Судебный акт
Об оставлении иска без движения
Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 25.09.2025 под номером 121305, 2-я гражданская, об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица и органа единой системы публичной власти(об оставлении административного искового заявления без движения), определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0008-01-2025-000512-47

Судья Гельвер Е.В.                                                                        Дело № 33а-3923/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    16 сентября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Бахарева Н.Н., рассмотрев частную жалобу представителя Волковой Натальи Николаевны – Королева Юриса Вагизовича на определение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 28 июля 2025 года об оставлении административного иска без движения по материалу   м-1-298/2025.

 

установила:

 

Волкова Н.Н. обратилась в суд с административным иском к главе администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области Кузнецову А.Ю., администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области об оспаривании решения, действий (бездействия) должностного лица и органа единой системы публичной власти.

Определением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от                  28 июля 2025 года административное исковое заявление оставлено без движения. Административному истцу в срок до 12 августа 2025 года предложено устранить недостатки: привести заявление в соответствие с требованиями статей 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; приложить к административному исковому заявлению документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, а именно решение, которое он просит признать незаконным; конкретизировать заявленные требования.

В частной жалобе представитель Волковой Н.Н. –  Королев Ю.В. просит определение судьи отменить, разрешить вопрос по существу.

В обоснование жалобы указывает на то, что указанные недостатки обусловлены отсутствием ответа административных ответчиков на запрос истца в нарушение принятого постановлением Правительства РФ порядка. В связи с вышеуказанным невозможно определить нарушение административных ответчиков (действие, бездействие или решение). Требования  административного истца обоснованы самим фактом отсутствия ответа.

Полагает, что недостатки административного искового заявления, указанные  в обжалуемом определении суда являются преждевременными, сведения  могут быть уточнены у сторон административного спора на стадии подготовки административного дела. 

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции единолично без проведения судебного заседания и без извещения заявителя.

Изучив материал, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, прихожу к следующему.

В соответствии со  статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: 1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; 2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному иску, закреплены в статьях 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должно быть указано, в том числе, сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Согласно  части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Оставляя административное исковое заявление без движения, судья  суда первой инстанции  исходил из того, что оно не соответствует требованиям                     процессуального законодательства. Административному истцу предложено уточнить требования в соответствии с положениями статей 124, 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно,  приложить к административному иску решение, которое он просит признать незаконным; конкретизировать заявленные требования.

Оснований согласиться с обжалуемым определением не нахожу.

Согласно части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны, в том числе, сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).

Частью 3 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

В свою очередь, положения главы 12 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предполагают возможности их произвольного применения и не ограничивают гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, в том числе посредством обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Таким образом, право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.

Из текста административного иска Волковой Н.Н. следует, что административным ответчиком  было отказано в удовлетворении  ее обращения, при этом оспариваемое  решение датировано 23 июля 2025 года. Кроме того,  административный истец  указывает на невозможность  приложения  указанного решения к административному иску ввиду его неполучения от административных ответчиков на дату обращения в суд.

Подобный подход является формальным и не соответствует целям и задачам административного судопроизводства.

В силу статей 135 и 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации недостатки могут быть устранены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводящихся с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, в ходе которых возможно опросить административного истца по существу заявленных требований; разрешить вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, истребовать доказательства по инициативе суда.

Поскольку допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными и повлекли принятие незаконного определения, без отмены которого невозможно восстановление и защита прав и законных интересов Волковой Н.Н., обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материала в районный суд на стадию принятия административного иска к производству.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определила:

 

определение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от                    28 июля 2025 года отменить, материал № м-1-298/2025 направить в тот же суд для рассмотрения по существу со стадии принятия административного искового заявления.

Определение судьи апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Судья