Судебный акт
Специальная социальная выплата
Документ от 09.09.2025, опубликован на сайте 17.09.2025 под номером 121155, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0013-01-2025-001289-70

Судья Ленковская Е.С.                                                                        Дело 33-3559/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      9 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-957/2025 по апелляционным жалобам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области,   Перфильевой Елены Александровны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 апреля 2025 года, по которому постановлено:

исковые требования Перфильевой Елены Александровны                                     (СНИЛС ***) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН 7329028362) удовлетворить частично.

Признать за Перфильевой Еленой Александровной (СНИЛС ***) право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024.

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) в отношении Перфильевой Елены Александровны (СНИЛС ***) для назначения и выплаты ей специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024.

В удовлетворении исковых требований Перфильевой Елены Александровны (СНИЛС ***) о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждению к предоставлению реестра за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения представителя Перфильевой Е.А. – Суворовой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Перфильевой Е.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Перфильева Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального                                                   медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на получение специальной социальной выплаты, понуждении направить документы (реестр) для производства специальной социальной выплаты.

Исковые требования мотивированы тем, что Перфильева Е.А. с 24.08.2020 по настоящее время работает в должности *** поликлиники Центра амбулаторной помощи ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. В соответствии с подпунктами «д», «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» она имеет право на получение с 01.01.2023 социальной выплаты, назначаемой специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающим первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Однако работодателем сведения в отношении нее в ОСФР по Ульяновской области не направлялись, социальная выплата не производилась.

Перфильева Е.А. просила суд признать за ней право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023, обязать ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестры) для назначения и производства специальной социальной выплаты за период с 01.01.2023.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что больницы, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, включены в перечень медицинских учреждений, имеющих право на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» лишь с 01.03.2024 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Перфильева Е.А. с 17.02.2021 осуществляет трудовую деятельность в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, в связи с чем до 01.03.2024 она права на получение специальной социальной выплаты не имела. При этом с 01.03.2024 право на специальную социальную выплату имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) соответствующих медицинских организаций. Вместе с тем Перфильева Е.А. не оказывает медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, что исключает ее право на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024.

В апелляционной жалобе Перфильева Е.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает все виды медицинской помощи прикрепленному населению г. Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Полагает, что внесение постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 изменений в подпункт «а» постановления Правительства от 31.12.2022                      № 2568, а именно дополнение подпункта «а» словами «а также больниц и                    медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р», следует расценивать как конкретизацию формулировки данного подпункта с целью устранения неоднозначного его толкования.  В период с 01.01.2023 по 29.02.2024 Перфильева Е.А. работала в консультативной поликлинике, работала с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, оказывала первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению              г. Димитровграда Ульяновской области, в том числе по базовой и территориальной программе обязательного медицинского страхования. Обращает внимание на положительную судебную практику по аналогичным делам.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из положений пункта 5 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011                  № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022                         № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования, а также утверждены «Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – Правила).

В силу подпунктов «д», «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «д»); специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 01.09.2024, внесены изменения в абзац 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, согласно которым с 01.01.2023 специальная социальная выплата установлена медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 подпункты «д», «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 также изложены в новой редакции: специальная социальная выплата установлена среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р (подпункт «д»); среднему медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Согласно пункту 4 Разъяснений при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022                           № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.

Из пункта 2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 4, 5 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее – реестр).

Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.

В случаях, когда в 1 квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, то она подлежит выплате ему в полном объеме во 2 квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее (пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Перфильева Е.А.  с 03.02.2020 работала в должности *** ***, с 17.02.2021 работает в должности ***   ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (л.д. 48-52, 61-66).

В Перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, включен город Димитровград Ульяновской области.

Полагая, что имеет право на специальную социальную выплату в соответствии с подпунктами «д», «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 за период с 01.01.2023 по настоящее время,  Перфильева Е.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя исковые требования и признавая за истцом право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024, суд первой инстанции исходил из того, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является единственной медицинской организацией на территории г. Димитровграда Ульяновской области, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению г. Димитровграда Ульяновской области, с 01.03.2024 вследствие внесенных в подпункт «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изменений право на специальную социальную выплату возникло у среднего медицинского персонала центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального                    медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.

Признание за истцом права на получение специальной социальной выплаты с 01.03.2024 послужило основанием для возложения на ФГБУ ФНКЦРиО                ФМБА России обязанности направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестр) для назначения и производства специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» с 01.03.2024.

При этом в удовлетворении исковых требований о признании права на специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 судом первой инстанции отказано, поскольку занимаемая истцом должность не входила в перечень лиц, имеющих право на дополнительную социальную поддержку, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, до 01.03.2024.

С выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании за истцом права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 и производных требований о понуждении направить документы (реестр) в отношении медицинского работника для производства спорной выплаты судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Согласно уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 121-142) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2 устава).

Предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований (пункт 3.2 устава).

Исходя из положения о консультативной поликлинике ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России консультативная поликлиника является структурным подразделением.

Функциями поликлиники являются: оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным с предопухолевыми и опухолевыми заболеваниями, участие в профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний, разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышение качества лечебно-диагностического процесса и др. (л.д. 109-112).

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное                      медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями (пункт 5 Положения).

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и                       медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Принцип невозможности распространения действия вновь принятых правовых положений на ранее возникшие отношения закреплен в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 4 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).

