Судебный акт
О признании незаконным отказа в изменении границ территории объекта культурного наследия регионального значения
Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 15.09.2025 под номером 121101, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в изменении границ территории объекта культурного наследия регионального значения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2025-000364-86

Судья Сизов И.А.                                                                     Дело № 33а-3627/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                         2 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                   представителя индивидуального предпринимателя Малкиной Елены Юрьевны –                     Белова Василия Валерьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2025 года по делу № 2а-716/2025, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Малкиной Елены Юрьевны к Правительству Ульяновской области об оспаривании действий (бездействия) Правительства Ульяновской области - отказать.

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения представителя административного истца Малкиной Е.Ю. - Белова В.В., поддержавшего доводы жалобы,  представителя прокуратуры Ульяновской области – Стерлядевой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

индивидуальный предприниматель (далее – ИП) Малкина Е.Ю.  обратилась в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области об оспаривании действий (бездействий).

В обоснование заявленных требований указала, что приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 5 марта 2015 года № 5                  «О включении выявленного объекта культурного наследия  «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенного в Ленинском  районе города Ульяновска, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации  принято решение включить выявленный объект культурного наследия  «Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», расположенный в Ленинском районе города Ульяновска в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области № 95 были внесены изменения в Приказ от 5 марта 2015 года  № 5 в части описания границ территории Достопримечательного места «Ярмарочный квартал» и утверждены схемы границ указанной территории.

Она (Малкина Е.Ю.) является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***

Данный земельный участок полностью расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал».

Установленные запреты и ограничения в границах территории Достопримечательного места «Ярмарочный квартал» существенно ограничивают собственников земельных участков, в том числе и ИП Малкину Е.Ю., по их текущему использованию, реконструкции действующих объектов капитального строительства строительству новых объектов капитального строительства.

В соответствии с установленным порядком ИП Малкина Е.Ю. направила в Правительство Ульяновской области проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место                             «Ярмарочный квартал», предусматривающий изменение границ территории объекта культурного наследия (далее - Проект), разработанный ООО «Финансово-проектная компания».

По результатам рассмотрения обращения Правительством Ульяновской области был дан ответ, из которого следует, что Управлением был разработан нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место                                   «Ярмарочный квартал», в соответствии с представленным Проектом. Однако проект                     нормативно-правового акта не может быть утвержден в силу отрицательного заключения Прокуратуры Ульяновской области. Также в письме было указано, что Проект границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», разработанный                                 ООО «Финансово-проектная компания», не соответствует законодательству.

Считает оспариваемый отказ незаконным.

Административный истец просил суд:

- признать незаконным отказ в изменении границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» путем утверждения нормативного правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» в соответствии с представленным проектом границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», разработанным ООО «Финансово-проектная компания», который выражен в письме Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области от 30 мая 2024 года *** в адрес                   Малкиной Е.Ю.

- обязать Правительство Ульяновской области завершить процедуру издания нормативного правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал» в соответствии с представленным проектом границ территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал», разработанным                                 ООО «Финансово-проектная компания», в установленном порядке.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Фахретдинов Д.Н., Одинцов Н.А, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, прокуратура Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Малкиной Е.Ю. – Белов В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обосновании жалобы указывает на то, что судом первой инстанции при принятии решения были нарушены нормы материального и процессуального права.

Вывод суда о том, что доказательств о наличии нарушений каких-либо прав  ИП Малкиной Е.Ю. при использовании земельного участка представлено не было является ошибочным, как и вывод суда о том, что надлежащим доказательством наличия таких нарушений является наличие проектно-сметной документации и факт отказа компетентных органов в выдаче разрешений, согласований на осуществление строительства.

Обращает внимание, что Правительство Ульяновской области незаконно возлагает на ИП Малкину Е.Ю. обязанность по оплате проведения                                   историко-культурной экспертизы Проекта.

