УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0013-01-2025-001012-28 Судья Ленковская Е.С.
Дело № 33-3292/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 августа 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Панкрушиной Е.Г.
при секретаре Леонченко А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные
жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области и Просвирновой Любови Владимировны на решение Димитровградского городского
суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года, по гражданскому делу №
2-805/2025, по которому постановлено:
исковые
требования Просвирновой Любови Владимировны (***) к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (ИНН 7329028362) удовлетворить частично.
Признать за Просвирновой Любовью Владимировной (***) право
на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной
социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024.
Обязать Федеральное
государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области документы (реестры) в отношении Просвирновой
Любови Владимировны (***) для назначения
и выплаты ей специальной социальной выплаты в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024.
В удовлетворении исковых требований Просвирновой Любови
Владимировны (***) о признании права на получение специальной социальной
выплаты, понуждению к предоставлению реестра за период с 01.01.2023 г. по 29.02.2024
г. отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой
Л.Г., пояснения представителя Просвирновой Л.В. – Суворовой Е.Н., поддержавшей
доводы апелляционной жалобы Просвирновой Л.В. и возражавшей против доводов
апелляционной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Просвирнова Л.В. обратилась в суд с иском к Федеральному
государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр
медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического
агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на получение
специальной социальной выплаты, понуждению к предоставлению реестра.
Требования мотивировала тем, что она с *** по настоящее время работает в должности
*** в *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с подпунктами «д», «е»
пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 имеет право на
получение с 01.01.2023 социальной выплаты, назначаемой специалистам со средним
медицинским образованием центральных районных и участковых больниц, а также
специалистам со средним медицинским образованием, работающие с врачами,
указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную
медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с
профилактической целью, включая проведение исследований, по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или)
осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию). Однако работодателем сведения в отношении нее в ОСФР по
Ульяновской области не направлялись, социальная выплата не выплачивалась до
настоящего времени.
Просила признать право на получение специальной социальной
выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 в
период с 01.01.2023, обязать направить реестр для назначения и выплаты пособия,
за период с 01.01.2023 в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
РФ по Ульяновской области.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ОСФР по Ульяновской области.
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял
вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Просвирнова Л.В. не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном
объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение
суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Отмечает, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией,
входящей в государственную систему здравоохранения, участвует в базовой
программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе
обязательного медицинского страхования, оказывает все виды медицинской помощи
по территориально-участковому принципу прикрепленному населению *** Ульяновской
области. При этом ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственным
государственным медицинским учреждением *** Ульяновской области, участвующим в
реализации программ обязательного медицинского страхования и территориальных
программ медицинского страхования, в котором оказывается, в том числе
первичная, специализированная и экстренная медицинская помощь, в том числе по
базовой и территориальной программе ОМС, в связи с чем она имеет право на
специальную социальную выплату, в соответствии с пунктом 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023. В
обоснование своих доводов ссылается на судебную практику.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе в
удовлетворении исковых требований
В обоснование доводов жалобы указывает, что решение принято
с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд не
дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что постановлением Правительства
Российской Федерации от 20.03.2024 №343 «О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации», которым с 01.03.2024 в постановление
Правительства №2568 внесены изменения, а именно добавлена категория медицинских
работников, которым устанавливается специальная социальная выплата –
медицинский персонал больниц и медико-санитарных частей, в том числе
центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации,
вступило в действие со дня его официального опубликования и распространяется на
правоотношения, возникшие с 01.03.2024. Просвирнова Л.В. осуществляет трудовую
деятельность в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. С 01.03.2024 право
на специпльную социальную выплату имеют
медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в
реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо
территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категории медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную
и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях
Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской
области и Херсонской области. Судом не принято во внимание, что истец
осуществляет трудовую деятельность в ***, трудовые обязанности истца должны
соответствовать особенностям назначения того отделения в рамках которого он
работает, следовательно у Просвирновой Л.В. отсутствует право на специальную социальную выплату.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,
судебная коллегия приходит к следующему.
