Судебный акт
Компенсация
Документ от 19.09.2025, опубликован на сайте 01.10.2025 под номером 121319, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                                                              Дело № 3а-140/2025

73OS0000-01-2025-000236-63

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

19 сентября 2025 года                                                                        г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Трошиной П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Карпеевой Дианы Радиковны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Карпеева Д.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 февраля 2024 года по делу №*** на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области была возложена обязанность  обеспечить её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение суда оставлено без изменения судом апелляционной инстанции        2 июля 2024 года.

После вступления решения суда в законную силу в СОСП ГМУ ФССП России по Ульяновской области в отношении должника возбуждено исполнительное производство № *** от *** года.

До настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушены её права.

В связи с этим Карпеева Д.Р. просила взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 45 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц –  Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (далее также ГМУ ФССП России), областное государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области».

В судебном заседании представитель административного истца – Сотников И.А. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.    Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении исковых требований Карпеевой Д.Р. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку  решение суда не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство, путем возложения на него обязанности обеспечить истца жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Также указывает на то, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ нарушение установленных законодательством РФ сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Считает завышенным заявленный истцом размер компенсации.

Указывает на то, что Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «Об утверждении правил предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячной денежной компенсации расходов, связанных с внесением платы за жилое помещение, предусмотренной заключенными ими договорами найма (поднайма) жилых помещений, расположенных на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 8 000 руб.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует  нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Министерство принимает меры для исполнения судебного решения в разумный срок.  

В законе Ульяновской области от 28 ноября 2024 года № 118-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2025 года и на плановый период 2026 и 2027 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Также указывает на то, что согласно ч. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятия новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. 

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в письменном  отзыве на иск просил отказать в удовлетворении административного иска.

Указал на то, что Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. Невозможность  обеспечения истца жилым помещением по достижении возраста 18 лет является следствием недостаточности выделяемого на данные цели финансирования.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии жилищных прав для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Министерство является исполнительным органом Ульяновской области и все денежные средств, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

Министерство признает обязанность по обеспечению истца жильем. Вместе  с тем считает необоснованным заявленный истцом размер компенсации.

Также указал на то, что в период с 10 января 2025 года по 13 августа 2025 года у Министерства имелась реальная возможность обеспечить Карпееву Д.Р. жилым помещением в ***, поскольку в собственности Ульяновской области в *** имелось 11 жилых помещений  специализированного государственного жилищного фонда, предназначенных для детей-сирот. Однако исполнительный лист Карпеевой Д.Р. в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России не предъявлялся. Исполнительный лист был предъявлен только в октябре 2024 года.

В период с 21 июня по 13 августа 2025 года в *** имелось               4 жилых помещения специализированного государственного жилищного фонда, предназначенных для детей-сирот. После возбуждения исполнительного производства Министерство не могло по независящим от него причинам исполнить решение суда, поскольку звонки Министерства на её телефон блокировались.

Распоряжением Министерства от *** года № ***       Карпеевой Д.Р. предоставлено жилое помещение по адресу: *** года с Карпеевой Д.О. заключен договор найма жилого помещения № ***, исполнительное производство окончено *** года.   

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска  № ***, материалы исполнительного производства №***,  суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В абзаце 5 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от     29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт       6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом   установлено,   что  решением   Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 февраля 2024 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования Карпеевой Д.Р. -  на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «Город Димитровград». 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 2 июля 2024 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.

Исполнительный лист получен Карпеевой Д.Р. 26 сентября 2024 года и        18 июня 2025 года предъявлен в СОСП  по Ульяновской области ГМУ ФССП России, где        *** года возбуждено исполнительное производство. Должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Распоряжением Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области       № *** от *** года Карпеевой Д.Р. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

*** года между ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» и Карпеевой Д.О. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей,                № ***.

*** года исполнительное производство окончено. 

С настоящим административным исковым заявлением Карпеева Д.О. обратилась в суд 11 августа 2025 года, т.е. в установленный законодательством срок (с учетом разъяснений приведенных в абзаце 5 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Общая продолжительность неисполнения судебного решения суда исчисляется судом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце           2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  со дня вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от  26 февраля 2024 года, то есть с 2 июля 2024 года до 22 августа 2025 года (день заключения с Карпеевой Д.Р. договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом этого общий период исполнения судебного решения составляет      1 год 1 мес. 20 дней.

Указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные административным ответчиком в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

Доводы представителя Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области о невозможности исполнения решения суда ввиду несвоевременного обращения Карпеевой Д.Р. в службу судебных приставов-исполнителей  являются несостоятельными.

Как было указано выше, исполнение решения суда об обеспечении       Карпеевой Д.Р. жилым помещением было возможно без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства. 

Доказательств того, что в период с 21 июня по 13 августа 2025 года         Карпеева Д.Р. уклонялась от заключения с ней договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду представлено не было.

При таких обстоятельствах Карпеева Д.Р. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ     от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, не имеющего собственного жилого помещения, суд считает необходимым присудить           Карпеевой Д.П. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей. Заявленный истцом размер компенсации в сумме 45 000 руб. не отвечает требованиям разумности.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Карпеевой Дианы Радиковны  удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Карпеевой Дианы Радиковны  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Карпеевой Диане Радиковне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 19 сентября 2025 года.