Судебный акт
Оспаривание определения о приостановлении производства по делу
Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 22.09.2025 под номером 121282, 2-я гражданская, о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства, потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения(о приостановлении производства по делу с назначением экспертизы), ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Отмена решения с направлением дела на новое рассмотрение

Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 22.09.2025 под номером 121320, 2-я гражданская, о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства, потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-002902-65

Судья Берхеева А.В.                                                                       Дело № 33а-3403/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       16 сентября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Пулькина Н.А., при секретаре Лазареве М.М., рассмотрев частную жалобу администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области на определение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 января 2025 года о приостановлении производства по делу и назначении экспертизы  по делу № 2а-108/2025,

 

установил:

 

прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к ООО «Экосистема» о понуждении к уведомлению об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, направлению проекта договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В обоснование административного иска прокурор указал, что в ходе проведенной в мае 2024 года прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проверки установлено, что на земельных участках, расположенных на территории Мелекесского района Ульяновской области, имеются несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов, а именно:
*** Правообладателем земельных участков является администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, которая не принимает меры по их ликвидации.

В соответствии с соглашением от 15.05.2018, заключенным между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «Экосистема», последнее является региональным оператором на территории Ульяновской области ***

Согласно п. 3.2 данного соглашения региональный оператор ООО «Экосистема» в своей деятельности руководствуется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

На основании п. 6.1 Соглашения региональный оператор обязан уведомить орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО, а также обеспечить сбор и транспортировку таких отходов в порядке, определенном Правилами.

В этой связи 20.05.2024 в адрес ООО «Экосистема» прокуратурой района направлено уведомление об обнаружении несанкционированных свалок ТКО и инициировании процедуры их ликвидации в порядке п.п. 16, 17 Правил. Однако до настоящего времени соответствующий механизм, предусмотренный действующим законодательством, ООО «Экосистема» инициирован не был.

Прокурор просил обязать ООО «Экосистема» уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходы собственника земельных участков с несанкционированными свалками, расположенных на территории Мелекесского района; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена, помимо иных лиц, Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

Определением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13.01.2025 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, до получения результатов которой производство по делу приостановлено. Расходы по оплате экспертизы возложены на Администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

В частной жалобе Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области не соглашается с определением суда, просит его отменить в части возложения обязанности по оплате экспертизы.

Считает, что распределить судебные расходы необходимо при вынесении итогового решения по существу спора.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

С учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив правильность применения судом норм процессуального права, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении или о привлечении в качестве экспертов предложенных ими лиц.

Определение о назначении судебной экспертизы может быть обжаловано в части приостановления производства по делу и в части судебных расходов, что не лишает стороны права оспаривать выводы экспертов при обжаловании итогового судебного акта (статьи 115, 193, 313 КАС РФ).

Из содержания части 1 статьи 109 КАС РФ следует, что денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

Как следует из материалов дела, привлеченный судом административный ответчик Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области заявленные административные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Определением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13.01.2025 по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам *** на Администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области была возложена обязанность по оплате расходов за проведение экспертизы.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на приведенных выше нормах права. Возложение расходов по оплате судебной экспертизы на Администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области является предварительным.

14.04.2025 административное дело рассмотрено по существу, решен вопрос о распределении расходов по оплате судебной экспертизы.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16.09.2025 решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14.04.2025 отменено, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.

Распределение судебных расходов по правилам статьи 111 КАС РФ осуществляется судом по итогам рассмотрения административного дела.

В последующем, по итогам рассмотрения дела по существу в случае несогласия с принятым решением при апелляционном обжаловании стороны могут представить свои возражения, в том числе по вопросу размера судебных расходов.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения  не имеется.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

 

определение Димитровградского городского суда Ульяновской области                          от 13 января 2025 года оставить без изменения, частную жалобу администрации              МО «Мелекесский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение судьи апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Судья

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.09.2025.