УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-000245-55
Судья Шабинская Е.А.
Дело
№ 33-3312/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 2 сентября 2025
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной
О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре
Синчуговой А.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-946/2025 по апелляционной
жалобе Старцевой Веры Владимировны на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 3 апреля 2025 года, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Старцевой Веры Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о
возложении обязанности произвести перерасчёт и доплату страховой пенсии: за
период с 28.07.2010 по 31.12.2021 с учетом периодов учёбы в Буинском
ветеринарном техникуме Министерства с/х РСФСР с 01.09.1978 по 27.02.1982; за
период с 01.01.2015 по 31.07.2017 произвести доплату пенсии с учетом замены
ранее учтённых при исчислении размера пенсии периодов ухода за двумя детьми на
«нестраховой» период с применением нового порядка с учетом стоимости ИПК с
01.01.2015 в сумме 11 858 руб. 52 коп.; за период с 01.03.2013 по
31.07.2020 с учетом периодов ухода за ребенком-инвалидом с 31.03.2000 по
18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001; возложении обязанности на Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области отменить неправомерное решение УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска
от 12.12.2017 № *** об отказе в перерасчёте размера фиксированной выплаты и
произвести доплату недополученной пенсии с учётом повышенной фиксированной
выплаты на иждивенца Ерасову Алёну Сергеевну за период с 01.12.2017 по
31.08.2024 в сумме 168 102 руб. 94 отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., Старцевой В.В., ее
представителя Солнцевой Т.Г., Ерасовой А.С., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Старцева В.В.
обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) об отмене решения,
возложении обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии.
Исковые требования
мотивированы тем, что с 28.07.2010 Старцева В.В. является получателем трудовой
пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При назначении пенсии ей не
был учтен период учебы, при этом не разъяснено о необходимости представления
иных документов, в том числе диплома и свидетельства о рождении детей. С
01.03.2013 по заявлению от 22.02.2013 № *** истцу установлена страховая пенсия
по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17.12.2001 №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая назначается одному
из родителей ребенка-инвалида, воспитавшего его до достижения им возраста 8
лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет. Старцевой В.В., в числе прочих
документов, была представлена справка формы № 8, в которой указаны члены её
семьи, однако свидетельства о рождении детей, диплом специалистом клиентской
службы не истребованы. Период ухода за сыном и периоды ухода за ребенком-инвалидом
с 31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001 учтены не были. Периоды
ухода за ребенком-инвалидом истцу засчитаны в 2020 году по заявлению от
09.07.2020 № ***. По заявлению от 17.07.2017 № *** истцу произведен перерасчет
по нестраховым периодам по уходу за детьми с учетом замены ранее учтенных при
исчислении размера пенсии периодов работы на нестраховой период по уходу за
детьми с применением нового порядка с учетом стоимости ИПК с 01.01.2015.
Старцева В.В. неоднократно обращалась в пенсионный орган с заявлениями о
перерасчете пенсии с даты ее назначения, возникновения права на соответствующий
перерасчет пенсии, которые остались без удовлетворения. Кроме того, решением
пенсионного органа от 12.12.2017 истцу неправомерно отказано в установлении
повышенной фиксированной выплаты к пенсии на иждивенца Ерасову А.С., *** года
рождения. Основанием для отказа послужил тот факт, что Ерасова А.С. является
получателем пенсии по инвалидности, которая является её самостоятельным
источником дохода, с чем Старцева В.В. не согласна.
С учетом уточненных
исковых требований Старцева В.В. просила суд обязать ОСФР по Ульяновской
области произвести перерасчет и доплату страховой пенсии за прошлый период по
основаниям:
– с учетом периодов
учёбы в Буинском ветеринарном техникуме Министерства с/х РСФСР с 01.09.1978 по
27.02.1982, с доплатой за период с 28.07.2010 по 31.12.2021,
– с учетом замены
ранее учтенных при исчислении размера пенсии периодов работы на нестраховой
период по уходу за двумя детьми с применением нового порядка с учетом стоимости
ИПК с 01.01.2015, с доплатой за период с 01.01.2015 по 31.07.2017 в размере
11 858 руб. 52 коп.,
– с учетом периодов
ухода за ребенком-инвалидом (дочерью Ерасовой А.С., *** года рождения) с
31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001, с доплатой с 01.03.2013
по 31.07.2020,
– обязать ОСФР по
Ульяновской области отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска от 12.12.2017 № *** об отказе в
перерасчете размера фиксированной выплаты и произвести доплату недополученной
пенсии с учётом повышенной фиксированной выплаты (1/3 ФВ) на иждивенца Ерасову
А.С. за период с 01.12.2017 по 31.08.2024
в размере 168 102 руб. 94 коп. (т. 1 л.д. 4-14, 164-167).
