УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Котельникова
С.А. 73RS0013-01-2025-001039-44
Дело № 33-3735/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
9 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Самылиной О.П.,
при секретаре
Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Левашевой Натальи Петровны,
Зубрилиной Светланы Александровны, Пчеляковой Оксаны Николаевны, Нуйкиной
Екатерины Александровны, Коробовой Оксаны Вячеславовны, Волковой Татьяны
Вячеславовны, Сагировой Иркя Ахметовны, Коноваловой Татьяны Сергеевны,
Вагизовой Наили Рафиковны, Филипповой Ларисы Валериевны на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 апреля 2025 года по
гражданскому делу № 2-827/2025, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Левашевой Натальи Петровны, Зубрилиной Светланы Александровны,
Пчеляковой Оксаны Николаевны, Нуйкиной Екатерины Александровны, Коробовой
Оксаны Вячеславовны, Волковой Татьяны Вячеславовны, Сагировой Иркя Ахметовны,
Коноваловой Татьяны Сергеевны, Вагизовой
Наили Рафиковны, Филипповой Ларисы Валериевны к Федеральному государственному
бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской
радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства о
признании права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 №2568 с
01.01.2023, понуждении
к направлению реестров в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя истцов – адвоката Суворовой
Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Курушиной А.А.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Левашева Н.П., Зубрилина С.А., Пчелякова О.Н.,
Нуйкина Е.А., Коробова О.В., Волкова Т.В., Сагирова И.А., Коновалова Т.С.,
Вагизова Н.Р., Филиппова Л.В. обратились в суд с иском к федеральному государственному бюджетному
учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и
онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее - ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России) о признании права на получение
специальной социальной выплаты. В
обоснование иска указали, что они являются сотрудниками *** Клинической
больницы №172, филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России. Они имеют право на
получение специальной социальной выплаты с 01.01.2023 в соответствии с
подпунктами «д» и «з» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 №2568, устанавливающими данное право для среднего и младшего
медицинского персонала центральных районных, районных и участковых больниц. Просили
суд признать за ними право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной
социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в
государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой
программе обязательного медицинского страхования либо территориальных
программах обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023, обязать
ответчика к направлению соответствующих реестров в Отделение Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Суд
привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области (далее - ОСФР по Ульяновской области) и, рассмотрев заявленные
требования по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Левашева Н.П., Зубрилина С.А., Пчелякова О.Н., Нуйкина Е.А., Коробова
О.В., Волкова Т.В., Сагирова И.А., Коновалова Т.С., Вагизова Н.Р., Филиппова
Л.В. просят решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить
исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы указывают, что в силу
действующего законодательства одним из основных условий для установления
ежемесячной специальной социальной выплаты является реализация медицинским
учреждением базовой программы обязательного медицинского страхования либо
территориальных программ обязательного медицинского страхования и осуществление
работниками функций, указанных в постановлении Правительства Российской
Федерации от 31.12.2002 №2568. Сотрудники *** осуществляют деятельность в части
заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови
и ее компонентов, которые осуществляются за счет бюджета. Также в ***
проводятся консультации пациентов с целью необходимости проведения
трансфузионной терапии в каждом конкретном случае и осуществляется лабораторное
определение группы крови пациентам по обязательному медицинскому страхованию
(далее – ОМС). Данные виды услуг входят в перечень медицинской помощи,
оказываемой в рамках базовой программы ОМС и финансируются за счет средств ОМС.
Кроме того, донорская кровь и ее компоненты передаются в последующем в
отделения ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, где с их использованием проводится
трансфузионная терапия, которая финансируется за счет ОМС. Указывают, что с
01.01.2023 они работали в *** в должностях ***, относящихся к должностям
среднего и младшего медицинского персонала больницы, соответствующей статусу
центральной районной больницы, участвовали в оказании медицинской помощи в
рамках базовой и территориальной программ ОМС. Полагают, что имеют право на
специальную социальную выплату на основании пункта 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 с 01.01.2023.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, истцы являются сотрудниками *** Клинической
больницы №172 (далее – КБ № 172), филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России,
подведомственного Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА России), и
занимают должности среднего и младшего медицинского персонала.
Материалами дела подтверждено, что Левашова
Н.П. с 17.02.2021 занимает должность *** КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА
России в *** (том 1, л.д. 199-203).
Зубрилина С.А. занимает должность *** в КБ №
172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** с 22.08.2022 (том 1, л.д.
217-220).
Пчелякова О.Н. работает в должности *** КБ №
172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** с 17.02.2021 (том 1, л.д.
226-232).
Нуйкина Е.А. работала в КБ № 172 филиала № 2
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** в должности *** с 17.02.2021 по 30.01.2023, с
06.03.2023 по настоящее время (том 1, л.д. 244-248, том 2, л.д. 14-33).
Коробова О.В. с 17.02.2021 работает в
должности *** в КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** (том 2,
л.д. 40-61).
Волкова Т.В. с 17.02.2021 занимает должность ***
в *** КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России (том 2, л.д. 62-78).
Сагирова И.А. с 09.01.2023 занимает должность
*** в КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** (том 2, л.д. 79-88).
Коновалова Т.С. с 17.02.2021 по 03.10.2023
работала в должности *** в КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в ***
(том 2, л.д. 97-119).
