Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 27.08.2025, опубликован на сайте 08.09.2025 под номером 120957, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                       

Дело № 3а-130/2025 

73OS0000-01-2025-000194-92

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

27 августа 2025 года                                                                          город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

с участием прокурора Калашниковой Е.Д.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ярсиной Натальи Викторовны о признании недействующим пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от 26 ноября 2024 года,

 

у с т а н о в и л :

 

26 ноября 2022 года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 316-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год» (далее приказ № 316-пр).

Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2025  год. Перечень является  приложением  к приказу.

Ярсина Н.В. обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство) о признании недействующим пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от 26 ноября 2024 года.

В обоснование заявленных требований указала на то, что она является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами  *** и  ***,  являющихся частью нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу:                     ***.  Указанное здание неправомерно включено в Перечень на  2025 год, поскольку оно не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Наименование здания – «административное здание». Расположено оно на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «под  административным зданием». Ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствуют о размещении    в указанном здании административно-делового центра. Фактическое обследование здания не проводилось. Принадлежащие ей помещения фактически не используются по прямому назначению, так как в них отсутствует электроснабжение и санузел. Нежилые помещения с кадастровым номером *** принадлежат *** и используются под медицинскую деятельность. Нежилые помещения с кадастровым номером *** используются областным государственным казенным учреждением «Государственное юридическое бюро Ульяновской области им. И.И.Дмитриева» для оказания бесплатной юридической помощи. Нежилые помещения с кадастровым номером *** и ***  принадлежат Ибрагимову А.М., они не используются, в них проводится реконструкция и перепланировка. Нежилые помещения с кадастровым номером *** принадлежат АО «Имущественная корпорация Ульяновской области» и используются под архив. Таким образом, указанные нежилые помещения не соответствуют критериям статьи 378.2 НК РФ.

Включение указанного здания в перечень на 2025 год нарушает её права как налогоплательщика налога на имущество – на нежилые помещения с кадастровыми номерами  *** и  ***.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Кушнер Н.А., Платонов С.М.

Административный истец Ярсина Н.В. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.

В судебном заседании представитель административного истца   Андреянов А.Ф. заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Анашкин А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска, указывая на то, что по результатам проведенного Министерством обследования помещений спорного здания  было установлено, что фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет менее 20 % от площади здания.

Представитель ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области имени И.И.Дмитриева» (далее также учреждение) в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что оставляет решение по делу на усмотрение суда. Дополнительно указал, что  за учреждением закреплено на праве оперативного управления помещение с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***. Исходя из организационно-правовой формы учреждения и осуществляемого учреждением вида деятельности указанный объект недвижимого имущества не относится к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания. В соответствии с Уставом учреждения, утвержденным распоряжением Правительства Ульяновской области от *** года        № ***, целью учреждения является оказание бесплатной юридической помощи населению, содействие в организации ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области.

Представители ООО «Орис», АО «Имущественная корпорация Ульяновской области», Ибрагимов А.М., Кушнер Н.А., Платонов С.М.  в судебное заедание не явились, извещение о месте и времени рассмотрения дела в их адрес направлялось.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, не явившихся в судебное заседание.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика,  заключение прокурора об удовлетворении требований административного иска, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям пункта 67 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2023 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим от имени Ульяновской области полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством, а также осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности.

Согласно пункту 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций:

а) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);

б) направляет перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области;

в) размещает перечень на официальном сайте Министерства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 316-пр от 26 ноября 2024 года, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2025 годы.

Приказ № 316-ПР опубликован на официальном интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 28 ноября 2024 года.

Пунктом *** в перечень на 2025 годы включено нежилое здание с кадастровым номером ***, расположенное  по  адресу:  ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт был принят уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений  и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения нежилого  здания с кадастровым номером *** в  перечень, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

На момент издания приказа № 264-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 сентября 2023 года № 512-П с 4 октября 2023 года утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

Разделом 2 данного Положения предусмотрено, что уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании. Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в Единый государственный реестр недвижимости  включен объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером ***,  расположенное  по  адресу:  ***  (т. 1 л.д.175-189), которое состоит из нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, при этом площадь здания в ЕГРН указана 986,6 кв.м. Однако, общая площадь указанных нежилых помещений, входящих в состав нежилого здания с кадастровым номером *** составляет 1219,6 кв.м.

При этом согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости и зарегистрированных правах на праве собственности принадлежат:

- ООО «Орис» - нежилые помещения с кадастровым номером *** (***), площадью 120,8 кв.м (т. 1 л.д. 190-193), 

- Ярсиной Н.В. – нежилое помещение с кадастровым номером ***, расположенное на ***, площадью 19 кв.м (т. 1 л.д. 194-197) и нежилые помещения с кадастровым номером *** (***), площадью 137,8 кв.м (т. 1 л.д. 202-206),

- Ибрагимову А.М. - нежилое помещение с кадастровым номером *** (***), площадью 17,2 кв.м (т. 1 л.д. 198-201) и нежилые помещения с кадастровым номером *** (***) площадью 347,8 кв.м (т. 1 л.д. 213-218), 

- АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» - нежилые помещения с кадастровым номером *** (***), площадью 212,5 кв.м (т. 1 л.д. 207-212),

- ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области имени И.И.Дмитриева» - нежилые помещения с кадастровым номером *** (***), площадью 96,1 кв.м (т.1 л.д. 222-227),

- Кушнер Н.А. - 55/100 долей и Платонову С.М. - 45/100 долей нежилых помещений с кадастровым номером ***, расположенных на ***, площадью 232,9 кв.м (т. 1 л.д. 56-61). 