Судом к участию в
деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение «Буинский ветеринарный техникум»,
Ерасова А.С.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Старцева В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое
решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы
приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что
согласно уточненному исковому заявлению Ерасова А.С. находилась на иждивении
истца до момента заключения брака Ерасовой с М***. Отмечает, что при
установлении пенсии по подпункту 1 пункту 1 статьи 28 Федерального закона от
17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» доказательств
ухода за ребенком-инвалидом не требуется. Указанные периоды автоматически без
заявления учитываются при назначении пенсии родителю ребенка-инвалида, также
как и не требуется одновременная подача заявления о перерасчете пенсии при ее
назначении по данным основаниям. Полагает, что период ухода за
ребенком-инвалидом должен был быть учтен с 22.02.2013. Выражает несогласие с
выводом суда первой инстанции о том, что оснований для перерасчета размера
пенсии за период с 01.01.2015 по 31.07.2017 не имеется, поскольку с 2015 года
неоднократно обращалась в пенсионный орган с заявлениями о перерасчете пенсии.
В соответствии с
положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее
– ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1
статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав
пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам
и правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения,
связанные с пенсионным обеспечением граждан, регулируются пенсионным
законодательством, действующим на дату вынесения соответствующих решений об
установлении размера пенсии.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии определены Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С 01.01.2002 по 31.12.2014 нормативным актом,
определяющим условия и порядок исчисления трудовых пенсий, являлся Федеральный закон
от 17.12.2001 №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положения статьи 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до
01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим
исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения
размеров страховых пенсий.
Индивидуальный
пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до вступления в силу
Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (то есть до 01.01.2015),
определяется с учетом норм ранее действовавшего Федерального закона
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10
статьи 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
В соответствии со статьей 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных
лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу пункта 2
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных
прав, в целях которой определяется расчетный размер пенсии по выбору
застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3
(с применением пункта 9),
либо по пункту 4
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» (применяется более выгодный вариант). Каждый из
указанных пунктов содержит конкретный перечень периодов, включаемых в общий
трудовой стаж, и определяет порядок его исчисления.
При определении расчетного размера пенсии по пункту 3
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» общий
трудовой стаж исчисляется календарно. Отношение среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячному заработку в стране за тот же период (учитывается
не более 1,2) * стажевый коэффициент (общий трудовой стаж определяется
календарно) * среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (по
состоянию на 31.12.2001 – 1671 руб.) Зачет периода учебы данным пунктом
не предусмотрен.
Согласно пункту 4
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный
размер трудовой пенсии определяется в процентном отношении от «осовремененного»
на 31.12.2001 среднемесячного заработка. В случае применения данного варианта
исчисления период учебы засчитывается в общий трудовой стаж.
Сумма страховой пенсии по старости
определяется путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента
(ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента и установлением
фиксированной выплаты в твердой сумме.
Величина ИПК определяется из двух частей:
1) ИПК за периоды до 2015 года, исчисленный с
учетом пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 (общий трудовой стаж и
заработная плата), суммы валоризации, суммы страховых взносов, начисленных
работодателем за периоды работы после 01.01.2002.
2) ИПК за периоды, имевшие место с 01.01.2015
(за каждый календарный год, учитывающий ежегодные, начиная с 01.01.2015,
отчисления страховых взносов в СФР на страховую пенсию в размере, эквивалентном
индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой
пенсии).
Частями 10,
12 статьи 15
Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» определена возможность установления
пенсионных коэффициентов за каждый календарный год нестрахового периода ухода
за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также периодов службы
и (или) деятельности (работы), начиная с 01.01.2002, предусмотренных
Федеральным законом
от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных
категорий граждан», в случае, если данный период не учитывается при
установлении страховой пенсии, например, в общем трудовом стаже при оценке
пенсионных прав, и не производится возмещение страховых взносов,
предусмотренное Федеральным законом
от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду
пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение
расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой
пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным
категориям граждан».