Придание обратной силы закону относится к исключительной прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую норму на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения в действие, т.е. придать закону обратную силу, при этом либо в тексте закона, либо в правовом акте о порядке его вступления в силу содержится специальное указание о таком действии во времени.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступило в законную силу со дня его официального опубликования (21.03.2024) и распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2024 (за исключением подпункта «з» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением).

Принимая во внимание, что Правительство Российской Федерации предусмотрело право врачей и медицинских работников с высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, на специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 путем внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024               № 343, в котором обратная сила постановления распространяется на правоотношения только с 01.03.2024, правовых оснований для признания за истцом права на получение спорной выплаты за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 у суда первой инстанции не имелось.

То обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, не влечет назначение истцу специальной социальной выплаты с 01.01.2023 по 29.02.2024, поскольку Перфильева Е.А. не относится к медицинскому персоналу, работающему с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022                     № 2568, а также оказывающему первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющему диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Доказательств оказания истцом первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (как указано в части 6 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») в материалы дела не представлено.

Учитывая, что в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истец не относился ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части у суда первой инстанции не имелось.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о признании за истцом права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024.

Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены в статье 4 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», к которым отнесено обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.

Базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь,  в том числе в случаях новообразования (пункт 2 части 8 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Согласно положениям части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:                                1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре                     (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);              4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011                     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (часть 3 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается                          врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011                        № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21.11.2011                    № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Исходя из совокупности приведенных норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, законодатель предоставляет меры социальной поддержки в виде специальной социальной выплаты при наличии совокупности условий: 1) лицо, претендующее на получение выплаты, должно быть медицинским работником (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), должность должна соответствовать должностям, определенным в номенклатуре должностей; 2) медицинский работник должен осуществлять трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования; 3) в должностные обязанности медицинских работников непосредственно входит оказание медицинской помощи.

В данном случае обстоятельством, подлежащим проверке, является установление того, оказывалась ли истцом с 01.03.2024 медицинская помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Между тем таких обстоятельств по настоящему делу не усматривается.

Согласно дополнительному соглашению об изменении сведений и условий трудового договора № *** от 17.02.2021 Перфильева Е.А. переведена на работу в общебольничный немедицинский персонал консультативной поликлиники на должность *** (л.д. 62).

Трудовые обязанности работника определяются в соответствии с должностной инструкцией (приложение № 1), согласно которой должность *** относится к категории специалистов, имеющих среднее профессиональное образование  по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» (л.д. 67-77).

К трудовым функциям относятся, в том числе: осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях,  проведение мероприятий по профилактике инфекций, неинфекционных и инфекционных заболеваний, клиническое использование крови и (или) ее компонентов, оказание медицинской помощи в экстренной форме.

Согласно отзыву ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России структурное подразделение – консультативная поликлиника не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, не осуществляет диспансерное наблюдение по основному заболеванию (состоянию).

В рамках трудовой функции по основному месту работу Перфильева Е.А. выполняет работу по оформлению документов на пациентов для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи, входящей в раздел II (видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям и медицинским организациям частной системы здравоохранения, бюджетных ассигнований федерального бюджета в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации) Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Перфильева Е.А., осуществляя должностные обязанности по основному месту работы, не относится к категории медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования или территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Аналогичный отзыв представлен ОСФР по Ульяновской области.

В должностные обязанности Перфильевой Е.А. не входит оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара, также она не работает с врачами, которые перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 как имеющие право на специальную социальную выплату.

Доказательств оказания истцом медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования в материалы дела не представлено.

Поскольку Перфильева Е.А., работая в должности *** общебольничного персонала консультативной поликлиники  ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, не участвует в базовой либо территориальной программах обязательного медицинского страхования, не осуществляет оказание гражданам медицинской помощи, необходимая для установления ежемесячной специальной социальной выплаты совокупность условий не достигнута,  у нее отсутствует право на указанную специальную социальную выплату с 01.03.2024.

Трудоустройство Перфильевой Е.А. с 02.09.2024 по внутреннему совместительству на 0,25 ставки на должность *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не влечет за ней признание права на специальную социальную выплату по постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024, поскольку такая выплата производится медицинским работникам, за исключением случаев внутреннего и внешнего совместительства.

Аргументы стороны Перфильевой Е.А. о том, что она имеет право на получение специальной социальной выплаты в силу подпункта «д» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.03.2024, ее должность относится к среднему медицинскому персоналу ФМБА, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку специальная социальная выплата установлена категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, что при рассмотрении настоящего спора не установлено.

Учитывая, что в период с 01.03.2024 истец не относился ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, решение суда в части удовлетворения исковых требований Перфильевой Е.А. не может быть признано законным и подлежит отмене в данной части в соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ.

В отмененной части по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Перфильевой Е.А. к ФГБУ ФНКЦРиО     ФМБА России о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 за период с 01.03.2024, возложении обязанности направить в ОСФР по Ульяновской области документы (реестры) для производства указанной специальной социальной выплаты отказать.

В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы Перфильевой Е.А. не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                                   от 29 апреля 2025 года отменить в части удовлетворения исковых требований Перфильевой Елены Александровны о признании за ней права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024, возложении обязанности на федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) в отношении Перфильевой Елены Александровны для назначения и выплаты указанной специальной социальной выплаты, принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Перфильевой Елены Александровны к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.03.2024, возложении обязанности направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области документы (реестры) для производства указанной специальной социальной выплаты отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную  жалобу Перфильевой Елены Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев     со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.09.2025