УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2025-000155-95 Судья Жучкова Ю.П.
Дело № 33-3289/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 августа 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Панкрушиной Е.Г.
при секретаре Синчуговой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 9 апреля 2025
года, по гражданскому делу № 2-1-117/2025, по которому постановлено:
исковые требования Ибрагимовой
Зульфии Фаритовны (***) удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580) назначить
с 11.02.2025 Ибрагимовой Зульфие
Фаритовне пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии
со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в
связи с проживанием (работой) на
территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Заслушав доклад судьи Федоровой
Л.Г., пояснения Ибрагимовой З.Ф., возражавшей против доводов апелляционной
жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ибрагимова З.Ф. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее - ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности по
назначению пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.
Требования мотивировала тем, что она (***), ***, обратилась
в ОСФР по Ульяновской области с
заявлением о назначении пенсии по
старости в связи с проживанием (работой)
в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Законом РФ
от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ***
ОСФР по Ульяновской области было принято решение №***, которым ей в назначении
пенсии по старости со снижением пенсионного возраста было отказано в связи с
отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным
социально-экономическим статусом. Согласно представленной ею справки *** от ***
она обучалась ***, расположенной в *** и являющейся образовательным учреждением *** в период с ***,
однако сведений, подтверждающих факт проживания (регистрации) во время
обучения, в домовых книгах не имеется. Иных документов, подтверждающих
проживание (работу) на территории, подвергнувшейся радиационному загрязнению в
вышеназванный период, представлено не было. Таким образом, подтвержденный
период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 6
лет 7 месяцев 29 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста только на 1 год. Между тем, в период с *** по
*** она постоянно проживала и обучалась в ***,
в каникулярное время или в выходные дни выезжала в *** Инзенского
района.
Просила обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ей с
11.02.2025 пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 2 года на
основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в
связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным
социально-экономическим статусом.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что
решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Отмечено, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991
№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на снижение пенсионного
возраста имеют только те граждане, которые постоянно работали (проживали) на территории
с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания на загрязненной
территории должен подтверждаться документально. Указывает, что согласно
справке от ***, Ибрагимова З.Ф. в период с *** была зарегистрирована и
проживала по адресу: ***, Карсунский район, Ульяновская область, с ***
обучалась очно в ***. Однако
сведения о проживании истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом
в указанный период в домовых книгах отсутствуют. Иных документов,
подтверждающих проживание (работу) на территории радиоактивного загрязнения,
истица не представила. Данный факт не может быть подтвержден показаниями
свидетелей. Таким образом, общая продолжительность проживания (работы) в зоне с
льготным социально-экономическим
статусом у истца составляет 6 лет 7 месяцев 29 дней, что дает Ибрагимовой З.Ф.
право на снижение пенсионного возраста по статье 34 Федерального Закона
Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 только на один год.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и
установлено судом первой инстанции, Ибрагимова З.Ф., ***, родилась *** года в ***
Инзенского района Ульяновской области (л.д. 11-14).
*** Ибрагимова З.Ф. обратилась в
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области
с заявлением о назначении пенсии по
старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34
Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области от ***
Ибрагимовой З.Ф. было отказано в назначении пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста на 3 года в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания или работы в зоне с льготным
социально-экономическим статусом (л.д.16-17).
При этом по сведениям
пенсионного органа продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным
социально-экономическим статусом у истицы составляет 6 лет 7 месяцев 29 дней (***),
что дает ей право на снижение пенсионного возраста по ст.34 Закона РФ от
15.05.1991 №1244-1 на 1 год.
Не согласившись с данным
решением пенсионного органа, Ибрагимова З.Ф. обратилась в суд с настоящим
иском.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу
об удовлетворении требований Ибрагимовой З.Ф.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от
28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию
по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины
и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему
Федеральному закону). В ранее действовавшей редакции указанного закона право на
страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и
женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с
пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами.
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на
которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане,
постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным
социально‑экономическим статусом.
На основании статьи 34 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в
пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости
назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью 2 статьи 28.1
настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года
проживания или работы на территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей
сложности.
В примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от
15.05.1991 № 1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено,
что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная
статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих
(работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся
радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС
по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до
момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения
Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно справке ***, выданной
администрацией ***, на основании домовой книги №***. Ибрагимова З.Ф. проживала
и была зарегистрирована в *** Карсунского района Ульяновской области с *** (
л.д. 78).
