Судебный акт
Об отмене распоряжения, возложении обязанности включить в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, взыскании судебных расходов
Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 15.09.2025 под номером 121098, 2-я гражданская, об отмене распоряжения, возложении обязанности включить в список детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-008541-80

Судья Бирюкова О.В.                                                              Дело № 33а-3611/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                         2 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                   Яшновой (Носовой) Валерии Андреевны на решение Ленинского районного суда                     города Ульяновска от 4 февраля 2025 года по делу № 2-310/2025, которым постановлено:

в удовлетворении иска Яшновой Валерии Андреевны к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить  в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - отказать.

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения административного истца   Яшновой (Носовой) В.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного ответчика Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Яшнова (Носова) В.А.  обратилась в суд с административном иском  к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности включить  в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Требования мотивированы тем, что она Яшнова (Носова) В.А.,                                      4 июля 2001 года рождения, относилась к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Её отец и мать лишены в отношении нее родительских прав. Она была передана под опеку бабушке Махмутовой Н.А., была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: *** Данное жилое помещение было  передано ее деду Махмутову А.А. по договору социального найма.

Постановлением администрации города Ульяновска от 6 ноября 2008 года                 *** Махмутова Н.А. отстранена от обязанностей опекуна.

Истец до наступления шестнадцати лет воспитывался в ОГКУ Майнский детский дом «Орбита», после чего проходила обучение в                                               ОГБПОУ «Большенагаткинский техникум технологии и сервиса», где проживала в общежитии данного образовательного учреждения до 2022 года.

В последующем она (Яшнова (Носова В.А.)) проживала в жилых помещениях, расположенных на территории города Ульяновска в соответствии с договором найма.

В собственности Яшнова (Носова) В.А. какого-либо жилого помещения не имеет, договор социального найма на жилое помещение с ней не заключался.

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 24 апреля 2023 года  *** Яшновой (Носовой) В.В. было отказано во включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что она по достижении совершеннолетия имела право пользования жилым помещением по адресу: *** и отказалась от включения в договор передачи в собственность указанного жилого помещения после достижения совершеннолетия.

Яшнова (Носова) В.А. считает данное распоряжение незаконным, поскольку она перестала являться членом семьи деда Махмутова А.А. после передачи на воспитание в учреждение для детей-сирот. С 2011 года по настоящее время она не проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: ***

Административный истец просила отменить распоряжение Министерства социального развития Ульяновской области от 24 апреля 2023 года *** обязать Министерство социального развития Ульяновской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; взыскать с административного ответчика в ее пользу расходы на оплату государственной пошлины.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области, Махмутов А.А., Махмутова Н.М., УМС администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Яшнова (Носова) В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обосновании жалобы указывает на то, что она не является ни собственником жилых помещений, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем имелись основания для признания ее нуждающей в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание кроме административного истца                                       Яшновой (Носовой) В.А., представителя административного ответчика                     Фроловой Е.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений такого характера судом первой инстанции не допущено.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Носова (после заключения брака Яшнова) В.А., 4 июля 2001 года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи  лишением родительских прав Носовой Л.А., Носова А.И..

Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской области от 24 апреля 2023 года *** Яшновой (Носовой) В.А. отказано во включении в список, поскольку она по достижении совершеннолетия имела право пользования жилым помещением, находящимся в муниципальной собственности, по адресу: *** и отказалась от включения в договор передачи в собственность указанного жилого помещения после достижения совершеннолетия.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с приведенным выше административным иском.

Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, оценив доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что административный истец до достижения возраста 23 лет был обеспечен жилым помещением по месту жительства, право пользования которым в настоящее время за ним сохранено, препятствий для проживания в нем административного истца не имеется, является членом семьи нанимателя (собственника), после наступления совершеннолетия истец также был обеспечен учетной нормой жилой площади, распорядившись недвижимым имуществом по своему усмотрению до обращения с заявлением к ответчику, то есть намеренно ухудшил свои жилищные условия.   

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

С 1 января 2013 года приведенная норма стала действовать в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федеральный закон № 159-ФЗ, а также положениями части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, гарантируемое детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа право на внеочередное обеспечение жилой площадью по общему правилу могло быть реализовано ими только до достижения 23-летнего возраста.

При этом отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ в редакции закона, действующего с 1 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от № 159-ФЗ проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Засвияжского района г.Ульяновска от 2005 года № 1796 за                  Яшновой (Носовой) В.А. сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в котором истец зарегистрирован в качестве внучки нанимателя с 12 октября 2001 года по настоящее время.

10 ноября 2020 года Яшнова (Носова) В.А. отказалась от участия в приватизации квартиры по адресу: ***, дала согласие на приватизацию квартиры Махмутовым А.А.

При этом на момент приватизации в квартире площадью 50,0 кв. м  были зарегистрированы четыре человека, то есть истица была обеспечена учетной нормой жилой площади.

Кроме того, как указал суд и подтверждается материалами дела и с чем соглашается судебная коллегия, право пользования жилым помещением по адресу: ***, как членом семьи собственника данного жилого помещения истцом не утрачено и на момент вынесения решения суда, несмотря на отказ в приватизации данного жилого помещения, в связи с чем                    Яшнова  (Носова) В.А. на момент вынесения решения суда жилой площадью обеспечена.

В материалах дела имеется ответ УМС администрации города Ульяновска, до передачи жилой площади в собственность граждан Носова В.А. являлась и является членом семьи нанимателя, зарегистрирована в данном жилом помещении с                         12 октября 2001 года по настоящее время в качестве внучки.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку истец, Яшнова (Носова) В.А. от участия в приватизации отказался, и на момент приватизации жилого помещения имел самостоятельное и равное право пользование им с другими членами семьи в связи с приватизацией его её дедом Махмутовым А.А., право пользования, который носит бессрочный характер, не утратил, независимо от того является ли он членом семьи собственника жилого помещения или нет.

Кроме того, закрепленное за истцом жилое помещение не пригодным для проживания не признавалось; после наступления совершеннолетия истец также был обеспечен учетной нормой жилой площади, распорядившись недвижимым имуществом по своему усмотрению до обращения с заявлением к ответчику, то есть намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сам факт наличия соответствующего статуса лица, относящегося к числу детей-сирот является достаточным основанием для удовлетворения требований, поскольку в установленном порядке жилым помещением она не обеспечивалась, не является собственником жилых помещений, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не могут являться основанием для отмены судебного акта.

Доводы истца о том, что она не является членом семьи нанимателя (собственника) судом правомерно были отклонены, поскольку они опровергаются письменными доказательствами и пояснениями третьего лица Махмутова А.А. данных в суде первой инстанции.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 февраля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яшновой (Носовой) Валерии Андреевны    без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2025 года.