УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сайгин Н.
В.
Дело №7-683/2025
73RS0001-01-2025-002730-69
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
11 сентября 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре Якуте
М.Н.
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Правительства Ульяновской
области – Кузнецовой Наталии Георгиевны на постановление начальника отделения –
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 15 апреля 2025 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 18 июня 2025 года, вынесенные в отношении
Правительства Ульяновской области по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-681/2025),
установил:
постановлением
начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 15 апреля 2025 года
Правительство Ульяновской области признано виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто
административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000
рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 июня 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник Правительства Ульяновской
области Кузнецова Н.Г. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что Правительство Ульяновской области не устраняется от исполнения
решения суда, однако исполнить требование в установленный судебным
приставом-исполнителем срок в полном объеме из-за отсутствия финансовых
средств.
Отмечает, что
Правительство Ульяновской области неоднократно обращалось в Министерство и
поручало просчитать потребность в денежных средствах на установление на
территории МО «Чердаклинский район» стационарного поста наблюдения за
состоянием окружающего воздуха, до настоящего времени Министерством не
предпринято конкретных мер, направленных на исполнение решения суда.
Подробно позиция
защитника Правительства Ульяновской области Кузнецовой Н.Г. изложена в жалобе и
поддержана защитником в судебном заседании.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к
следующим выводам.
Из материалов дела
следует, что вмененное Правительству Ульяновской области деяние квалифицировано
по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, предусматривающей ответственность за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора.
Так, вступившим в
законную силу 22 августа 2023 года решением Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 13 апреля 2023 года, на Правительство Ульяновской
области возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по
установлению на территории МО «Чердаклинский район» не менее 1 стационарного
поста наблюдения за состоянием окружающего воздуха в соответствии с требованиями
ГОСТ 17.2.3.01.-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества
воздуха населенных пунктов» в течении трех месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу (л.д. 18-21).
4 сентября 2024 года
возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 22).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
18 сентября 2024
года в отношении Правительства Ульяновской области в рамках исполнительного
производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д.
23).
19 сентября 2024
года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России вынесено постановление о
назначении нового срока исполнения судебного решения до 14 ноября 2024 года
(л.д. 25).
20 января 2025 года
составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
решение суда не исполнено (л.д. 27).
По данному факту 28
марта 2025 года судебным приставом-исполнителем в отношении Правительства
Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (л.д.30).
Как указано выше,
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 15 апреля 2025 года Правительство Ульяновской области привлечено к
административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде
штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 35-36).
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 июня 2025 года указанное
постановление оставлено без изменения.
Вместе с тем в
настоящее время имеются основания для отмены постановления должностного лица
административного органа и решения судьи районного суда и прекращения
производства по делу.
Статьей 54
Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести
ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось
правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него
устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с
пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не
может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае
признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающих
административную ответственность за содеянное, за исключением случая
одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную
ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную
ответственность
Согласно части 2
статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за
административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица,
совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется
и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления
такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении
административного наказания не исполнено.
Положения части 2
статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях являются взаимосвязанными, поскольку
воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской
Федерации применительно к институту административной ответственности физических
и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего
административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых
не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Федеральным законом
от 31 июля 2025 года №272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112
Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» внесены следующие изменения:
1) часть 1 статьи
105 после слов «о взыскании исполнительского сбора» дополнить словами «, за
исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 112 настоящего
Федерального закона,»;
2) часть 5 статьи
112 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
«10) по
исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в
отношении должника - органа государственной власти (государственного органа),
органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного
учреждения.».
Данные изменения
вступили в законную силу 11 августа 2025 года.
С указанной даты
часть 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
изложена в следующей редакции Федерального закона №272-ФЗ: «В случаях
неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в
срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им
исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток
с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о
возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление
о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных частью 5
статьи 112 настоящего Федерального закона, и устанавливает должнику
новый срок для исполнения».
Соответственно,
часть 5 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с
учетом пункта 10, добавленного Федеральным законом №272-ФЗ, изложена в
следующей редакции: «Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда
исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим
требования неимущественного характера, в отношении должника - органа
государственной власти (государственного органа), органа местного
самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения».
Таким образом,
исходя из приведенных норм, с указанной даты исполнительский сбор не
взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено, в том
числе по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного
характера, в отношении должника - органа государственной власти
(государственного органа), органа местного самоуправления или государственного
(муниципального) казенного учреждения.
Одновременно
Федеральным законом от 31 июля 2025 года №273-ФЗ «О внесении изменений в статьи
17.15 и 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
статья 17.15 дополнена частью 1.3 следующего содержания: «Неисполнение
должником - органом государственной власти (государственным органом), органом
местного самоуправления или государственным (муниципальным) казенным
учреждением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный законодательством об исполнительном
производстве, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.».
Анализ
взаимосвязанных положений Федеральных законов от 31 июля
2025 года №272-ФЗ и №273-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении должников -
органов государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, не
исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный законодательством об исполнительном
производстве, введена специальная норма (часть 1.3), по которой ответственности
подвергаются только должностные лица указанных органов и учреждений.
Таким образом,
норма, устанавливающая ответственность должников – юридических лиц, не
исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера, предусмотренная частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов
государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений,
прекратила свое действие с 11 августа 2025 года в отношении указанных органов и
учреждений, поскольку они исключены из числа субъектов, в отношении которых
подлежит взысканию исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и
соответственно, из числа субъектов ответственности по указанной норме.
При этом специальная
норма (часть 1.3 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях) также не предусматривает ответственности указанных органов и
учреждений.
В материалах дела об
административном правонарушении сведений об исполнении Правительством
Ульяновской области постановления о назначении административного штрафа не
имеется.
В соответствии
с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам
рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном
правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении
производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при
недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких
обстоятельствах постановление от 15 апреля 2025 года и решение судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 июня 2025 года, вынесенные
в отношении Правительства Ульяновской области по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а производство
по делу об административном правонарушении - прекращению по основаниям,
установленным пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Руководствуясь
статьями 30.3 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, судья
решил:
постановление
начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 15 апреля 2025 года
и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 июня 2025
года, вынесенные в отношении Правительства Ульяновской области по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному
делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи
24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
прекратить.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов