У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0006-01-2025-000216-71
Судья Гаврилова Е.И.
Дело № 33а-3485/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
26 августа 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Пулькиной Н.А.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 16 мая 2025 года по делу № 2а-165/2025,
которым постановлено:
признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской
области, выразившееся в непроведении мероприятий по утверждению и
разработке проектов организации дорожного движения муниципальных автомобильных
дорог общего пользования местного значения, расположенных территории
муниципального образования «Поливановское сельское поселение», и обязать
администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
в течение шести месяцев после вступления
решения в законную силу организовать утверждение и разработку проектов
организации дорожного движения в отношении муниципальных автомобильных дорог
общего пользования, расположенных на
территории муниципального образования «Поливановское сельское поселение»,
относящихся к автомобильным дорогам местного значения.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Барышского
района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к
администрации муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в
непроведении мероприятий по утверждению и разработке проектов организации
дорожного движения муниципальных дорог общего пользования местного значения,
расположенных на территории муниципального образования «Поливановское сельское
поселение» и возложении обязанности организовать утверждение и разработку
проектов организации дорожного движения в отношении муниципальных автомобильных
дорог общего пользования, расположенных на территории муниципального
образования «Поливановское сельское поселение», относящихся к дорогам местного
значения.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Барышского района
Ульяновской области в деятельности
администрации муниципального образования «Барышский район» выявлены
нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Прокурорской проверкой установлено, что проекты организации дорожного
движения на автомобильные дороги общего пользования, проходящие в границах муниципального образования
«Поливановское сельское поселение», относящиеся к автомобильным дорогам
местного значения, в настоящее время не утверждены, мероприятия по разработке
не проведены.
С целью устранения выявленных нарушений 28.03.2024 прокуратурой в адрес
Главы администрации МО «Барышский район» внесено представление.
В марте 2025 года проведена повторная проверка действующего
законодательства в сфере безопасности
дорожного движения, в ходе которой установлено, что требования положений
Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного
движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» администрацией МО «Барышский район»
до настоящего времени не выполнены.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «Барышский район», выразившееся в непроведении мероприятий по
утверждению и разработке проектов организации дорожного движения муниципальных
автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных
территории муниципального образования «Поливановское сельское поселение», и
обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» в течение 6 месяцев после вступления решения
в законную силу организовать утверждение и разработку проектов организации
дорожного движения в отношении муниципальных автомобильных дорог общего
пользования, расположенных на территории
муниципального образования «Поливановское сельское поселение», относящихся к
автомобильным дорогам местного значения.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: УМВД
России по Ульяновской области, администрация муниципального образования
«Поливановское сельское поселение», МО МВД России «Барышский».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области просит решение
суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы указывает на то,
что полномочия в области организации
дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения,
расположенных на территории сельского поселения, реализуются в границах
населенных пунктов сельской местности, однако ни в административном иске, ни в
решении суда это не отражено. Установленный судом первой инстанции срок для
проведения мероприятий является не разумным.
Обращает внимание на то, что при принятии
решения суд первой инстанции должен был учесть наличие соглашения от 21.01.2025
№ 3 о передаче полномочий от администрации муниципального образования
«Барышский район» к администрации муниципального образования «Поливановское
сельское поселение» по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог
местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Считает, что исходя из заявленных прокурором
административных требований не ясно, каким образом прокуратурой были
реализованы свои полномочия в соответствии с предписаниями Генерального
прокурора РФ.
Полагает, что суд первой инстанции при принятии
решения не учел позицию Верховного суда РФ, согласно которой понуждать орган
публичной власти к выделению финансирования является ограничением права
главного распорядителя средств бюджета на самостоятельное решение вопросов,
отнесенных к компетенции данного органа.
В судебное заседание лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.4 ст.218
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из ст.6 Федерального закона от
10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения
являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
К
полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области
обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий
по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года,
следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и
разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий
совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного
значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных
пунктов муниципальных районов при
осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных
ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных
дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в
целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В
силу ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) местная администрация
осуществляет дорожную деятельность в виде ремонта и содержания автомобильных
дорог местного значения.
Согласно пп. 5 п. 1
ст. 14, пп. 5 п. 1
ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного
самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в
области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности
автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления
муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог
местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования
местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного
значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог
местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный
ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил
расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление
иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к
полномочиям органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 3
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ
к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию,
строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию
автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается
комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги,
оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению
безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог
являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.