Кроме того, при отсутствии разработанной в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации проектно-сметной документации ИП Малкина Е.Ю. не имела возможность обратиться в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание кроме представителя административного истца      Малкиной Е.Ю. - Белова В.В., представителя прокуратуры Ульяновской области – Стерлядевой Е.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания, и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 176 КАС РФ предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушения такого характера не были допущены судом.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств наличия нарушения каких-либо прав ИП Малкиной Е.Ю. при использовании земельного участка, незаконности оспариваемого ответа административного ответчика стороной административного истца не представлено.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Малкина Е.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: город Ульяновск, улица Федерации, дом 16 (т.1                          л.д. 134-137).

Данный земельный участок полностью расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения Достопримечательное место «Ярмарочный квартал».

Частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федерального закона от                                 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (подпункт 1 статьи 1) (далее – Закон «Об объектах культурного наследия»).

Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с предписанием статьи 5 Закона «Об объектах культурного наследия» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным федеральным законом.

Пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абзаца 5 статьи 3 Закона «Об объектах культурного наследия» одним из видов объекта культурного наследия относится достопримечательные                       места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (статья 3.1 Закон «Об объектах культурного наследия».

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом исполнительного органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных,                  историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от              22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон                  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от                   13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утверждены Приказом Минкультуры России от 4 июня 2015 года № 1745 «Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия» (далее Требования).

В пунктах 2, 2.1 Требований указано, что, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 Законом  «Об объектах культурного наследия».

Границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия.

Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (пункт 3 Требований), (далее - историко-культурные исследования).

В соответствии с пунктами 5, 5.1 Требований, проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

Согласно пункту 5.2 Требований, материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают: 1) текстовое описание границ территории объекта культурного наследия; 2) карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, включая схему разбивки листов; 3) перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случаях, установленных Федеральным законом от                                        24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», могут применяться определенные в отношении кадастровых округов местные системы координат; 4) режим использования территории объекта культурного наследия.

Согласно пункту 7 Требований,  разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта.

В пункте 1 Положения «Об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» (утв.распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р) указано, что  Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области  является подразделением, образуемым в Правительстве Ульяновской области.

На территории Ульяновской области Правительство Ульяновской области является уполномоченным органом государственной власти в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

По результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Законом «Об объектах культурного наследия»  (пункты 8-10 Требований).

Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

Орган исполнительной власти, утвердивший границы территории объекта культурного наследия и режим ее использования, в соответствии с Законом                          «Об объектах культурного наследия» осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением границ территории.

Пунктом 16 Требований установлено, что изменение утвержденных границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия (пункт 6 статьи 3.1 Законом «Об объектах культурного наследия»).

Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового проекта научно-проектной документации в составе, установленном данными Требованиями (пункт 17 Требований).

С учетом приведенного правового регулирования, для разрешения вопроса об изменения границ территории объекта культурного наследия требуются основания, указанные в пункте 6 статьи 3.1. Закона «Об объектах культурного наследия», аналогичные положения содержатся в пункте 17 Требований, а также необходимо соблюдение предусмотренной Требованиями процедуры.

Статьей 28 «Об объектах культурного наследия» определены цели проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - историко-культурная экспертиза).

Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которым в абзац четвертый статьи 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф после слов «значения объекта культурного наследия» дополнен словами «границ территории объекта культурного наследия».

Данные изменения вступили в силу с 15 апреля 2024 года.

Приказом Минкультуры России от 2 февраля 2024 № 184, Пункт 7 требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных Приказом № 1745, дополнен абзацем следующего содержания: к проекту границ территории объекта культурного наследия, обосновывающему изменение утвержденных границ территории объекта культурного наследия, прилагается положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Данный приказ вступил в силу с 15 апреля 2024 года.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 января 2024 года Малкиной Е.Ю. направлен проект постановления Правительства Ульяновской области, подготовленный ООО «Финансово-проектная компания» в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области. Ответ по рассмотрению представленных материалов административным истцом был подготовлен 12 февраля 2024 года (том 2 л.д.52,53).

