Судебный акт
О взыскании обязательных платежей
Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 15.09.2025 под номером 121103, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-02-2025-000079-08

Судья Ханбекова Н.М.                                                            Дело № 33а-3656/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                         2 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Берхеевой Г.И., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                   УФНС России по Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2025 года по делу № 2а-2-63/2025, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Абушаеву Иршату Сибгатулловичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.

Взыскать с Абушаева Иршата Сибгатулловича *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  задолженность  по состоянию на 20 мая 2025 года в сумме 5234, 66 руб., в том числе: транспортного налога в размере - 2610 руб. (522 руб. за 2020 год, 1044 руб. за 2021 год, 1044 руб. за 2022 год);  - налога на имущество физических лиц в размере  - 0.01 руб. за 2020 год, - земельного налога в размере -1326 руб. (102 руб. за 2021 год, 612 руб. за 2022 год;           612 руб. за 2023 год), пени в размере  – 1298,65 руб. (период начисления пени с               2 декабря 2021 года по 17 января 2025 года.

Реквизиты для оплаты: Единый налоговый платеж *** Единый Казначейский счет *** Наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула, *** *** Казначейство России (ФНС России) Уникальный идентификатор начисления (УИН) должника: ***

В удовлетворении административных исковых требований Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  о взыскании с                     Абушаева Иршата Сибгатулловича задолженности  по ЕНС в общей сумме                    30 719 руб. за 2023 год, транспортного налога в размере  522 руб. за 2020 год,  пени в сумме 989,15 руб. по налогу на доходы физических лиц за период с                                                3 декабря 2024 года  по 17 января 2025 года, следует отказать.

Взыскать с Абушаева Иршата Сибгатулловича в доход бюджета                               МО «Павловский район» государственную пошлину в размере 4000 руб. (четыре тысячи рублей 00 копеек).

 

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Абушаеву И.С. о взыскании обязательных платежей  санкций.

Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области состоит в качестве налогоплательщика Абушаев И.С., который в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

По данным информационного ресурса УФНС России по Ульяновской области у Абушаева И.С. по состоянию на 18 марта 2025 года имеется отрицательное сальдо по ЕНС в сумме – 38 958, 80 руб., в том числе: НДФЛ в размере -30 719 руб. за 2023 год; транспортный налог в размере 3132 руб. (1044 руб. за 2020 год,  1044 руб. за 2021 год, 1044 рублей за 2022 год); налог на имущество физических лиц в размере 0.01 руб. за 2020 год, земельный налог в размере 1326 руб. (102 руб. за 2020 год, 612 руб. за              2021 год, 612 руб. за 2022 год); пени 3781,79 руб.

В сроки, установленные законодательством, налоги Абушаевым И.С. не были оплачены.

До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.

По состоянию на дату подачи настоящего заявления сумма задолженности, подлежащая взысканию, составила 37 464 рублей 81 копейка.

Административный истец с учетом уточнения заявленных требований просил взыскать с Абушаева Иршата Сибгатулловича, задолженность по ЕНС в общей сумме 36 942, 81 руб., в том числе:

-  НДФЛ в размере 30 197 руб. за 2023 год;

- транспортный налог в размере 3132 руб. (1044 руб. за 2020 год,                    1044 руб. за 2021 год, 1044 руб. за 2022 год);

- налог на имущество физических лиц в размере -0.01 руб. за 2020 год;

- земельный налог в размере 1326 руб. (102 руб. за 2020 год, 612 руб. за              2021 год; 612 руб. за 2022 год);

- пени в размере 2287,80 руб. (период начисления пени с 2 декабря 2021 года по 17 января 2025 года);

- возложить уплату госпошлины на Абушаева И.С.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено                             ПАО «Росбанк».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обосновании жалобы указывает на то, что резолютивная часть решения суда не содержит сведений об отказе в удовлетворении требований о взыскании с должника НДФЛ.

Решение суда первой инстанции не содержит сведений о том, на какой стадии судебного разбирательство заинтересованное лицо ПАО «Росбанк» вступило в дело.

Судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что  транспортное средство Абушаевым И.С. было приобретено на денежные средства по кредитному договору от 21 февраля 2018 года. За просрочку кредитного договора на транспортное средство было обращено взыскание. На основании определения суда автомобиль был передан представителю банка. Таким образом с 4 апреля 2023 года собственником автомобиля являлся банк. 30 июня 2023 года транспортное средство было изъято у Абушаева И.С. и передано ПАО «Росбанк» по акту, что явилось основанием для снятия автомобиля с регистрационного учета. Сведения о продаже данного транспортного средства в налоговом органе отсутствуют.  

Кроме  того, отказывая во взыскании транспортного налога за 2020 год в сумме 522 руб. судом не было учтено, что УФНС России по Ульяновской области была учтена оплата Абушаева И.С. произведенная 19 мая 2020 года в сумме 522 руб., в связи с чем налоговый орган уменьшил сумму заявленных требований на сумму произведенного платежа.  Тем самым суд неправомерно отказал во взыскании транспортного налога за 2020 год в сумме 522 руб.