В соответствии с ч.1 ст.12
Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и
содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим
регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению
безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров
либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти.
Приказом Минтранса
России от 16.11.2012 № 402 утверждена классификация
работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог,
которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных
работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ
на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В частности, к
прочим работам по содержанию относится разработка проектов содержания
автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков
и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
В состав мероприятий по содержанию автомобильной дороги входят также работы по
установке недостающих дорожных знаков (пп. 1 п. 1
приказа Минтранса России № 402).
Проекты организации
дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем
организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений
либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки
комплексной схемы организации дорожного движения (ч.1 ст.18
Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ)).
В соответствии с ч.9 ст.18
Закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для
автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных
дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования,
утверждаются органами местного самоуправления или организациями,
уполномоченными органами местного самоуправления в области организации
дорожного движения.
Исходя из выше
приведенных норм права, на местную администрацию
(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган
местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность
осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских
округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и
их содержание.
Муниципальные районы
в соответствии с абз.2 ч.4
ст.15 Федерального закона №131-ФЗ вправе заключать с органами
местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального
района, соглашения о передаче им части своих полномочий по решению вопросов
местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета
муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с
Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Передача органами
местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям
является одним из способов их реализации в рамках публично-правового
обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих
полномочий и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние
реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой
Барышского района проведена проверка исполнения требований законодательства в
сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности
администрации МО «Барышский
район», в ходе которой установлено, что проекты организации дорожного движения
на автомобильные дороги общего пользования, проходящие в границах МО
«Поливановское сельское поселение»,
относящиеся к автомобильным дорогам местного значения, в настоящее время не
утверждены, мероприятия по разработке не проведены.
28.03.2024 в связи с выявленными нарушениями в адрес Главы
администрации МО «Барышский район» прокурором района вынесено представление
№07-01-2024 об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения
(л.д. 19).
На данное представление Главой администрации МО «Барышский район» дан
ответ о том, что в настоящее время ведется работа с ООО «Интелтранс»,
выполнявшим работы по изготовлению комплексных схем организации дорожного
движения г.Барыша, по внесению изменений. Также с данной подрядной организацией
решается вопрос о разработке комплексных схем организации дорожного движения на
территории сельских поселений.
Согласно письму Главы администрации МО «Барышский район» от 13.03.2025
в 2025 году запланированы мероприятия по разработке и утверждению организации
дорожного движения в пос.Поливаново. В данный момент порядок ремонта и
содержания муниципальных дорог в пос.Поливаново не разработан (л.д. 21).
21.01.2025
администрацией МО «Барышский район» и администрацией МО
«Поливановское сельское поселение» заключено соглашение №3, по которому
сельскому поселению переданы полномочия по решению вопросов местного значения,
а именно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах населенных пунктов поселения, за исключением ремонта и
строительства автомобильных дорог (л.д.16-18).
Финансирование
переданных полномочий осуществляется в форме межбюджетных трансфертов и
используется строго по целевому назначению (п.3.1, п.2.2., п.2.4.2 Соглашения).
Принимая во внимание
установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права,
суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для
удовлетворения требований прокурора.
С учетом
вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил административный иск прокурора, возложив
обязанность разработать проект организации дорожного движения
расположенных на территории
муниципального образования «Поливановское сельское поселение» на администрацию МО «Барышский
район» Ульяновской области.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, наличие соглашения о передаче полномочий по решению
вопроса местного значения, касающегося дорожной деятельности от администрации
района администрации сельского поселения, не может служить основанием для
освобождения администрации района от выполнения требований административного
истца о возложении обязанности разработать проект организации дорожного
движения.
По запросу суда апелляционной
инстанции администрацией МО
«Поливановское сельское поселение» были представлены сведения о выделении
денежных средств на реализацию переданных от МО «Барышский район» полномочий,
из которых следует, что денежные средства на
мероприятия по утверждению и разработке проектов организации дорожного
движения муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного
значения, расположенных территории муниципального образования «Поливановское
сельское поселение», не выделялись.
Сроки, установленные
судом для выполнения возложенных обязанностей по разработке проекта организации
дорожного движения, являются, по мнению судебной коллегии, разумными и
достаточными для выполнения возложенных обязанностей.
При таких обстоятельствах
принятое по делу решение является правильным, нормы материального и
процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не
имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 16 мая 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 02.09.2025