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, в отношении поставленного на учет нежилого помещения с кадастровым номером *** (***), площадью 35,5 кв.м (т. 1 л.д. 219-221) сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют. 

Назначение  указанного здания с кадастровым номером *** – нежилое  здание.

Наименование здания – «административное здание».

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 1634 кв.м, имеющем вид разрешенного использования – под административным зданием (т. 1 л.д.228-231).

Наименование здания, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначно не указывают на использование здания как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения  только торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, здание могло быть включено в перечни на основании подпункта 2 пункта 3 ст. 378.2 НК РФ - здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом уполномоченный орган должен был установить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо не менее 20 процентов общей площади спорного объекта недвижимости фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно   плану недвижимого имущества, составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации, по состоянию на 7 июля  2009 года, здание имеет наименование  «административное здание» (***), оно состоит из ***, год постройки – до *** года,   площадь помещений – 986,64 кв.м, состоит из площади нежилых помещений по  классификации: складская – 68,27 кв.м,  учрежденческая – 563,09 кв.м,  лечебная – 61,93 кв.м, служебная 293,35 кв.м, по назначению помещения имеют следующие наименования: «кабинет», «коридор», «тамбур», «подсобная», «лестничная клетка», «архив»,  «тепловой узел»,  «кабинет врача», «рентгеновский кабинет», «холл»,  «сан.узел», «склад»,  «встроенный шкаф».  

Наименование и назначение помещений  нежилого здания с кадастровым номером *** не позволяют признать  указанное нежилое здание предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объекта недвижимого имущества административного истца помещений «кабинет» не тождественно понятию «офис». Документы технической инвентаризации объекта не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Отсутствуют основания и для признания спорных объектов недвижимости предназначенным для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.

Фактическое обследование  нежилого здания с кадастровым номером *** уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемого в части  перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год не проводилось.

По фактическому использованию помещений в  данном здании также не имеется оснований для признания нежилого здания с кадастровым номером *** административно-деловым центром либо торговым центром.

Из пояснений представителя административного истца Андреянова А.Ф. и исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе фотоматериалов здания и помещений в нем,  следует, что принадлежащие Ярсиной Н.В. нежилые помещения с кадастровыми номерами *** и ***, также нежилое помещение с кадастровым номером ***, права на которое в ЕГРН не зарегистрированы,   не используются;  в принадлежащих Ибрагимову А.М. нежилых помещениях с кадастровым номером *** и *** производятся ремонтные работы; в нежилых помещениях с кадастровым номером *** осуществляется ООО «Орис» медицинская деятельность (стоматологическая практика); нежилое помещение с кадастровым номером *** используется АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области» под архив; нежилые помещения с кадастровым номером ***  используются ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области имени И.И.Дмитриева» для размещения сотрудников, нежилое помещение с кадастровым номером *** используется *** в части площади, равной 44,65 кв.м, для размещения сотрудников,  в остальной части используется для размещения *** и ***.

В соответствии с Уставом ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области имени И.И.Дмитриева», утвержденным распоряжением Правительства Ульяновской области от *** года № ***, целью учреждения является оказание бесплатной юридической помощи населению, содействие в организации ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, организация и осуществление мониторинга правоприменения нормативных правовых актов прошлых лет. При выполнении возложенных задач учреждение не вправе осуществлять приносящую доход деятельность и не наделено исполнительно-распорядительными полномочиями.

Суд считает, что соответствует критериям, установленным вышеприведенными положениями статьи 378.2 НК РФ, нежилые помещения с кадастровым номером *** в части площади, равной 44,65 кв.м, используемой ***.

При этом данное обстоятельство объективно подтверждается актом о фактическом использовании здания с кадастровым номером *** от *** года, составленным по поручению Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области сотрудниками ОГБУ «БТИГКО», из содержания которого следует, что  фактическая площадь объекта, используемая *** для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры составляет  44,65 кв.м.

Как было указано выше, площадь нежилого здания с кадастровым номером *** фактически составляет 1219,6 кв.м., соответственно, площадь, используемая для  размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 3,66% от указанной общей площади нежилого здания.

Вышеуказанное фактическое использование нежилых помещений с кадастровыми номерами ***,  а также нежилого помещения с кадастровым номером *** в части размещения *** и ***, не  свидетельствует об использовании данных помещений для размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку осуществляемая в данных нежилых помещениях деятельность не соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное здание не является административно-деловым центром или торговым центром. 

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения спорного здания, как административно-делового центра, в перечень на 2025 год не имелось.

При таких обстоятельствах требование административного истца подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должны быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2025 год и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на год, на который утвержден перечень). Признание отдельных положений приказа с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемый административным истцом пункт нормативного правового акта следует признать недействующим с момента его принятия.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения КАС РФ, в том числе глава 21, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Таким образом, в пользу административного истца подлежат взысканию с административного ответчика расходы по госпошлине в размере 4000 руб.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Ярсиной Натальи Викторовны о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2025 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 316-пр от 26 ноября 2024 года.

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Ярсиной Натальи Викторовны в возмещение  расходов по уплате государственной пошлины 4000 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова

 

Мотивированное решение суда составлено 1 сентября 2025 года.