При принятии решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, которые привели к нарушению прав административного истца.

В возражениях на апелляционную жалобу Абушаев И.С. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание кроме лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушения такого характера не были допущены судом.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам или требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке либо пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

По смыслу приведенных процессуальных норм, право на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по обязательным платежам в принудительном порядке возникает у компетентного органа при наличии такой задолженности у налогоплательщика.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Абушев Иршат Сигбатуллович, 29 января 1976 года рождения состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, ***

У административного ответчика Абушаева И.С. имеется задолженность по ЕНС в общей сумме 36 942, 81 руб., в том числе: - НДФЛ в размере - 30 197 руб. за                         2023 год; - транспортный налог в размере - 3132 руб. (1044 руб. за 2020 год,             1044 руб. за 2021 год, 1044 руб. за 2022 год); - налог на имущество физических лиц в размере - 0,01 руб. за 2020 год, - земельный налог в размере - 1326 руб. (102 руб. за 2021 год, 612 руб. за 2022 год; 612 руб. за 2023 год); - пени в размере - 2287, 80 руб. (период начисления пени с 2 декабря 2021 год по 17 января 2025 год).

В добровольном порядке налоговая задолженность административным ответчиком не погашена, в связи с этим налоговый орган обратился с данным административным иском.

Удовлетворяя частично требования административного истца, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу, что налогоплательщик Абушев И.С. обязан уплачивать законно установленные налоги, и с учетом имеющейся задолженности пришел к выводу о взыскании с Абушаева И.С. в пользу УФНС России по Ульяновской области  задолженность  по состоянию на 20 мая 2025 года в сумме 5234,66 руб., в том числе: - транспортного налога в размере -2610 руб. (522 руб. за 2020 год, 1044 руб. за 2021 год, 1044 руб. за 2022 год);  - налога на имущество физических лиц в размере  - 0.01 руб. за 2020 год, - земельного налога в размере -                1326 руб. (102 руб. за 2021 год, 612 руб. за 2022 год; 612 руб. за 2023 год), пени в размере  – 1298,65 руб. (период начисления пени с 2 декабря 2021 год по  17 января 2025 год. В удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Ульяновской области о взыскании с административного ответчика задолженности  по ЕНС в общей сумме 30 719 руб. за 2023 год, транспортного налога в размере  522 руб. за 2020 год,  пени в сумме 989,15 руб. по налогу на доходы физических лиц за период с 3 декабря 2024 год по 17 января 2025 год, отказано. Взыскано с Абушаева И.С. в доход бюджета МО «Павловский район» государственную пошлину в размере                     4000 руб.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Согласно статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов регламентирован статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 45 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик  обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.  Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом   налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на налоговом учёте в УФНС России по Ульяновской области   состоит в качестве налогоплательщика Абушаев И.С., ***

Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового Кодекса Российской Федерации, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обязательства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как следует из статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: 17.1) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Согласно разъяснениям, данным Министерством финансов Российской Федерации, содержащимся в письме от 23 июля 2024 года № 03-04-05/68545, на основании статьи 209 Кодекса объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиком.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы от реализации иного имущества, не указанного в подпункте 5 статьи 208 Кодекса, находящегося в Российской Федерации, для целей главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

На основании пункта 17.1 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, в частности транспортного средства, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 февраля 2018 года -Абушаевым И.С. приобретен автомобиль ВАЗ 2192, 2018 года выпуска, идентификационный номер *** с использованием кредитных средств. Дата регистрации и снятии с учета транспортного средства значится в период с 3 марта 2018 года по 1 июля 2023 года.

Решением Николаевского районного суда  Ульяновской области, вступившим в законную силу 6 мая 2023 года,  удовлетворены требования ПАО «Росбанк» к Абушаеву И.С. и обращено взыскание на заложенное  имущество путем присуждения в натуре – транспортного средства, принадлежащего на праве собственности Абушаеву И.С.: автомобиль марки ВАЗ 2192, 2018 года,  в счет погашения задолженности перед ПАО Росбанк по кредитному договору от 21 февраля 2018 года по рыночной стоимости в размере 480 000 руб.

30 июня 2023 года транспортное средство изъято у Абушаева И.С. и передано в ПАО «Росбанк».

4 августа 2023 года  указанное транспортное средство продано за 430 000 руб.

Произведена выплата разницы при передаче имущества и постановке на баланс Банка по договору с Абушаевым И.С. в сумме 236 298,36 руб.

Налоговым агентом ПАО «Росбанк» произведено начисление НДФЛ                    Абушаеву И.С.  на сумму дохода  в сумме 236 298,36 руб. в размере 30 719 руб.