Как следует из ответа правительства Ульяновской области от 30 мая 2024 года, представленный проект по изменению границ территории объекта культурного наследия, разработанный ООО «Финансово-проектная компания» для утверждения нормативно-правового акта Правительства Ульяновской области в Управление не соответствует законодательству. В нарушение требований законодательства к проекту не представлено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Доводам административного истца о том, что административным ответчиком затягивается  принятие решения по его заявлению, формально дождавшись вступления в силу вышеуказанных изменений в статье 28 Федерального закона от                                         4 августа 2023 года № 472-ФЗ, ответчик принял решение только 30 мая 2024 года, что свидетельствует о затягивании административным органом процедуры принятия решения, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

Так в абзацах 1-4 пункта 1.5.  Правил подготовки и издания правовых актов Губернатора Ульяновской области и Правительства Ульяновской области, утверждены Постановлением Губернатора Ульяновской области от                                           2 декабря 2016 года № 11) (далее - Правила) указано, что  правовые акты Губернатора, имеющие нормативный характер, подлежат приведению в соответствие с законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами Ульяновской области о поправках к Уставу Ульяновской области и иными законами Ульяновской области в течение трех месяцев после дня официального опубликования указанных нормативных правовых актов, если самими этими актами не установлен другой для этого срок

Правовые акты Правительства Ульяновской области, имеющие нормативный характер, подлежат приведению в соответствие с законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Ульяновской области о поправках к Уставу Ульяновской области и иными законами Ульяновской области, правовыми актами Губернатора Ульяновской области в течение трех месяцев после дня официального опубликования указанных нормативных правовых актов, если самими этими актами не установлен другой для этого срок.

Срок подготовки и издания правовых актов во исполнение поручений Губернатора и Председателя Правительства определяется в таких поручениях.

Срок подготовки и издания правовых актов может быть продлен руководителем администрации Губернатора (далее - Руководитель администрации Губернатора), если это не противоречит требованиям, установленным абзацами первым и вторым настоящего пункта.        

В соответствии с пунктом 3.12 Правил,  разработанный проект правового акта направляется сопроводительным письмом (служебной запиской) за подписью одного из должностных лиц, указанных в подпунктах 1 - 10 и 22 пункта 3.1 настоящего раздела, либо руководителя подразделения, органа или организации, указанных в подпунктах 11 - 14, 16 - 20 и 22 этого пункта, в государственно-правовое управление администрации Губернатора в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству.

В силу пункта 3.13. Правил, государственно-правовое управление администрации Губернатора в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления проекта правового акта, проводит правовую экспертизу текста проекта правового акта и анализ документов, указанных в пункте 3.10 настоящего раздела и представленных в соответствии с пунктом 3.12 настоящего раздела.

Днем поступления проекта правового акта в государственно-правовое управление администрации Губернатора является: для проектов правовых актов, поступивших как входящая корреспонденция, - день регистрации соответствующего сопроводительного письма в управлении делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций администрации Губернатора; для проектов правовых актов, поступивших как внутренняя корреспонденция, - день представления соответствующего сопроводительного письма на бумажном носителе в государственно-правовое управление администрации Губернатора.

Как следует из пункта 3.14 Правил, в течение трех рабочих дней со дня поступления проекта правового акта в государственно-правовое управление администрации Губернатора должностное лицо указанного управления, получившее проект правового акта для проведения правовой экспертизы, осуществляет предварительный анализ проекта правового акта на предмет соответствия его состава требованиям, установленным пунктом 3.10 настоящего раздела.

Пунктом 3.19 Правил предусмотрено что, разработчик проекта правового акта направляет проект правового акта, имеющего нормативный характер, для рассмотрения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области.

При этом в соответствии с Соглашением о взаимодействии в правотворческой сфере от 15 февраля 2016 года № 8-ДП проект правового акта, имеющего нормативный характер, направляется для проведения предварительной правовой и антикоррупционной экспертизы в прокуратуру Ульяновской области, Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру или Приволжскую транспортную прокуратуру соответственно с учетом особенностей предмета осуществляемого ими прокурорского надзора.