Как
следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Просвирнова
Л.В. на основании *** была переведена в ***
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (***) *** на *** (л.д.33), где работает по настоящее
время. В табеле учета использования рабочего времени в спорный период указано,
что истец выполняла функции ***.
Истица, ссылаясь на то, что имеет право на специальную социальную выплату в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 за период с
01.03.2023, обратилась в суд с настоящим
иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор и принимая решение о
частичном удовлетворении требований, признал за истицей право на получение специальной социальной
выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» за период с 01.03.2024, возложил на ФГБУ «ФНКЦМРиО ФМБА»
обязанность направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
РФ по Ульяновской области документы (реестры) в отношении истицы для
назначения и выплаты ей специальной
социальной выплаты за период с
01.03.2024, в удовлетворении заявленных требований о признании права на
получение специальной социальной выплаты, понуждению к предоставлению реестра
за период с 01.01.2023 по 29.02.2024
отказал.
Разрешая
спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений,
закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о
частичном удовлетворении требований Просвирновой Л.В.
Вывод
суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не
усматривает.
Доводы апелляционной жалобы Просвирновой Л.В. сводятся к
несогласию с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о
признании за ней права на получение специальной социальной выплаты за период с
01.01.2023 по 29.02.2024, между тем данные доводы не влекут отмену решения
суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании за
истцом права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период
с 01.01.2023 по 29.02.2024, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России не относится к категории лечебных учреждений, работники которых
в спорный период имели право на соответствующую специальную социальную выплаты.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается,
поскольку они основаны на правильном применении норм материального права,
регулирующих спорные правоотношения, и норм процессуального права.
Из положений пункта 5 части 1 статьи 72 Федерального закона
от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует,
что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные
гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в
соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с
объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от
21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать
дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и
фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены меры
дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования, а также утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного
и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты
отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» (далее – Правила).
В силу подпункта «д» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023
и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 01.01.2023) социальная
выплата устанавливается среднему медицинскому персоналу центральных районных,
районных и участковых больниц.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты
Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта
2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568
изложен в новой редакции: специальная социальная выплата установлена среднему
медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а
также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся
в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года №
1156-р.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024
№ 343 вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется
на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за исключением подпункта «з»
пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который
вступает в силу с 01.09.2024.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 10.03.2023
№ 99н утверждены Разъяснения по
применению постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568.
Согласно пункту 4 названных Разъяснений при осуществлении
специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная
социальная выплата производится медицинским работникам, указанным
в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, работающим в
центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как
самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными
подразделениями медицинских организаций.
Из пункта 2 Правил следует, что специальная социальная выплата
осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по
состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком
и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на
вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям,
установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568.
Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная
выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за
счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным
фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для получения
специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно,
не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный
орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту
своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной
социальной выплаты (далее – реестр).
Реестр в форме электронного документа, подписанного
усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица,
направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая
интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации организацией с использованием
информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей
деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом
на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного
взаимодействия.
В случаях, когда в 1 квартале 2023 года специальная
социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее
получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она подлежит
выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня
возникновения права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022
№ 2568).
В Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №
1156-р, включен *** Ульяновской области.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства данное учреждение
является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального
медико-биологического агентства (пункт 1.2 устава).
Предметом деятельности и функциями учреждения являются
оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской
помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи,
проведение прикладных и научных исследований (пункт 3.2 устава).
Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568
утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное
медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных
сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и
управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию
медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному
государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской
крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных
отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при
подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных
работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и
территории закрытых административно-территориальных образований, территории с
опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими
факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации,
а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в
сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и
судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека),
по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению
медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и
биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению
медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним
территориях.
ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно
или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации
во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными
органами публичной власти и организациями (пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА
России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и
государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная
помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская
помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и
паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были
предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом
агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений документов,
регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не
относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц,
медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с
01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568.
