Судебный акт
Об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке на территории МО ПОдкуровское сельское поселение(о процессуальном правопреемстве)
Документ от 09.09.2025, опубликован на сайте 19.09.2025 под номером 121207, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке на территории МО ПОдкуровское сельское поселение(о процессуальном правопреемстве), определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-02-2020-000003-76

Судья Зинин А.Н.                                                                              Дело № 33а-3781/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                         9 сентября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Берхеева Г.И., рассмотрев частную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на определение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                                   1 ноября 2024 года о процессуальном правопреемстве, по делу № 2а-2-40/2020

 

установила:

 

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратилось в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.

В обоснование заявления указано, что решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года по делу № 2а-2-40/2020 на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***

На основании указанного решения выдан исполнительный лист, судебным приставом-исполнителем СОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства ***

Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти, и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер, используются в соответствии с Законом Ульяновской области от  8 декабря 2022 года «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от  6 июля 2018 года № 16/299-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года № 17/366-П), Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области организует ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов (несанкционированных свалок), расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Просит суд произвести замену должника по исполнительному производству     *** на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Определением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                               1 ноября 2024 года указанное заявление удовлетворено.

В частной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с определением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 6 июля 2018 года                  № 16/299-П Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области является уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области в сфере обращения с отходами производства и потребления. Ликвидация несанкционированных свалок (отходов) в рамках настоящих полномочий передана не была. Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не уполномочено ликвидировать несанкционированную свалку.

Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации   собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственником земельного участка с кадастровым номером ***, на котором расположена несанкционированная свалка, как установлено судом является Ульяновская область (т. 2 л.д. 130-138). Согласно сведениям из публичной кадастровой карты земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, не является государственной собственностью, которая не разграничена. Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не выделяется финансирование на проведение мероприятий по ликвидации свалок.

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены определения суда первой инстанции.

Частью 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от                                            2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).

Пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» также предусматривает возможность замены должника и (или) взыскателя его правопреемником по административному делу на стадии исполнения судебного акта.

Из материалов дела следует, что решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***

В удовлетворении административных исковых требований Ульяновского межрайонного  природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУ администрации «Тереньгульский район» Ульяновской области, МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, МУ администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, ООО «Контракт плюс», ООО «Листок» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отказать (т. 2 л.д. 130-138)

Апелляционным определением  судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 23 июня 2020 года решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года оставлено без изменения,  апелляционная  жалоба Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения (т. 2 л.д.  134-136).

Решение суда от 18 февраля 2020 года  подлежало  исполнению Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в течение 3 месяцев со дня его вступления в законную силу, то есть до 23 сентября 2020 года.

На основании выданного судом исполнительного листа   судебным приставом-исполнителем СОСП по исполнению особых исполнительных производств                        УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. возбуждено исполнительное производство *** в отношении должника Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Удовлетворяя заявление Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  о замене должника по исполнительному производству на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года *** которым внесены изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области  в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов (несанкционированных) свалок, расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от  6 июля 2018 года № 16/299-П, на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области действительно возложена обязанность организации ликвидации мест размещения отходов (несанкционированных свалок), расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Указанный абзац пункта 2.9 Положения введен постановлением Правительства Ульяновской области от 27 июня 2024 года *** «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области», то есть после вынесения  судом решения, которым на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

При этом оговорки о придании ему обратной силы данное постановление не содержит.

Поскольку Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не реорганизовано и не упразднено, на что  прямо указывают положения части 1 статьи 44 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  а другие случаи перемены лиц в обязательствах отсутствуют, оснований для замены стороны  в исполнительном производстве у суда первой инстанции  не имелось.

Возлагая на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, районный суд при принятии решения определил ответственность именно указанного исполнительного органа Ульяновской области в сфере возникших правоотношений.

Неисполненная заявителем обязанность не свидетельствует о наличии безусловного основания для правопреемства по указанному последним основанию.

В силу части 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, вправе отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Учитывая изложенное, обжалуемое определение следует отменить, отказав в удовлетворении заявления Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о процессуальном правопреемстве.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

 

определила:

 

определение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                           1 ноября 2024 года отменить. Разрешить вопрос по существу.

В удовлетворении заявления Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  о замене должника Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области по исполнительному производству              *** отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Судья