УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Гуляев С.
А. Дело №7-619/2025
73RS0012-01-2025-000530-72
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 28 августа 2025
года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
при секретаре
Чичкиной А.П.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника общества с ограниченной
ответственностью «Рейл Логистик» Синева Павла
Денисовича на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора
по ЦФО от
24 апреля 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 20 июня 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Рейл
Логистик» (дело № 12-1-92/2025),
установил:
постановлением
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по
ЦФО № 10677481250561422504 от 24.04.2025 общество с ограниченной
ответственностью «Рейл Логистик» (далее ООО «Рейл Логистик») признано виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде
административного штрафа в размере 525 000 рублей.
Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от
20.06.2025 указанное постановление изменено, снижен размер административного
наказания в виде административного штрафа до 262 500 рублей, в остальной
части постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник ООО «Рейл
Логистик» Синев П.Д. не соглашается с вынесенными постановлением должностного
лица административного органа и решением судьи районного суда, полагает их
подлежащими отмене.
В обоснование жалобы
указывает на некорректную работу прибора «СВК-2-Р(М)ВС», а также
неудовлетворительное дорожное покрытие на данной территории после зимнего
сезона, полагает, что сведения с данного прибора не могут являться
доказательством виновности юридического лица.
Ссылается на
сведения, представленные ООО «Квантор» из системы «Геострон»,
согласно которым нагрузка на вторую ось транспортного средства составила
10 226,5 кг.
Отмечает, что
допустимая норма на одиночную двускатную ось в сдвоенной оси оставляет не 7,5
т, как указано в постановлении, а 10 т. Учитывая, что показатель осевой
нагрузки 2-й оси составил 11,097 т, полагает необоснованным применение ч.3
ст.12.21.1 КоАП РФ, поскольку превышение допустимой
нормы нагрузки на ось фактически оставило не более 20%, что регламентируется
ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Заявил ходатайство о
назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы.
Подробно позиция
защитника ООО «Рейл Логистик» Синева П.Д. изложена в
жалобе.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитника ООО «Рейл Логистик»
Синева П.Д., поддержавшего доводы жалобы прихожу к следующему.
Частью 3 ст.12.21.1 КоАП
РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) была
предусмотрена административная ответственность, в том числе, за движение
тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением
допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось
транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без
специального разрешения.
За совершение данного правонарушения было
установлено административное наказание в виде административного штрафа в
размере пятисот двадцать пять тысяч рублей.
Деяние ООО «Рейл Логистик» квалифицировано по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Согласно п.23.1
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение
нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем
для данного транспортного средства.
В силу п.23.5 данных
Правил движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства,
а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов,
осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных
дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Положения ст.3
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ)
определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса
которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось,
которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2
ч.1 ст.29 Федерального закона №257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами
запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных
транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка
на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу
транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных
разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Допустимые масса,
нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства
установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении
Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства»
(далее – Правила, Постановление Правительства России №2060).
В силу ч.2
Постановления Правительства России №2060, под тяжеловесным транспортным
средством понимается - транспортное средство, нагрузка на ось которого и (или)
масса которого с грузом или без груза превышают допустимую нагрузку на ось и
(или) допустимую массу транспортного средства, установленные приложениями №2 и
№3 к настоящим Правилам.
Из материалов дела
следует, что 13.03.2025, 15:58:04 по адресу 31 км 740 м а/д
Димитровград – Узюково – Тольятти, Ульяновская
область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством марки ***,
государственный регистрационный номер ***, в составе 7-осного автопоезда, в
нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от
08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от
01.12.2023 № 2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного
средства без специального разрешения, поскольку согласно акта №
2025031312172249 измерения параметров транспортного средства превысил предельно
допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 47,96% (3.597 т) на ось
№ 2 (погрешность измерения 10.00%), двигаясь с нагрузкой 11,097 т на ось № 2
при допустимой нагрузке 7.500 т на ось.
Собственником
данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации
транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «Рейл Логистик».
Указанное нарушение
зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки,
видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской
номер 73543, свидетельство о поверке № С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка
действительна до 03.07.2025.
Вопреки доводам
жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении
в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ
установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,
предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо,
совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок
давности привлечения ООО «Рейл Логистик» к
административной ответственности соблюдены.
Ходатайство о
назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы подлежит
отклонению, поскольку как из справки, представленной в суд первой инстанции, так
и из ответа ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» следует,
что дефектов исследуемого дорожного полотна, превышающих нормы ГОСТ Р
50597-2017 не выявлено.
При этом основанными
на неверном толковании закона являются доводы жалобы о неверном исчислении
нагрузки на ось, поскольку транспортное средство ***, государственный
регистрационный номер ***, имеет следующее расположение колес по осям: на оси №
1 – 2 односкатных колеса, на оси № 2 – два двускатных колеса (2/2), на оси № 3 –
2 односкатных колеса. Следовательно, нагрузка на ось № 2 (с учетом разъяснений,
содержащихся в Примечаниях №№ 1, 2 Приложения №2 постановления Правительства
Российской Федерации от 01.12.2023 № 2060) не должна превышать 7,500 т.
Фактические измерения с учетом погрешности показали, что нагрузка на ось № 2
составила 11,097 т, что на 47,96% превышает установленную норму.
Таким образом, указанные, а также иные доводы жалобы не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного решения.
При таких
обстоятельствах, законность привлечения ООО «Рейл
Логистик» к административной ответственности за движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на
ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без
специального разрешения сомнений не вызывает.
Вместе с тем в
настоящее время имеются основания для изменения постановления и решения судьи.
Действия ООО «Рейл Логистик»
квалифицированы по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции,
действовавшей на момент совершения правонарушения).
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную
ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий
положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную
силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное
правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого
постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом
от 07.07.2025 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях», вступившим в законную силу 18.07.2025, ч.3
ст.12.21.1 КоАП РФ признана утратившей силу.
Этим же Федеральным
законом от 07.07.2025 № 209-ФЗ, абз.1 ч.5 ст. 12.21.1 КоАП
РФ изложен в следующей редакции: «Движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов
транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров без
специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном
разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров, либо с
превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на
ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без
специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или
нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на
величину более 20, но не более 50 процентов, за исключением случаев,
предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса».
Таким образом, в
настоящее время административная ответственность за движение тяжеловесного и
(или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы
транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на
величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения,
предусмотрена ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Поскольку санкция
ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального
закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ) является менее строгой, чем санкция ч.3
ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на
момент совершения правонарушения), то действия юридического лица
подлежат переквалификации на ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ
(в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ).
Принимая во внимание характер совершенного
административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «Рейл Логистик», отсутствие обстоятельств, отягчающих
административную ответственность, судья полагает необходимым назначить ООО «Рейл Логистик» административное наказание в виде
административного штрафа в размере 225 000 рублей, с учетом положений ч.ч.3.2,
3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
В остальной части
указанные постановление и решение подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.30.3
– 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по
ЦФО от 24 апреля 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 20 июня 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Рейл
Логистик», изменить:
совершенное обществом с ограниченной
ответственностью «Рейл Логистик» деяние
переквалифицировать с части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.12.2024
№ 490-ФЗ) на часть 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.07.2025
№ 209-ФЗ), с назначением административного наказания в виде административного
штрафа в размере 225 000 рублей.
В остальной части
указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу защитника
общества с ограниченной ответственностью «Рейл
Логистик» Синева Павла Денисовича – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья В.Г. Буделеев