Таким образом, судебная коллегия, с учетом приведенных выше правовых норм налогового законодательства, установленных обстоятельств, соглашается с выводами суда о том, что оснований для начисления налога Абушаеву И.С. на доходы физических лиц   от продажи транспортного средства, а также, производного от основного требования  - требования о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за период с  3 декабря 2024 года по 17 января 2025 год  в сумме 989,15 руб. (30719 руб. х 21% : 300 х 46) не имеется. Доводы жалобы налогового органа о правомерности начислении НДФЛ Абушеву И.С. за 2023 год в размере 30 719 руб. являются несостоятельными, судебной коллегией не принимаются, поскольку фактически Абушаев И.С. владел транспортным средством более трех лет.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как установлено судом и следует из материалов дела,  Абушаев И.С. является плательщиком транспортного налога, земельного налога, а также плательщиком налога на имущество физических лиц.

Налоговая база по транспортному налогу определяется в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расчет суммы налога производится в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области» от                             6 сентября 2007 года №130-30 и статьей 362  Налогового Кодекса Российской Федерации. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечению налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот.

Налогоплательщиками   налога на имущество, транспортного налога, земельного налога, согласно статей 357, 388, 400 Налогового Кодекса Российской Федерации признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, обладающие правом собственности на имущество и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьями 358, 389, 401 Налогового Кодекса Российской Федерации. Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество, подлежащие уплате налогоплательщиками - физическими лицами (далее - имущественные налоги физических лиц), в соответствии со статьями 362, 396, 408 Налогового Кодекса Российской Федерации исчисляются налоговыми органами самостоятельно.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, которые облагаются ежегодным земельным налогом (статьей 388 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Расчет суммы земельного налога производится в соответствии с Решением Совета депутатов и статьями 394, 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 396 Налогового Кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности, количества месяцев владения и налоговых льгот.

Имущественные налоги физических лиц уплачиваются по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Во исполнение положений статьи 406 Налогового Кодекса Российской Федерации ставки по налогу на имущество физических лиц установлены нормативными правовыми актами Совета депутатов соответствующего муниципального образования в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений действующего законодательства о налогах и сборах.

Часть 1 статьи 408 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом доли в праве общей долевой собственности (часть 3 статьи 408 Налогового Кодекса Российской Федерации), количества месяцев владения (часть 5 статьи 408 Налогового Кодекса Российской Федерации) и налоговых льгот.

Как следует из статьи 409 Налогового Кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Имущественные налоги физических лиц уплачиваются по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Абушаевым И.С. установленный законодательством о налогах и сборах срок свои обязательства по уплате приведенных выше налогов.

Абушаеву И.С. налоговым органом были направлены требование об уплате налога *** от 16 декабря 2021 года, требование *** от 13 июля 2023 года, которые административным ответчиком в установленный срок исполнены не были.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Согласно пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб., за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Как следует из пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. 

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Единым налоговым платежом (ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации насчет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с Налогового Кодекса Российской Федерации (п.1 статья 11.3 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

В пункте 11 Налогового Кодекса Российской Федерации указано, что задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов по ставке 1/300 действующей ключевой ставки Банка России. В соответствии с пунктом 2 абзац 22 Налогового Кодекса Российской Федерации совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

В суде первой инстанции административным ответчиком не оспаривалось наличие задолженности по налогам.

Как установлено судом и с чем соглашается судебная коллегия, расчет задолженности по налогам  Абушева И.С. налоговым органом произведен в соответствии с приведенными выше правовыми нормами.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой  инстанции, что налоговым органом правомерно начислены на сумму образовавшейся задолженности пени в размере  – 1298,65 руб. за период с 2 декабря 2021 года по 17 января 2025 года, и взысканию с административного ответчика, поскольку Абушевым И.С. в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов не исполнена.

Доводы жалобы УФНС России по Ульяновской области о том, что суд неправомерно отказал во взыскании транспортного налога за 2020 год в сумме                     522 руб., поскольку  УФНС России по Ульяновской области была учтена оплата Абушаева И.С. произведенная 19 мая 2020 года в сумме 522 руб., в связи с этим налоговый орган уменьшил сумму заявленных требований на сумму произведенного платежа, судебной коллегией отклоняются, поскольку судом установлено, что административным ответчиком 19 мая 2025 года в счет погашения задолженности внесены суммы в размере 522 руб., которые судом первой инстанции в соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации зачтены в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2020 год.

Доводы жалобы о непривлечении в качестве заинтересованного лица                     ПАО «Росбанк» являются несостоятельными, судебной коллегией не  принимаются, поскольку как следует из протокола судебного заседания от 29 апреля 2025 года                    (л.д. 14) банк был привлечен судом в ходе судебного заседания к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Также доводы жалобы УФНС России по Ульяновской области о несоответствии резолютивной части судебной коллегией не принимаются, поскольку изложена в соответствии с требованиями части 6 статьи 180 Административного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от                                  20 мая 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области –  без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2025 года.