У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0008-01-2025-000276-76
Судья Гельвер Е. В.
Дело №
33а-3527/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
2 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Пулькиной Н.А.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя
СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России Воробьевой Елены Геннадьевны на
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2025 года по
делу № 2а-1-192/2025, которым постановлено:
административный иск
администрации города Ульяновска удовлетворить.
Освободить
администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по
постановлению судебного пристава-исполнителя от 11.02.2025 по исполнительному
производству *** от 17.01.2025 в размере 50 000 руб.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Муниципальное учреждение администрация
муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области (далее МУ
администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области) обратилось в суд с административным
иском к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной
службы судебных приставов, СОСП по
Ульяновской области ГМУ ФССП России,
судебному приставу-исполнителю СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России
Воробьевой Елене Геннадьевне об освобождении от взыскания исполнительского
сбора.
Требования
мотивировало тем, что вступившим в законную силу решением Инзенского районного
суда Ульяновской области от 16.01.2024 на МУ
администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области возложена обязанность
обеспечить финансирование мероприятий
по установке системы вентиляции,
замене стеновых панелей и кровельного
покрытия здания ФОК
«Губернаторский», расположенного по адресу: ***
01.07.2024 судебным
приставом-исполнителем СОСП по
Ульяновской области ГМУ ФССП России возбуждено исполнительное производство ***
25.07.2024 судебным
приставом-исполнителем Воробьевой Е.Г. вынесено
постановление о взыскании с МУ
администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Расходы на обеспечение деятельности администрации Инзенского
района предусматриваются в бюджете Инзенского района в соответствии с классификацией
расходов бюджетов Российской Федерации. На данный момент собственные доходы не
позволяют покрыть в полном объеме потребности даже на первоочередные расходные
обязательства.
Администрацией
предпринимались меры для изыскания дополнительных финансовых средств для
исполнения решения суда: 11.12.2024 направлены письма в Советов депутатов
муниципального образования «Инзенский район» и МО «Инзенское городское
поселение». Совет депутатов МО «Инзенский район» сообщил, что бюджетные
ассигнования могут быть выделены в 2025 году
на исполнение решений суда только при перевыполнении плана по налоговым
и неналоговым доходам и закрытии недостатка по первоочередным расходам и
погашении кредиторской задолженности.
Административный
истец просил освободить его от взыскания исполнительского сбора в рамках
исполнительного производства ***
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального (специализированного)
Управления Федеральной службы судебных приставов Воробьева Е.Г. просит решение
суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы указывает на то, что должником в установленный добровольный срок решение суда исполнено
не было, в связи с чем судебным приставом было вынесено постановление о
взыскании исполнительского сбора.
При объективной
невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не
был лишен права обраться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного
акта, о разъяснении судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по
исполнительному листу и использовать иные правовые способы. Считает, что отсутствие у должника необходимых
финансовых возможностей для исполнения решения суда не может служить
безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. МУ
администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника
в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа.
В возражениях на
апелляционную жалобу МУ
администрация МО «Инзенский
район» Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Условия
и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и
должностных лиц определяет Федеральный закон
от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В
соответствии с ч.ч. 11 и 12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном
производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных
приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении
исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения
должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает
должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока
для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и
расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112
и 116
настоящего Федерального закона.
Согласно
ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский
сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения
им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения
исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного
документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента
получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении
исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный
бюджет (ч.1).
Исполнительский
сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока,
указанного в части 1
настоящей статьи, если должник не представил судебному
приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при
данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о
взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.
2).
В
случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера
исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000
руб. (ч.3).
В силу ч.7 ст.112
Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом
степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа,
имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить
или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер,
но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3
настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд
вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, решением Инзенского районного суда
Ульяновской области от 16.01.2024 на муниципальное учреждение Администрация
муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области возложена обеспечить финансирование мероприятий по установке
системы вентиляции, замене
стеновых панелей и кровельного покрытия здания
физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) «Губернаторский», расположенного
по адресу: ***
Решение вступило в
законную силу. По делу выдан исполнительный лист.
01.07.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство ***,
должнику уставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного
документа 5 дней (л.д. 42).
25.07.2024 судебным
приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области Воробьевой Е.Г. вынесено постановление о
взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 44).
Установив
вышеуказанные обстоятельства, правильно применив нормы материального права,
регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что с учетом специфики расходования
средств, находящихся в распоряжении МУ администрация МО «Инзенский район»
Ульяновской области, исполнить решение суда в установленный 5-дневный срок не
представлялось возможным, в связи с чем освободил административного истца от
уплаты исполнительского сбора.
С такими выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной
жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании
закона и установленных по делу обстоятельств.
Так, в соответствии с ч.7 ст.112
Закона об исполнительном производстве суду предоставлено право освободить
должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных
Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за
нарушение обязательства.
Согласно п.1 ст.401
ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим
образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности),
кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания
ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той
степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру
обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего
исполнения обязательства.
В пункте 78
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О
применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,
возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу ч.1 ст.112
Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами
административной штрафной санкции, при применении которой на должника
возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в
качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с
совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении
от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного
характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную
дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности,
возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного
производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский
сбор должен отвечать вытекающим из Конституции
Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической
ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента
субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49,
50,
52
- 54,
55
Конституции Российской Федерации).
Из анализа вышеприведенных норм права
следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно
быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для
добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно,
вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в
течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для
добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности
за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований
должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения
дела установлено, что в соответствии со ст.ст. 41-43 Устава
муниципального образования «Инзенский район» администрация Инзенского района
является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления
Инзенского района, а также исполняет полномочия исполнительно-распорядительного
органа местного самоуправления муниципального образования «Инзенское городское
поселение» Инзенского района. Расходы на обеспечение деятельности
администрации Инзенского района предусматриваются в бюджете Инзенского района
в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации .
Бюджет муниципального образования «Инзенский район»
утверждается ежегодно и формируется на очередной финансовый год из собственных
доходов.
Задолженность бюджета муниципального образования
«Инзенский район» на текущую дату составляет
261 544 707 руб., что подтверждается справкой Управления финансов
муниципального образования «Инзенский район».
Стоимость строительных работ по исполнению названного решения суда составляет свыше 34
000 000 руб.
27.06.2024 в адрес Министра физической культуры и спорта
Ульяновской области было направлено письмо о включении мероприятий по
капитальному ремонту ФОК «Губернаторский» в государственную программу «Развитие
физической культуры и спорта в Ульяновской области» на 2025 год.
Получен ответ от 27.12.2024 о рассмотрении указанного вопроса в ходе исполнения областного бюджета Ульяновской области в 2025
году (л.д. 134-135).
13.02.2025 направлено письмо Министру финансов Ульяновской области о
выделении денежных средств, 05.03.2025 получен ответ об отсутствии источника
дополнительных средств областного бюджета на капитальный ремонт объекта в 2025 году.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, у МУ администрация МО «Инзенский
район» Ульяновской области отсутствовала возможность по объективным причинам
исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем
для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
Более того, в
настоящее время установлено, что 22.04.2025 Инзенский межрайонный прокурор
обратился в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России
с заявлением о возвращении с исполнения исполнительного листа об обязании администрации МО «Инзенский
район» обеспечить финансирование
мероприятий по установке системы
вентиляции, замене стеновых панелей и
кровельного покрытия здания физкультурно-оздоровительного комплекса
«Губернаторский», расположенного по адресу: ***
25.04.2025 вынесено
постановление об окончании
исполнительного производства (л.д. 77).
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 15 мая 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России Воробьевой Елены Геннадьевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 03.09.2025