Вагизова Н.Р. была переведена на должность ***
в КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** с 17.02.2021 (том 2, л.д.
143-164).
Филиппова Л.В. с 17.02.2021 занимает
должность *** в КБ № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в *** (том 2,
л.д. 170-199).
Полагая, что они
имеют право на специальную социальную выплату, установленную постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.03.2023,
истцы обратились в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании за истцами
права на получение специальной социальной выплаты в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная
с 01.01.2023, суд первой инстанции исходил из того, что до 01.03.2024 ФГБУ
ФНКЦРиО ФМБА России не относилось к категории лечебных учреждений, работники которых
имели право на соответствующую специальную социальную выплаты, а начиная с
01.03.2024 право на специальную социальную выплату у истцов отсутствует,
поскольку ***, в котором трудятся истцы,
не участвует в реализации базовой программы обязательного медицинского
страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования,
а его деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета в рамках
государственного задания ФМБА России.
Выводы суда
мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.
Из положений пункта 5 части 1 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические
работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в
том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со
спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также
конкретными результатами деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 72
Федерального закона от 21.11.2011
№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 323-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной
поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет
соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных
ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 на федеральном уровне установлены меры
дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования, а также утверждены «Правила
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации
специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования» (далее – Правила).
В силу подпунктов «д» и «з» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в
редакции, действующей с 09.01.2023 и распространяющейся на правоотношения,
возникшие с 01.01.2023) социальная выплата устанавливается специалистам со
средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых
больниц (подп. «д»); младшему медицинскому персоналу центральных районных,
районных и участковых больниц (подп. «з»).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации» сам пункт 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 и его подпункты «д» и «з» изложены в новой редакции, которой
установлено, что специальная социальная выплата установлена следующим
категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных
программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей
медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и
внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную
и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой
программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ
обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за
исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также
случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций,
входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и
расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и Херсонской области: средний медицинский
персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и
медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении
Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных
территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень
которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
21.08.2006 № 1156-р (подп. «д»); младший
медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а
также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся
в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на
отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых
административно-территориальных образованиях, перечень
которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от
21.08.2006 №1156-р (подп. «з»).
Постановление Правительства Российской
Федерации от 20.03.2024 № 343 вступило в силу со дня его официального
опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024, за
исключением подпункта «з»
пункта 1 изменений, утвержденных данным постановлением, который
вступает в силу с 01.09.2024.
В Перечень территорий, подлежащих
обслуживанию ФМБА России, утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 21.08.2006 № 1156-р, включен город Димитровград Ульяновской области.
Согласно уставу
федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный
научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального
медико-биологического агентства данное учреждение является организацией
здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического
агентства (пункт 1.2 устава) (том 3, л.д. 81-102).
Предметом
деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том
числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации,
высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных
исследований (пункт 3.2 устава).
Указом Президента Российской Федерации от
02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом
агентстве.
Пунктом 1 указанного Положения определено,
что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения
работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда
(в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении
водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения
спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности
службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за
обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению
федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)
в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями
труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении
водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации
(включая объекты и территории закрытых административно-территориальных
образований, территории с опасными для здоровья человека физическими,
химическими и биологическими факторами) по перечням,
утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по
медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения
обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела,
организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз,
трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной
экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых
территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по
предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и
террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах
боевых действий и на прилегающих к ним территориях.
ФМБА России осуществляет свою деятельность
непосредственно или через свои территориальные органы, а также через
подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными
государственными органами, иными органами публичной власти и организациями
(пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 22 пункта 6
Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих
работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная
медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная)
медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская
помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными
организациями.
Аналогичные положения о деятельности ФМБА
России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном
медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.04.2005 № 206.
Из приведенных норм закона, а также положений
документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует,
что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых
больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную
выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Принцип невозможности распространения
действия вновь принятых правовых положений на ранее возникшие отношения
закреплен в статье 4
Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4
которой определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной
силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это
прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 1
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной
нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со
дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе
или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие
акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт,
содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к
отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 3
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действие закона или иного нормативного
правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на
отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо
предусмотренных этим актом (часть 4
статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации).
Придание обратной силы закону относится к
исключительной прерогативе законодателя, только он вправе распространить новую
норму на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до ее введения
в действие, то есть придать закону обратную силу, при этом либо в тексте
закона, либо в правовом акте о порядке его вступления в силу содержится
специальное указание о таком действии во времени.
Право врачей и медицинских работников с
высшим (немедицинским) образованием, среднего и младшего медицинского персонала
больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в
ведении Федерального медико-биологического агентства, оказывающих медицинскую
помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо
территориальных программ обязательного медицинского страхования, на специальную
социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568 возникло с 01.03.2024 на основании постановления
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, суд первой инстанции проанализировал Положение о ***
Клинической больницы № 172 филиала № 2 ФГБУ ФНКЦМРиО ФМБА, должностные
обязанности истцов, и обоснованно пришел к выводу о том, что они не участвуют в
оказании медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского
страхования.
