее
также региональная общественная организация, УРОО Правозащитная Инициативная Группа «Рассвет»).
Запись о регистрации
указанной региональной общественной организации внесена в ЕГРЮЛ *** года за
основным государственным регистрационным номером ***.
Согласно выписке из
ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Ульяновской региональной общественной
организации Правозащитной Инициативной Группы «Рассвет», является председатель Правления Коробков Д.А.,
сведения о котором были внесены в ЕГРЮЛ *** года.
Управление
Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в
суд с административным исковым заявлением о ликвидации Ульяновской региональной
общественной организации Правозащитной Инициативной Группы «Рассвет» и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра
юридических лиц, указывая в обоснование следующее.
В ходе осуществления
контроля за деятельностью УРОО Правозащитной
Инициативной Группы «Рассвет» было
установлено следующее.
В
нарушение статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» УРОО Правозащитная
Инициативная Группа «Рассвет» не представила в Управление отчет о
деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих
органов, а также отчет о целях расходования некоммерческой организацией
денежных средств и использовании иного имущества, информацию в произвольной
форме о продолжении своей деятельности
за 2022-2024 годы.
Региональная
общественная организация не исполнила предусмотренную пунктом 3.2
статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанность по
ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой
информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений,
предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган, за 2022-2024
годы.
В период с 2 июня по
1 июля 2025 года в отношении региональной
общественной организации проведена плановая документарная проверка, по итогам
которой выявлены многочисленные нарушения положений федерального
законодательства, Устава организации, а также отсутствие деятельности,
предусмотренной её учредительным документом.
УРОО Правозащитная Инициативная Группа «Рассвет» до
настоящего времени не устранила нарушения, что свидетельствует о том, что
деятельность, предусмотренная Уставом, некоммерческой организацией не
осуществляется.
Кроме того, 4 июня
2025 года в Управление поступило от председателя Правления региональной общественной организации Коробкова
Д.А. уведомление от 2 июня 2025 года, содержащее информацию о прекращении
УРОО Правозащитной Инициативной Группы
«Рассвет» своей деятельности в 2025
году.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области.
В судебном заседании
представитель административного истца Абрамова Ю.А. поддержала заявленные
требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель УРОО Правозащитной
Инициативной Группы «Рассвет» Коробков
Д.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В
заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствии, указал, что не
возражает против ликвидации УРОО Правозащитной Инициативной Группы «Рассвет»,
так как организация прекратила свою деятельность.
Представители
заинтересованных лиц - УФНС по Ульяновской области и ОСФР по Ульяновской
области, в судебное заседание не
явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены, в отзывах на административный иск просили о
рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
(далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения
дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по
Ульяновской области Абрамовой Ю.А., исследовав материалы дела, материалы
регистрационного и контрольного дела в отношении УРОО Правозащитной Инициативной Группы «Рассвет»,
суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого
на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих
интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1
стати 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные
отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение,
созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных
объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях», который к общественным объединениям относит общественные
организации (статья 7).
Особенности гражданско-правового положения
некоммерческих организаций, в том числе создаваемых в форме общественных
объединений, также определяются
Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Статья 29 Федерального закона «Об
общественных объединениях» в развитие
вышеуказанных конституционных положений обязывает общественные объединения
соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы,
предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного
объединения.
В соответствии с
пунктами 1 и 1.2 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на
основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Заявление в суд о
ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего
субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации»,
уполномоченным органом или его территориальным органом.
В соответствии с абзацем 6 статьи 44 Федерального закона «Об общественных
объединениях» заявление в суд о ликвидации регионального общественного
объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации
в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17
ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом
федерального органа государственной регистрации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 Положения о
Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также Положение),
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года № 10
«Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции
Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя
государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения
международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных
организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные
организации.
Подпунктом 1
пункта 5 Положения предусмотрено,
что Минюст России осуществляет контроль (надзор) в сфере государственной регистрации
некоммерческих организаций.
В Минюст России входят центральный аппарат и
территориальные органы (пункт 13 Положения).
Территориальными органами Минюста России
являются главные управления и управления по субъекту (субъектам) Российской
Федерации, а также главные
управления и управления
на межрегиональном уровне (пункт 15).
Минюст России в установленном
законодательством Российской Федерации порядке создает, реорганизует и
ликвидирует территориальные органы, а также организации, необходимые для
выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на Минюст России, и
обеспечивающие его деятельность (пункт 16).
В силу подпунктов 56, 58 пункта 12, подпункта
70 пункта 12 Положения о Главном
управлении (Управлении) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту
(субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 29
марта 2024 года № 89, территориальный орган принимает решения о государственной
регистрации, в том числе, региональных общественных объединений, а также иных
некоммерческих организаций; осуществляет государственный контроль (надзор) за
их деятельностью; вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации
общественной организации.
Согласно статье 32 Федерального закона «О
некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением
указанных в пункте 3.1
настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган
документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе
руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных
средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных
источников, которые указаны в статье 3
Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за
деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Формы и сроки
представления указанных документов определяются уполномоченным органом (пункт
3).
Некоммерческие
организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются
иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не
имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных
источников, которые указаны в статье 3
Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью
лиц, находящихся под иностранным влиянием», в случае, если поступления
имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года
составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его
территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему
пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в
сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1).
Некоммерческие
организации, указанные в пункте 3.1
настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам
массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности
(пункт 3.2).
Статьей 29 Федерального закона «Об
общественных объединениях» предусмотрена обязанность общественного
объединения:
- ежегодно публиковать отчет об использовании
своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно информировать орган, принявший
решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении
своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно
действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях
общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый
государственный реестр юридических лиц.
В нарушение
приведенных положений статьи 32
Федерального закона «О некоммерческих организациях» УРОО Правозащитной Инициативной Группой «Рассвет» не
были представлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по
Ульяновской области отчет о деятельности некоммерческой организации и о
персональном составе ее руководящих органов, а также отчет о целях расходования
некоммерческой организацией денежных средств и использовании иного имущества за
2022-2024 годы.
В нарушение
вышеуказанных положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных
объединениях» УРОО Правозащитной
Инициативной Группой «Рассвет» не
представлялась информация о продолжении деятельности с указанием
действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа,
его наименования и данных о руководителе общественного объединения в объеме
сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц за 2022-2024 годы.
Региональной
общественной организацией не была исполнена предусмотренная пунктом 3.2. статьи
32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанность по
размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлению средствам массовой
информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений,
предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный органа, за 2022-2024
годы.
Также региональной
общественной организацией не исполнялась обязанность, предусмотренная статьей
29 Федерального закона «Об общественных объединениях» по опубликованию отчета об использовании
своего имущества либо обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом
за указанные годы.
Кроме того, Управлением
Минюста России по Ульяновской области в период с 2 июня 2025 года по 1 июля
2025 года в отношении УРОО Правозащитной
Инициативной Группы «Рассвет» была проведена плановая документарная проверка,
по итогам которой выявлены также иные нарушения положений действующего
федерального законодательства, Устава региональной общественной организации,
которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так,
в пункте 1.4 Устава указано место
нахождения организации: ***, не соответствующее сведениям Единого
государственного реестра юридических лиц, согласно которым местом её нахождения
и адресом является ***.
В
нарушение положений части 3 статьи 19 Федерального закона «Об общественных
объединениях» пункт 3.1 раздела 3 Устава УРОО Правозащитной Инициативной
Группы «Рассвет» содержит не полный перечень ограничений для лиц, которые не
могут быть учредителями, участниками и
членами общественной организации.
В
нарушение пункта 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях»
в Уставе региональной общественной организации не содержится информация о сроке
полномочий председателя Правления УРОО
Правозащитной Инициативной Группы
«Рассвет».
Акт
проверки УРОО Правозащитной Инициативной Группы «Рассвет» от ***
года № *** был вручен *** года председателю Правления региональной общественной
организации.
Однако,
на момент рассмотрения настоящего административного дела вышеуказанные
нарушение административным ответчиком не устранены.
Из
материалов дела также усматривается, что от председателя Правления региональной
общественной организации в Управление
Минюста России по Ульяновской области поступило письмо от 2 июня 2025 года,
содержащее уведомление о прекращении фактической деятельности организации.
Указанное
обстоятельство было подтверждено в ходе судебного разбирательства по настоящему
делу представителем административного ответчика в заявлении в адрес суда, из
которого следует, что региональная
общественная организация не осуществляет свою деятельность, в связи с чем
председатель Правления не возражает
против её ликвидации в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32
Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой
организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей,
является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального
органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 44
Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации
общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения
общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых
актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его
уставным целям.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61
Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по
решению суда по иску государственного органа или органа местного
самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации
юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим
лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции
Российской Федерации, либо с другими неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Учитывая то обстоятельство, что УРОО Правозащитная Инициативная Группа «Рассвет» не осуществляет уставную деятельность, что
имеет место неисполнение региональной
общественной организацией возложенных на неё действующим
законодательством обязанностей, суд приходит к выводу об удовлетворении
требований административного истца о ликвидации указанной общественной
организации и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по
Ульяновской области удовлетворить.
Ликвидировать Ульяновскую
региональную общественную организацию Правозащитную Инициативную Группу
«Рассвет» (основной государственный регистрационный номер ***) и исключить сведения о ней из Единого
государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть
обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова