Судебный акт
О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
Документ от 26.08.2025, опубликован на сайте 15.09.2025 под номером 121175, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа от 28.12.24г, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2025-000655-77

судья Таранова А.О.                                                                      Дело № 33а-3467/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      26 августа 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                   Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 17 апреля 2025 года по делу № 2а-600/2025, которым постановлено:

административный иск Смолина Николая Юрьевича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области *** от 28 декабря 2024  года в предоставлении в собственность земельного участка бесплатно для садоводства без проведения торгов, расположенного по адресу: ***

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области повторно рассмотреть обращение Смолина Николая Юрьевича о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно для садоводства без проведения торгов, расположенного по адресу: ***

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя Смолина Н.Ю. – Царева Д.Г., считающего решение суда неподлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

 

Смолин Н.Ю. обратился в суд с административным иском  к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности в осуществлении предварительного согласования предоставления земельного участка на праве собственности бесплатно.

Требования мотивировал тем, что ему выделен земельный участок в                  СНТ «Рябинка-2» в 2004 году, которым он пользуется до настоящего времени.

28 декабря 2024 года при обращении в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка бесплатно для садоводства без проведения торгов  ему было отказано в удовлетворении заявления, поскольку данный участок расположен в функциональной зоне «территория зеленых насаждений общего пользования». Схема участка выполнена с нарушением требований к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории без учета Правил землепользования, Генерального плана. Он считает данный отказ незаконным и необоснованным.

Уточнив требования, просил признать отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 28 декабря 2024  года в предварительном согласовании предоставления земельного участка для садоводства бесплатно без проведения торгов незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Ульяновской области, филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области, администрация города Ульяновска, СНТ «Рябинка-2».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обосновании жалобы указывает на то, что к представленному                    Смолиным Н.Ю. заявлению приложена выписка из протокола общего собрания членов с/т «Рябинка-2», согласно которой ему выделен земельный участок № 59, сведения о распределении ему данного земельного участка в протоколе отсутствуют.

Указывает на то, что представленная для утверждения схема выполнена с нарушением установленных требований, без учета Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных  постановлением администрации  г. Ульяновска  от 10 августа 2021 года № 1166 (далее - Правила землепользования и застройки г. Ульяновска), Генерального плана                г. Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27  июня 2007 года  № 83 (далее - Генеральный план г. Ульяновска). Несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, формату или требованиям к ее подготовке является основанием для отказа в ее утверждении.

Принимая решение об отказе, Министерство руководствовалось действующим законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Смолина Н.Ю. – Царев Д.Г. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как установлено судом и следует из материалов дела,  25 декабря 2024 года Смолин Н.Ю.  обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления для садоводства бесплатно в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу:  *** (л.д. 98-100 том 1).

Решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 28 декабря  2024 года *** административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка *** в собственность бесплатно со ссылкой на то, что в отношении испрашиваемого  земельного участка не представлены сведения о  его распределении Смолину Н.Ю.; испрашиваемый участок относится к землям, ограниченным в обороте, ввиду  его расположения в функциональной зоне «территория зеленых насаждений общего пользования», в зоне ПК1 - коммунальной зоне размещения коммунальных и складских объектов VI и V классов опасности (санитарно-защитная зона до 100 м); представленная схема выполнена с нарушением Требований к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19 апреля 2022 года ***, а также без учета Правил землепользования и застройки г. Ульяновска, Генерального плана г. Ульяновска. 

Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции с учетом пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона                № 137-ФЗ исходил из того, что земельный участок  Смолину Н.Ю.  предоставлен как члену СНТ «Рябинка-2», при этом указанный объект не является изъятым из оборота, прав третьих  лиц на него не зарегистрировано.

Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда  об отсутствии правовых оснований для  отказа  административному истцу в удовлетворении его заявленных требований соглашается  в связи со следующим.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденной схемы расположения земельного участка.

Порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанный порядок предполагает подготовку схемы расположения земельного участка, принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечения заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка, его кадастровый учет. После выполнения указанных требований на основании заявления заинтересованного лица уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.

В соответствии с пунктом 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).

В данной статье  приведены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении публичного земельного участка без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября     2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок отвечает совокупности следующих условий: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации; сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 - 2.10 настоящей статьи, что предусмотрено пунктом 2.11 Федерального закона № 137-ФЗ.

Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Ульяновска от             23 сентября 1994 года № 1072  СНТ «Рябинка-2» передано в пользование для  коллективного садоводства 68 617 кв.м земель, в том числе садовый участок ***, то есть спорный  земельный участок образован из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, что является одним из условий, предусмотренных пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ (л.д. 193 том 1).

Требование пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ о нахождении  садового или огородного земельного участка в государственной или муниципальной собственности, исходя из оспариваемого решения компетентного органа, соблюдается.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества  прав  третьих лиц  на земельный участок  не зарегистрировано, он не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, отсутствует решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд (л.д. 52 том 1).   

Садовый участок ***   выделен  и предоставлен  административному истцу на основании решения  общего собрания  членов СНТ «Рябинка-2» от 5 июля 2004 года как члену товарищества, что подтверждается  выписками из протокола  общего собрания (л.д. 199, 200 том 1).

Несение  Смолиным Н.Ю. расходов по уплате членских и иных целевых взносов за спорный земельный участок подтверждается сведениями, содержащимися в членской книжке (л.д. 201-202 том 1).

Кроме того, вопреки доводам жалобы, при вынесении оспариваемого решения административным ответчиком не учтено, что административный истец являлся членом садоводческого товарищества и спорный земельный участок ему предоставлен в 2004 году, тогда как санитарно-защитная зона, функциональная зона «территория зеленых насаждений общего пользования» установлены Правилами землепользования и застройки  г. Ульяновска, Генерального плана г. Ульяновска после выделения испрашиваемого участка под садоводство в составе единого земельного участка.

Таким образом, доводы жалобы противоречат фактам, установленным в судебном заседании, оспариваемый отказ о предоставлении административному истцу земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства   правомерно признан незаконным. Поскольку административным ответчиком при вынесении         решения от 28 декабря 2024 года не учтены вышеуказанные юридически значимые обстоятельства, в том числе, наличие выписки из протокола о распределении испрашиваемого земельного участка Смолину Н.Ю., суд обоснованно возложил на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от                              17 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 сентября 2025 года.