Согласно Положению о
*** (том 3, л.д. 103-107) основной задачей *** является выполнение объема
государственного задания по заготовке донорской крови и ее компонентов,
утвержденного ФМБА России (пункт 3.1).
Согласно п. 5.1
Положения о *** заготовка, переработка, хранение донорской крови и ее
компонентов осуществляются в строгом соответствии с действующими нормативными
документами Российской Федерации. Объем заготовки донорской крови
осуществляется по утвержденному ФМБА России государственному заданию.
Из должностных
обязанностей, медицинской сестры постовой (палатной), медицинской сестры
операционной, медицинской сестры *** следует, что в рамках трудовой функции
первая из названных медицинских сестер проводит забор биологического материала
донора для исследований по назначению врача-трансфузиолога, осуществляет
получение, хранение, учет и применение лекарственных препаратов, медицинских
изделий в соответствии с нормативными правовыми актами и инструкцией по
применению от производителя, организует рабочее место и безопасную окружающую
среду в помещениях с асептическим режимом, в том числе в стериализационном
отделении (кабинете), медицинской организации; обеспечивает хранение стерильных
медицинских изделий, проводит работы по пропаганде здорового образа жизни и
донорства крови и (или) ее компонентов, ведет медицинскую документацию (том 2,
л.д. 45-61);
- операционная
медицинская сестра подготавливает отдел заготовки крови к взятию крови у
доноров, осуществляет работу в отделе первичного фракционирования крови, работу
в отделе афереза, осуществляет мероприятия по соблюдению
санитарно-гигиенического режима, осуществляет контроль бактерилогических
посевов на стерильность, подготавливает материал для работы в отделах,
осуществляет постоянный контроль за работой бактерицидных ламп в отделах,
осуществляет контроль за работой медицинских приборов (том 2, л.д. 76-78);
- медицинская сестра
подготавливает инструменты и расходные материалы для проведения донации,
проводит забор биологического материала донора для исследований по назначению
врача-трансфузиолога, осуществляет получение, хранение, учет и применение лекарственных
препаратов и медицинских изделий в соответствии с нормативными правовыми актами
и инструкцией по применению от производителя, проводит дезинфекцию и
предстериализационную очистку медицинских изделий, проводит контроль качества
дезинфекции, предстериализационной очистки и стериализации медицинских изделий,
ведет медицинскую документацию, связанную с донорством крови и ее компонентов,
в том числе в форме электронного документа (том 2, л.д. 102-118).
Отношения, возникающие в связи с
осуществлением обязательного медицинского страхования, правовое положение
субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного
медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей,
гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой
страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего
населения регулируются Федеральным законом
от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).
В рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь,
включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением
санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами),
специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная
медицинская помощь, в следующих случаях: беременность, роды, послеродовой
период и аборты (пункт 19
части 6 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного
медицинского страхования - составная часть территориальной программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи,
утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской
Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования
формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой
обязательного медицинского страхования (часть 1
статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ).
Согласно положениям части 1
статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь
оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и
форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1)
первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе
высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая
специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2
статьи 32 Федерального закона от № 323-ФЗ).
Медицинская помощь может оказываться в
следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в
транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях,
не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том
числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в
условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время,
но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4)
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и
лечение) (часть 3
статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ).
В части 1
статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ указано, что первичная
медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и
включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и
состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности,
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная
помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со
средним медицинским образованием (часть 3
статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ).
Первичная врачебная медико-санитарная помощь
оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами,
врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) (часть 4
статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ).
Первичная специализированная медико-санитарная
помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов
медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе
высокотехнологичную, медицинскую помощь (часть 5
статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 6
статьи 33 Федерального закона № 323-ФЗ первичная медико-санитарная
помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Частью 1
статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ определено, что
специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и
включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний,
требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а
также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь
оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2
статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ).
Из приведенных выше
положений закона, фактических обстоятельств дела, должностных обязанностей
истцов функций и задач, выполняемых ***, следует, что его работники не
участвуют в оказании медицинской помощи в рамках базовой и территориальной
программы обязательного медицинского страхования, заготовку крови и ее
компонентов осуществляют строго в рамках государственного задания,
утверждаемого ФМБА.
Правовые, экономические и социальные основы
развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях
организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее
компонентов, обеспечения ее безопасности, клинического использования и передачи
для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий, а также
охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав
устанавливает Федеральный закона от
20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».
С учетом
изложенного суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для
удовлетворения требований истцов в какой-либо части.
Материальный и
процессуальный закон применены судом верно.
Решение
суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28 апреля 2025 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Левашевой Натальи Петровны,
Зубрилиной Светланы Александровны, Пчеляковой Оксаны Николаевны, Нуйкиной
Екатерины Александровны, Коробовой Оксаны Вячеславовны, Волковой Татьяны
Вячеславовны, Сагировой Иркя Ахметовны, Коноваловой Татьяны Сергеевны,
Вагизовой Наили Рафиковны, Филипповой Ларисы Валериевны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 12.09.2025.