Так, коэффициент за полный календарный год
такого периода ухода составляет: 1,8 – в отношении периода ухода одного из
родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3,6 – в
отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им
возраста полутора лет; 5,4 – в отношении периода ухода одного из родителей за
третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора
лет.
Таким образом, если в периоды ухода за детьми
имели место трудовые отношения, расчет пенсии может быть произведен в двух
вариантах: учесть такие периоды в общий трудовой стаж как работу; заменить
периоды работы периодами по уходу за ребенком и установить за нестраховые
периоды пенсионные коэффициенты.
В силу части 2
статьи 18 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера
страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального
пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015;
2) увеличения суммы коэффициентов,
определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж
периодов, указанных в части 12
статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после
01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального
(персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и
обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного
коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18
статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых
взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины
индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой
пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении,
переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или
страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном
настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери
кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за
исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по
старости в соответствии со статьями 19
и 20
настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае
перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца – с 1 августа
года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В силу пункта 2
части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете
размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону
увеличения.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, с 28.07.2010
Старцева В.В., *** года рождения,
являлась получателем трудовой пенсии по инвалидности *** группы в соответствии со статьей 8 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
22.02.2013 Старцева
В.В. обратилась с заявлением о переводе пенсии по инвалидности на досрочную
трудовую пенсию по старости, как мать инвалида с детства, в соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» в возрасте 50 лет.
Решением УПФР в Ульяновском районе и г. Новоульяновске от 12.03.2013 ей досрочно назначена трудовая
пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» с 01.03.2013.
С 01.01.2015
трудовая пенсия по старости преобразована в страховую в связи с принятием
Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Продолжительность страхового стажа на дату назначения пенсии составляла
29 лет 5 месяцев 7 дней, по состоянию на 05.08.2024 – 39 лет 9 месяцев 7
дней (т. 1 л.д. 16).
При исчислении размера пенсии Старцевой В.В. учтены:
– общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 продолжительностью 18 лет 8 месяцев 12 дней, в
подсчет которого включены периоды работы: с 01.04.1982 по 02.06.1987, с
17.08.1987 по 14.12.1987, с 17.12.1987 по 30.03.2000, с 19.03.2001 по
20.10.2001, с 21.10.2001 по 29.10.2001, с 01.12.2001 по 31.12.2001, а также
периоды ухода за ребенком, *** года рождения, с 03.06.1987 по 16.08.1987.
Размер пенсии как родителю ребенка-инвалида исчислен исходя из сниженных
требований к продолжительности общего трудового стажа (стажевый коэффициент
составил 0,58 – 0,55 за требуемый стаж 15 лет и 0,03 за 3 полных года,
отработанных сверх требуемого стажа),
– 8 полных лет работы в «советское» время до 01.01.1991 в целях повышения
(валоризации) пенсии (коэффициент валоризации составляет 18% – базовые 10% и
сверх того по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до
01.01.1991),
– «осовремененный» среднемесячный заработок за периоды работы с января
1995 года по декабрь 1999 года в размере 1195 руб. 89 коп. Фактическое
соотношение среднемесячного заработка в размере 494 руб. 88 коп. к
среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период в размере 780 руб. составляет
0,634 (при максимально допустимом отношении 1,2),
– страховые взносы,
начисленные работодателями на заработную плату, а также уплаченные как
индивидуальным предпринимателем за период после 01.01.2002, и отраженные на
индивидуальном лицевом счете при назначении пенсии с 01.03.2013 в сумме
156 957 руб. 39 коп.,
– ожидаемый период
выплаты страховой пенсии по старости – Т (с 2013 года – 228 месяцев). Поскольку трудовая пенсия по
старости досрочно назначена истцу в возрасте 50 лет, ожидаемый период выплаты
(Т) при исчислении пенсии учтен продолжительностью 240 месяцев.
В системе
индивидуального персонифицированного учета Старцева В.В. зарегистрирована с
17.12.1999.
17.07.2017 Старцева В.В. обратилась в пенсионный
орган с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом замены периодов работы
на нестраховые периоды ухода за детьми – С*** ., *** года рождения, и Старцевой
А.С., *** года рождения, исходя из индивидуального пенсионного коэффициента,
предусмотренного Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» (т. 1 л.д. 56-57).
На основании
заявления от 17.07.2017 периоды трудовой деятельности Старцевой В.В. с *** по
24.03.1985, с *** по 09.10.1986 были заменены на периоды ухода за детьми по наиболее выгодному для неё варианту.
Периоды работы с *** по 24.03.1985, с *** по 09.10.1986 были исключены из
общего трудового стажа.
С 01.08.2017
Старцевой В.В. произведен перерасчет пенсии по этому основанию.
22.11.2017 Старцева
В.В. обратилась в ГУ – УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской
области с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты с учетом
нетрудоспособного члена семьи – дочери Ерасовой А.С. (ранее – Старцевой А.С.), ***
года рождения, являющейся инвалидом *** группы (т. 1 л.д. 62-63).
Решением ГУ – УПФР в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 23.11.2017 отказано в
установлении факта нахождения дочери Ерасовой А.С. на иждивении матери Старцевой В.В. (т. 1 л.д. 58-59).
Решением ГУ – УПФР в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области № *** от 12.12.2017
Старцевой В.В. отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты. Комиссия
пришла к выводу, что Ерасова А.С. является инвалидом *** группы от общего заболевания, не работает, имеет
свой доход в виде пенсии и ежемесячной
денежной выплаты, проживает совместно с матерью. На иждивении имеет двух
несовершеннолетних детей. Доходы за период
с 01.08.2017 по 31.10.2017 составили: матери – 96 375 руб. 08 коп.
(среднемесячный доход – 32 125 руб. 03 коп.), дочери Ерасовой А.С. –
26 524 руб. 17 коп. (среднемесячный доход – 8841 руб. 39 коп.).
Дополнительные документы (товарные чеки), подтверждающие расходы на содержание
дочери либо об оказании постоянной помощи, не представлены (т. 1 л.д. 60-61).
09.07.2020 Старцева
В.В. обратилась в клиентскую службу ГУ – УПФР в Засвияжском районе г.
Ульяновска Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера страховой
пенсии с учетом включения в стаж в целях оценки пенсионных прав периодов ухода
за ребенком-инвалидом Ерасовой А.С. (т. 1 л.д.
53-54).
Решением УПФР в
Засвияжском районе г. Ульяновска от 09.07.2020 был установлен факт ухода истца
за ребенком-инвалидом в периоды с
31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001
по 30.11.2001, и с учетом включения указанных периодов в стаж произведен перерасчет пенсии с
01.08.2020.
10.07.2024 Старцева
В.В. обратилась в ОСФР по Ульяновской области, приложив копию диплома,
подтверждающего обучение в Буинском ветеринарном техникуме Министерства с/х
РСФСР с 01.09.1978 по 27.02.1982 (т. 1
л.д. 100).
05.08.2024,
09.09.2024 ОСФР по Ульяновской области в адрес Старцевой В.В. направлен
ответ, в котором также указывалось на необходимость подачи заявления о
перерасчете пенсии с учетом данного периода обучения и представления подлинника диплома (т. 1 л.д.
16-33).
18.10.2024 Старцева
В.В. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете
размера пенсии с учетом периода обучения в Буинском ветеринарном техникуме
Министерства с/х РСФСР и подлинником диплома.
Перерасчет размера
пенсии с учетом периода обучения произведен с 01.01.2022.
Ссылаясь на неверный расчет размера трудовой пенсии по инвалидности,
трудовой пенсии по старости, необходимость включения в подсчет стажа периода
учебы с 01.09.1978 по 27.02.1982 с момента назначения трудовой пенсии по
инвалидности, периода ухода за ребенком-инвалидом с 31.03.2000 по 18.03.2001, с
30.10.2001 по 30.11.2001 с момента назначения трудовой пенсии по старости,
установления факта нахождения на иждивении дочери Ерасовой А.С. и 1/3 повышенной
фиксированной выплаты, замены ранее
учтенных при исчислении размера пенсии периодов трудовой деятельности на
нестраховые периоды по уходу за детьми с применением нового порядка с учетом
стоимости ИПК с 01.01.2015, а также перерасчета и доплаты пенсии, Старцева В.В.
обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых
требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона,
пришел к выводу о том, что оснований для перерасчета и доплаты трудовой пенсии
по инвалидности, трудовой пенсии по старости за указанные периоды не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда
об отказе в удовлетворении исковых требований о перерасчете и доплате трудовой
пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по старости в связи с невключением при
назначении трудовой пенсии по инвалидности периода учебы с 01.09.1978 по
27.02.1982, неустановлением факта нахождения на иждивении Старцевой В.В. дочери
Ерасовой А.С. и 1/3 повышенной фиксированной выплаты, заменой ранее учтенных при исчислении размера пенсии
периодов трудовой деятельности на нестраховые периоды по уходу за детьми с
применением нового порядка с учетом стоимости ИПК с 01.08.2017, а не с
01.01.2015, поскольку он основан на верном применении норм материального права,
соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу
доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.
Оценка пенсионных прав для определения
размера пенсии по наиболее выгодному варианту осуществляется в соответствии со статьей 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» (либо по пункту либо пункту 4).
Зачет в страховой стаж периодов учебы и
работы по разным вариантам одновременно не предусмотрен приведенными нормами
закона.
Оценка пенсионных прав истца произведена по
наиболее выгодному варианту по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от
17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который
предусматривает включение периодов обучения в общий трудовой стаж.
При исчислении
продолжительности общего трудового стажа в соответствии с пунктом 4 статьи 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» размер пенсии исчисляется с учетом норм ранее действовавшего
законодательства, которые предусматривают ограничение размера пенсии. При
исчислении пенсии по данному варианту учитывается не отношение заработков, а
«осовремененный» среднемесячный заработок. Фактический размер пенсии Старцевой
В.В. по состоянию на 01.01.2002 составил 693 руб. 62 коп. (1195 руб. 89 коп. х 0,58), что
больше максимального размера пенсии (555 руб. 96
коп.), в связи с чем подлежал ограничению.
Согласно части 6
статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» обязанность по
представлению документов, необходимость для назначения пенсии, возложена на
заявителя.
Между тем при
назначении трудовой пенсии по инвалидности Старцевой В.В. документ,
подтверждающий обучение в Буинском ветеринарном техникуме с 01.09.1978 по
27.02.1982, заявителем не представлен.
В трудовой книжке
истца сведения об учебном заведении, периоде учебы, форме обучения
(очная/заочная) также отсутствуют. При этом записи в трудовой книжке о приеме
Старцевой В.В. 01.04.1982 в члены колхоза «П*** » *** и последующем увольнении
02.06.1987 из членов колхоза не позволяют определить необходимость при
трудоустройстве в среднем специальном образовании.
Само по себе наличие у истца документов об
образовании не может расцениваться как безусловное основание для перерасчета
пенсии.
Поскольку в
пенсионном деле отсутствовали данные об учебе, Старцевой В.В. на ее
обращения неоднократно рекомендовалось представить документ, подтверждающий
обучение в Буинском ветеринарном техникуме с 01.09.1978 по 27.02.1982 (т. 1
л.д. 26-42).
После представления 18.10.2024 Старцевой В.В.
подлинника диплома и обращения с заявлением о перерасчете размера пенсии с
учетом периода обучения в Буинском ветеринарном техникуме, ОСФР по Ульяновской
области произвело перерасчет размера пенсии с учетом периода обучения с
01.01.2022 в соответствии с частью 7.2
статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Оснований полагать, что пенсионным органом
при обращении истца за назначением трудовой пенсии по инвалидности нарушены
требования о необходимости предоставления гражданину разъяснений и истребования
дополнительных документов о периоде обучения истца, у суда первой инстанции не
имелось.
При таких
обстоятельствах исковые требования о перерасчете и доплате трудовой (страховой)
пенсии по старости за период с 28.07.2010 по 31.12.2021 с учетом периодов учёбы
в Буинском ветеринарном техникуме с 01.09.1978 по 27.02.1982 не подлежали
удовлетворению.
Что касается замены
периода трудовой деятельности на нестраховой период, то период по уходу за
детьми до достижения ими полутора лет совпадает с периодом трудовой
деятельности истца.
По заявлению
Старцевой В.В. от 17.07.2017 о перерасчете размера страховой пенсии по старости
с учетом замены периодов работы с *** по 24.03.1985 и с *** по 09.10.1986 на
нестраховые периоды по уходу за детьми (***, *** года рождения, Аленой, ***
года рождения), ответчиком с 01.08.2017 произведен перерасчет страховой пенсии
в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (как наиболее выгодный вариант).
Размер пенсии после произведенного перерасчета составил 8608 руб. 22
коп. (до перерасчета размер пенсии на июль 2017 года был 7885 руб. 13 коп.).
Таким образом, в
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.08.2017, то есть с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете
размера страховой пенсии, Старцевой В.В. произведен перерасчет страховой пенсии
по старости по заявленному основанию.
Перерасчет размера
страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.
Нормами Федерального
закона «О страховых пенсиях» не
предусмотрено автоматического (без заявления пенсионера) перерасчета размера
пенсии в связи с введенной этим законом возможностью преобразования в
индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионных прав, приобретенных в периоды
ухода за детьми, а предусмотрено право на выбор их учета при исчислении размера
страховой части трудовой пенсии по старости либо преобразования в
индивидуальный пенсионный коэффициент.
Обязанность пенсионного органа произвести
перерасчет пенсии обусловлена не только возникновением обстоятельств, с
которыми законодательство связывает возможность перерасчета пенсии, но и с
фактом подачи соответствующего заявления и представления документов,
подтверждающих обстоятельства, на которых заявитель основывает требование о
перерасчете пенсии.
Более ранние сроки обращения Старцевой В.В. с
заявлением о перерасчете страховой пенсии, чем 17.07.2017, ответчиком не
зарегистрированы.
Представление Старцевой В.В. 22.02.2013
сведений о составе семьи при обращении с заявлением о переводе на трудовую
пенсию по старости не может повлечь удовлетворение исковых требований в данной
части, поскольку на момент обращения Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» не действовал, а доказательств обращения с заявлением о
перерасчете в связи с заменой периода трудовой деятельности на нестраховой
период по уходу за детьми до 17.07.2017
в материалах дела не имеется. При этом заявление о доставке пенсии не
может подменять собой заявление о перерасчете пенсии.
Таким образом, возложение обязанности на
ответчика произвести истцу перерасчет пенсии с 01.01.2015 возможно только при
наличии вины пенсионного органа.
Вместе с тем таких обстоятельств по делу не
установлено. Ссылка на устное обращение в клиентскую службу пенсионного органа
по вопросу перерасчета пенсии не подтверждена относимыми и допустимыми
доказательствами.
Оценивая доводы апелляционной жалобы
относительно необходимости установления факта нахождения Ерасовой А.С. на
иждивении Старцевой В.В. и повышения фиксированной выплаты к пенсии, судебная
коллегия находит их несостоятельными.
Статьей 16
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определен
порядок установления фиксированной выплаты к страховой пенсии, которая
устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с
настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно части 3 статьи
17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о перерасчете
страховой пенсии) лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1
настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные
члены семьи, указанные в пунктах 1,
3
и 4 части 2
статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной
выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности
устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1
статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного
члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
При этом в
соответствии с пунктом 1
части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона нетрудоспособными
членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки
умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет
и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего
или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное
обучение (далее – дети, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение), а
также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной
форме обучения по основным образовательным программам в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных
организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до
окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23
лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста,
если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Согласно части 3.1
вышеназванной статьи родителям, которые являются опекунами лиц из
числа недееспособных инвалидов с детства (если эти лица не находятся на полном
государственном обеспечении), повышение фиксированной выплаты к страховой
пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в
сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1
статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого недееспособного
инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства.
Согласно положениями
статьи 17
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции,
действующей на момент рассмотрения спора) повышение фиксированной выплаты к
страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме,
равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1
статьи 16 настоящего Федерального закона, устанавливается лицам (за
исключением лиц, указанных в части 3.1
настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные
члены семьи: дети, не достигшие возраста 18 лет или достигшие возраста 18 лет и
завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего
или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное
обучение, либо обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным
программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том
числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории
Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до
достижения ими возраста 23 лет или старше этого возраста, если они до
достижения возраста 18 лет стали инвалидами (пункт 1
части 3).
Родителям, которые
являются опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства (если эти
лица не находятся на полном государственном обеспечении), повышение
фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по
инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы,
предусмотренной частью 1
статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 3.1).
Повышение
фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по
инвалидности лицам, указанным в частях 3
и 3.1 настоящей
статьи, устанавливается на каждого нетрудоспособного члена семьи,
недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех членов семьи.
Установление факта иждивения в отношении нетрудоспособных членов семьи,
указанных в пунктах 1
– 4 части 3
настоящей статьи, осуществляется с применением положений,
предусмотренных статьей 10
настоящего Федерального закона.
Таким образом, по
смыслу вышеназванных норм закона,
для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости
(инвалидности) пенсионному органу должны быть предоставлены сведения о том, что
инвалид с детства признан недееспособным, а родитель назначен опекуном инвалида
с детства, а также сведения о том, что инвалид с детства не находится на полном
государственном обеспечении в учреждениях социального обслуживания.
Сведений о том, что
Ерасова А.С. относится к указанной категории лиц, материалы дела не содержат.
Исходя из нормативных положений части 3
статьи 17 и пункта 1
части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» лицу, получающему страховую пенсию по старости либо
страховую пенсию по инвалидности, на иждивении которого находится
нетрудоспособный член семьи, производится повышение фиксированной выплаты к
страховой пенсии. Применительно к части 3
статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» понятие «иждивение» предполагает как полное содержание
нетрудоспособного члена семьи пенсионером, так и получение от него помощи,
являющейся для этого нетрудоспособного члена семьи постоянным и основным, но не
единственным источником средств к существованию, то есть иждивение не исключает
наличия у нетрудоспособного члена семьи указанного пенсионера какого-либо
собственного дохода (получение пенсии и других выплат).
Размер собственного
ежемесячного дохода Ерасовой А.С., превышающий прожиточный минимум пенсионера,
установленный на территории Ульяновской области (размер пенсии в 2024 году – 13 782
руб. 76 коп., прожиточный минимум пенсионера в Ульяновской области в 2024 году
– 11 828 руб.), совершеннолетний возраст (*** года по состоянию на
22.11.2017), третья группа инвалидности, не препятствующая трудоустройству,
нахождение на ее иждивении двоих несовершеннолетних детей (*** года рождения, ***
года рождения), на содержание которых взысканы алименты, не позволяют признать
доход Старцевой В.В. основным и постоянным источником средств к существованию Ерасовой
А.С., в связи с чем не имеется правовых оснований для признания ее находящейся
на иждивении Старцевой В.В. и перерасчета размера фиксированной выплаты к
страховой пенсии по старости истца с учетом повышения.
Представленная медицинская документация в
отношении Ерасовой А.С.
(т. 2 л.д. 43-217) не подтверждает с достоверностью несение расходов
именно Старцевой В.В., а также то обстоятельство, что постоянным и основным
источником средств к существованию Ерасовой А.С. является материальная помощь
матери.
Таким образом, суд
пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания решения УПФР
в Засвияжском районе г. Ульяновска от 12.12.2017 № *** незаконным,
удовлетворения заявленных истцом требований в указанной части.
Вместе с тем
судебная коллегия не может согласиться с отказом в удовлетворении исковых
требований Старцевой В.В. о возложении на ОСФР по Ульяновской области
обязанности произвести перерасчёт и доплату страховой пенсии за период с
01.03.2013 по 31.07.2020 с учетом периодов ухода за ребенком-инвалидом с 31.03.2000
по 18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи
28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,
одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими
возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении
возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15
лет.
Данная норма права, устанавливающая право
одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной
защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания
детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и
эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Обязанности по реализации социальной политики
Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения
возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации (в настоящее время – Фондом
пенсионного и социального страхования Российской Федерации), в рамках
исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные
отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения
по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3
Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 (действовавшего
на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01.01.2023
в связи с принятием Федерального закона
от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования
Российской Федерации»), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает
разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам,
относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае, если к заявлению приложены не все
необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на
заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу,
обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости),
разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие
документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения
соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью
трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении
трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на
почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления
данного заявления, или дата подачи заявления с использованием
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый
портал государственных и муниципальных услуг (пункт 3 статьи 19 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, пенсионный орган при обращении
гражданина с заявлением о назначении (переводе) пенсии должен был разъяснить
ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на
досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости родителям
инвалидов с детства, воспитавших их до достижения возраста 8 лет, основания
назначения и порядок определения ее размера, условия перерасчета, необходимость
подачи заявления в пенсионный орган для назначения данной пенсии с целью своевременной
реализации права на ее получение, а также необходимость подачи заявления лица,
осуществляющего уход, с целью установления периода по уходу за
ребенком-инвалидом.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером
своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение,
выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичные положения предусмотрены в части 2
статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
В случае невыполнения пенсионным органом
названной обязанности, повлиявшей на размер трудовой пенсии по старости
гражданина, являющегося родителем инвалида с детства, воспитавшем его до
достижения возраста 8 лет, указанное лицо применительно к части 2
статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время
без ограничения каким-либо сроком.
Согласно
представленным ОСФР по Ульяновской области сведениям для того, что включить
истцу периоды с 31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001 как
периоды ухода за ребенком-инвалидом Ерасовой А.С., Старцевой В.В. требовалось
подать заявление об установлении периода ухода за ребенком-инвалидом, учитывая
наличие иных документов, позволяющих назначить ей пенсию в соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При условии
включения периодов ухода за ребенком-инвалидом с 31.03.2000 по 18.03.2001, с
30.10.2001 по 30.11.2001 размер пенсии Старцевой В.В. с 01.03.2013 составил бы
5500 руб. 65 коп., что является выгодным вариантом расчета (без включения
указанных периодов размер пенсии на 01.03.2013 составлял 5438 руб. 88 коп.).
В данном случае пенсионный орган при
обращении Старцевой В.В. с заявлением о переводе трудовой пенсии по
инвалидности на трудовую пенсию по старости должен был разъяснить ей все права,
связанные с пенсионным обеспечением, в том числе порядок определения размера
пенсии и какие документы ей следует представить для того, чтобы трудовая пенсия
была установлена в максимально возможном размере, а также при необходимости
оказать содействие по истребованию соответствующих документов.
Однако доказательств, подтверждающих
информирование истца о том, какие конкретно документы он может предоставить для
установления трудовой пенсии в максимально возможном размере, необходимость
подачи заявления об установлении периодов ухода за ребенком-инвалидом, в
материалах дела не содержится. Дополнительных документов заявителю не
предлагалось представить.
Судебная коллегия приходит к выводу, что на момент
обращения в пенсионный орган с заявлением о переводе трудовой пенсии по
инвалидности на трудовую пенсию по старости (22.02.2013) у Старцевой В.В.
имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения ей пенсии в повышенном
размере с учетом периодов ухода за ребенком-инвалидом с 31.03.2000 по
18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001, при этом пенсионный орган не разъяснил
истцу о необходимости дополнительно представить недостающее заявление.
В результате невыполнения пенсионным органом обязанностей
по разъяснению Старцевой В.В. положений пенсионного законодательства было
нарушено право истца на получение пенсии в повышенном размере с 01.03.2013 по
31.07.2020.
Принимая во внимание
изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований
Старцевой В.В. (СНИЛС ***) к ОСФР по Ульяновской области о возложении
обязанности произвести перерасчёт и доплату трудовой (страховой) пенсии за
период с 01.03.2013 по 31.07.2020 с учетом периодов ухода за ребенком-инвалидом
с 31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001 следует отменить с
принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении исковых
требований в указанной части. В остальной части решение суда по доводам
апелляционной жалобы является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от
3 апреля 2025 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований
Старцевой Веры Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении
обязанности произвести перерасчёт и доплату трудовой (страховой) пенсии по
старости за период с 01.03.2013 по 31.07.2020 с учетом периодов ухода за
ребенком-инвалидом с 31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001 по 30.11.2001,
принять в отмененной части новое решение.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области произвести Старцевой Вере Владимировне перерасчет и доплату трудовой
(страховой) пенсии по старости за период с 01.03.2013 по 31.07.2020 с учетом
периодов ухода за ребенком-инвалидом с 31.03.2000 по 18.03.2001, с 30.10.2001
по 30.11.2001.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Старцевой Веры
Владимировны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение
может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 05.09.2025