Согласно справке *** Ибрагимова
З.Ф. зарегистрирована по месту жительства: ***, с *** (л.д. 12, 26).
Как следует из похозяйственных
книг №1*** и №*** по *** в период с 1983 по 1986 годы Ибрагимова (***) З.Ф.
проживала в домовладении своих родителей в указанном населенном пункте (л.д.
129-132).
Указанный населенный пункт не
относился к населенным пунктам, относившимся к зоне с льготным
социально-экономическим статусом, определенным вышеизложенным Перечням.
Между тем, согласно справке ***
Ибрагимова (***) З.Ф. очно обучалась в *** в период с ***, *** в указанный
период обучения являлась образовательным учреждением с круглосуточным
пребыванием, корпуса для проживающих располагались по адресу: ***!%)!%. В
справке также отмечается, что несмотря на то, что сведения о проживании
Ибрагимовой (***) З.Ф. в домовых книгах отсутствуют, регистрация проживающих по
месту пребывания в домовых книгах не отображалась.
Доводы истицы также
подтверждаются дубликатом аттестата о среднем общем образовании *** З.Ф. от ***
(л.д. 114), приказами о зачислении Ибрагимовой (***) З.Ф. от *** и об
отчислении *** ( л.д.28-32).
Кроме того, согласно ***,
Ибрагимовой (***) З.Ф. *** был выдан
паспорт ***. В графе место жительства указано *** (л.д.136).
Судом первой инстанции были
допрошены свидетели, ***, *** которые пояснили, что являются одноклассниками
истицы, обучались с ней два года в ***. Истец на тот момент являлась
жительницей ***, но постоянно проживала в общежитии при школе, которое
располагалось на ее территории.
Допрошенные в качестве
свидетелей *** и *** также поясняли, что истица их бывшая ученица, она
проживала на территории *** всю неделю, так как *** являлась с круглосуточным
пребыванием, обучалась в *** в период ***.
*** также дополнительно суду поясняла, что она была воспитателем у
Ибрагимовой З.Ф. (добрачная фамилия ***). После окончания уроков, она находилась с учениками до 22 часов, потом был
другой воспитатель, а утром она вновь приходила
к ученикам, сопровождала их на завтрак, а потом ученики шли на занятия.
Были учебные корпуса и спальные, которые располагались на территории ***
Не доверять показаниям указанных
свидетелей у суда оснований не имелось,
данные пояснения подтверждены аттестатом о среднем образовании ***
(л.д.115), аттестатом о среднем образовании *** (л.д.116), согласуются с
письменными материалами дела, пояснениями Ибрагимовой З.Ф.
Проанализировав представленные
доказательства и установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства,
суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что в период обучения в *** (за исключением
каникулярного времени) истица фактически проживала на территории зоны с
льготным социально-экономическим статусом в *** Карсунского района Ульяновской
области, что также подтвердили допрошенные судом первой инстанции свидетели.
Таким образом, изложенное свидетельствует о фактическом
проживании истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть в ***
Карсунского района Ульяновской области, с учетом периодов проживания (работы),
признанных ответчиком (***)- 6 лет 7 месяцев 29 дней, и периода проживания в ***, установленного судом, продолжительность проживания (работы) истца в зоне с льготным
социально-экономическим статусом составляет более 8 лет, что дает Ибрагимовой
З.Ф. право на снижение пенсионного возраста на 2 года по ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная
коллегия согласна с такими выводами суда первой инстанции, считает их верными,
поскольку они полностью согласуются с имеющимися в деле доказательствами.
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась в пенсионный орган ***,
возраста 53 лет достигла 11.02.2025.
При данных обстоятельствах, руководствуясь положениями п. 1 ст. 22 Федерального
закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ, суд возложил на ответчика
обязанность назначить Ибрагимовой З.Ф. пенсию по старости со
снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием
(работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с
11.02.2025.
Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе отсутствие
сведений о регистрации по месту жительства в спорный период времени не может
служить основанием к отказу во включении этого периода в периоды проживания в
зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающие право на снижение
общеустановленного пенсионного возраста.
Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу
доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 9 апреля 2025 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2
сентября 2025 года.