Право врачей и медицинских работников с высшим
(немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала
больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в
ведении Федерального медико-биологического агентства, на специальную социальную
выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Принцип невозможности распространения действия вновь
принятых правовых положений на ранее возникшие отношения закреплен
в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4
которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют
обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в
действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до
введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено
законом.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Трудового
кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом
законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном
правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы
трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим
после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса
Российской Федерации).
Действие закона или иного нормативного правового акта,
содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до
введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом
(часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Придание обратной силы закону относится к исключительной
прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую норму на факты
и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения в действие,
т.е. придать закону обратную силу, при этом либо в тексте закона, либо в
правовом акте о порядке его вступления в силу содержится специальное указание о
таком действии во времени.
Постановление Правительства Российской Федерации от
20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации» вступило в законную силу со дня его официального
опубликования (21.03.2024) и распространило свое действие на правоотношения,
возникшие с 01.03.2024 (за исключением подпункта «з» пункта
1 изменений, утвержденных настоящим постановлением).
Принимая во внимание, что Правительство Российской Федерации
предусмотрело право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским)
образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и
медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении
Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных
территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень которых
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №
1156-р, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 путем внесения изменений
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №343, в котором
обратная сила постановления распространяется на правоотношения только с
01.03.2024, правовых оснований для признания за истицей права на получение
спорной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 у суда первой инстанции не
имелось.
Доводы апелляционной жалобы Просвирновой Л.В. основаны на
неверном толковании закона, фактически направлены на переоценку установленных
судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность
принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной
позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и
изложены в обжалуемом решении.
Доводы апелляционной жалобы Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования РФ по Ульяновской области сводятся к тому, что истица
осуществляет трудовую деятельность в должности *** *** ФГБУ «ФНКЦРМиО» ФМБА
России и следовательно с 01.03.2024 не имеет права на данную специальную
социальную выплату, поскольку не оказывает медицинскую помощь.
Суд первой инстанции принимая решение в указанной части и
признавая за истицей право на получение специальной социальной выплаты в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 «О
дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» и возлагая на ФГБУ «ФНКЦРМиО» ФМБА России обязанность направить в
ОСФР по Ульяновской области документы (реестры) для назначения и выплаты
специальной социальной выплаты за период с 01.03.2024, проанализировал
должностную инструкцию ***, штатное расписание, табели учета использования
рабочего времени, трудовой договор
(л.д.38-45, 46, 47, 48-73).
Так,
согласно должностной инструкции *** указанная должность относится к категории
специалистов, имеющих среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское
дело», «Сестринское дело». К трудовым функциям относится: подготавка
инструментов и расходных материалов для проведения лечебных и (или)
диагностических вмешательств; получение, хранение, учет и применение
лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания в
соответствии с нормативными правовыми актами и инструкцией по применению от
производителя; оказывание медицинской помощи в неотложной форме при внезапных
острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний,
отравлениях, травмах, проведение дезинфекции и предстерилизационной очистки
медицинских изделий, упаковка медицинских изделий в соответствии с видом
стерилизации, стерилизация медицинских
изделий, контроль качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и
стерилизации медицинских изделий, хранение стерильных медицинских изделий и
др.
В
табеле учета использования рабочего времени в период с 01.03.2024 по настоящее
время указано, что истец выполняла функции *** в соответствии с распорядком
рабочего времени.
Судом
установлено, что *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России участвует в реализации
территориальной программы обязательного медицинского страхования, истец
отвечает предъявляемым квалификационным требованиям ***, в соответствии с
должностной инструкцией относится к работникам, оказывающим медицинскую помощь,
должность ***, которую замещает Просвирнова Л.В., предусмотрена Номенклатурой
должностей медицинских работников и отнесена к должностям специалистов со
средним медицинским образованием.