Согласно пункту 3.20 Правил, в соответствии с Соглашением между Законодательным Собранием Ульяновской области и Правительством Ульяновской области о взаимодействии в сфере правотворческой деятельности от                                       30 сентября 2010 года разработчик проекта правового акта направляет проекты правовых актов, подготовленных в целях реализации законов Ульяновской области, а также проекты государственных программ Ульяновской области (предложения о внесении изменений в государственные программы Ульяновской области) в Законодательное Собрание Ульяновской области для получения отзывов, предложений и замечаний.

Как следует из материалов дела, согласно заключению прокуратуры Ульяновской области от 16 мая 2025 года при разработке проекта нормативно-правового акта не проводилась государственная историко-культурная экспертиза. Соответственно, проект постановления Правительства Ульяновской области противоречит законодательству и не может быть принят (т. 2 л.д.76).

Таким образом, выводы суда о том, что оспариваемый административным истцом отказ Правительства Ульяновской области от 30 мая 2024 года  принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции; отсутствуют нарушения срока рассмотрения заявления Малкиной Е.А. от 17 января 2024 года, в том числе сроков направления проекта нормативно-правового акта в профильные органы для согласования, является правомерным, поскольку сделан с учетом приведенных выше положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия, доказательств обратного административным истцом не представлено.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда в части того, что приобретая в собственность земельный участок в 2019 году, Малкина Е.А. знала и должна была знать о специфике местонахождения объекта, его границах установленных приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 5 марта 2015 года №5, особенностях использования земельного участка и имеющихся ограничений при этом.

Вместе с тем, приказ Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 5 марта 2015 года №5 Малкиной Е.А. не оспаривался.

Кроме того, Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 472-ФЗ                              «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был официально опубликован в открытых источниках в августе 2023 года и доступен для прочтения в открытом доступе, любому заинтересованному лицу, которые  могли и должны учитывать его положения при планировании тех или иных мероприятий с объектами недвижимости, входящими в территорию объекта культурного наследия.

Представленная с заявлением от 17 января 2024 года рецензия на проектную документацию ООО «Финансово-проектная документация» не свидетельствует о предоставлении административным истцом заключения государственной                   историко-культурной экспертизы. При этом как верно указал суд и с чем соглашается судебная коллегия, в силу прямого указания статьи 28 Закона                                               «Об объектах культурного наследия» является обязательным проведение   государственной историко-культурной экспертизы и с учетом соблюдения Правительством Ульяновской области установленной процедуры согласования проекта границ спорного объекта,  отсутствия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы свидетельствует о законных действиях  административного ответчика. Рецензия на проектную документацию                              ООО «Финансово-проектная документация» не свидетельствует о правомерности проектной документации по изменению границ объекта культурного наследия.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства от                                15 июня 2009 года № 569, ИП Малкина Е.Ю. не лишена возможности самостоятельно провести государственную историко-культурную экспертизу, как заинтересованное лицо.

Доводы о том, что  приняв заявление ИП Малкиной Е.Ю. от                                        17 января 2024 года административный ответчик принял по нему решение, правоотношения сторон определяются именно на дату 17 января 2024 года, судом правомерно отклонены, поскольку, согласно пунктов 18-19 Требований, результатом рассмотрения заявления Малкиной Е.Ю. является разработка и принятие нормативного-правового акта. В данном случае, указанная стадия рассмотрения заявления не достигнута.

Вопреки доводам жалобы, действия административного ответчика соответствовали закону. Установленные обстоятельства судом, а также имеющиеся материалы дела свидетельствуют об отсутствии нарушенных права ИП Малкиной Е.Ю. при использовании земельного участка.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия.

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя индивидуального предпринимателя Малкиной Елены Юрьевны – Белова Василия Валерьевича    без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2025 года