В соответствии со статьей 79
Федерального закона от 21 ноября 2011 года
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» оказание
медицинской помощи, а также, организация и осуществление медицинской
деятельности является обязанностью медицинской организации. Медицинская помощь
является комплексом мероприятий, направленных на поддержание и (или)
восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Принимая
решение об удовлетворении заявленных требований с за период с 01.03.2024, суд
первой инстанции, применив при оценке обстоятельств по делу положения Федерального
закона
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 (в
редакции от 20.03.2024) №2568 «О дополнительной государственной социальной
поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования», исходил из того, что
Просвирнова Л.В., являясь медицинским работником ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
(общебольничный медицинский персонал) Центральное стерлизационное отделение,
входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
участвующей в реализации базовой и территориальной программ обязательного
медицинского страхования, занимая должность ***, относящуюся к должностям
среднего медицинского персонала, в силу своих должностных обязанностей,
определенных трудовым договором,
осуществляющей медицинскую деятельность и оказывающей медицинскую помощь
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, участвуя в
комплексе мероприятий, проводимых медицинским учреждением, направленных на
поддержание и (или) восстановление здоровья населения и включающих в себя
предоставление медицинских услуг прикрепленным к лечебному учреждению
населению, в связи с чем относиться к
числу лиц, в силу положений подпункта «д» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции от 20.03.2024),
обладающих правом на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной
этим нормативным правовым актом.
Поскольку
судом установлено, что работодатель ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в нарушение
положений постановления Правительства Российской Федерации от от 31.12.2022 (в
редакции от 20.03.2024) №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке
медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и
муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе
обязательного медицинского страхования либо территориальных программах
обязательного медицинского страхования», необоснованно с 01.03.2024 не включал
истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной
выплаты, подаваемый в территориальный орган Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о возложении на
ответчика обязанности устранить указанное нарушение.
Положениями пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024
года № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации») с 01 марта 2024 года уточняются категории получателей специальных
социальных выплат.
Так, в подпунктах «д», «е» пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343) уточнена
категория получателей специальных социальных выплат – «средний медицинский
персонал», то есть, предусмотрены должности медицинских работников, отнесенных
в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и
фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от
02.05.2023 №205н, к среднему медицинскому персоналу.
В
соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и
фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 02.05.2023 № 205н
предусмотрена должность ***) (п.9.24), которая относится к должностям
специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний
медицинский персонал), в связи с чем работник, занимающий указанную должность
может быть отнесен к категории получателей специальной социальной выплаты по
подпунктам «д», «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568 (в редакции постановления Правительства Российской
Федерации от 20.03.2024 № 343).
Определение
конкретной категории получателя специальной социальной выплаты с учетом
выполняемой трудовой функции относится к прерогативе работодателя.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской
области о том, что в обязанности
Просвирновой Л.В., как ***, не входило оказание медицинской помощи и
медицинских услуг, ее должностные обязанности не связаны с видами и формами
оказания медицинской помощи, в связи с чем право на специальную социальную
выплату у нее отсутствует, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией
по следующим основаниям.
Основанием для получения специальных социальных выплат
является оказание медицинскими работниками медицинской помощи в рамках базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в
реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо
территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России является медицинской организацией, входящей в государственную систему
здравоохранения Российской Федерации и участвующей в реализации базовой и
территориальной программы обязательного медицинского страхования, с 01.03.2024
отнесено к лечебным учреждениям в котором специальная социальная выплата
установлена, в том числе среднему медицинскому персоналу.
Просвирнова Л.В. занимая должность ***, участвует в
реализации базовых и территориальных программ обязательного медицинского
страхования, то есть в оказании медицинской помощи, состоящей из комплекса
необходимых и достаточных медицинских мероприятий, осуществляемых медицинской
организацией (медицинским работником), направленных на поддержание, улучшение,
восстановление здоровья граждан, а не только из непосредственного оказания
медицинских услуг, как полагает автор жалобы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на
иное толкование норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами
отношения, и переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для
переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого
решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 18 апреля 2025 года оставить без
изменения, а апелляционные жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области, Просвирновой Любови Владимировны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской
области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2
сентября 2025 года.