Судебный акт
Отмена решения с направлением дела на новое рассмотрение
Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 22.09.2025 под номером 121320, 2-я гражданская, о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства, потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Связанные судебные акты:

Оспаривание определения о приостановлении производства по делу

Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 22.09.2025 под номером 121282, 2-я гражданская, о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства, потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения(о приостановлении производства по делу с назначением экспертизы), ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-002902-65

Судья Берхеева А.В.                                                                           Дело № 33а-3402/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                  16 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, апелляционное представление прокурора Мелекесского района Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 апреля 2025 года  по делу № 2а-108/2025, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области к муниципальному образованию «Мелекесский район» Ульяновской области в лице Администрации Мелекесского района, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, сельскохозяйственному производственному кооперативу «Дружба», обществу с ограниченной ответственностью «Ирек» удовлетворить.

В удовлетворении исковых требований    прокурора Мелекесского района Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Экосистема», Макарову Эмилю Николаевичу, Миниалееву Нурахмету Нураниевичу, сельскохозяйственному производственному кооперативу «Филипловский» отказать.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ирек» в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке в 100 метрах западнее с.Мордово-Озеро Мелекесского района Ульяновской области площадью 32 кв.м. и 184 кв.м, принадлежащем ООО «Ирек.

Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Дружба» в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером *** в 300 метрах восточнее села Моисеевка площадью 14160 кв.м, принадлежащим СПК «Дружба».

Обязать муниципальное образование «Мелекесский район» Ульяновской области в лице Администрации Мелекесского района, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных:

в 300 метрах восточнее села Моисеевка на территории между земельными участками с кадастровыми номерами *** на земельной, участке с кадастровым номером   *** (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) площадью 22419 кв.м,

в 200 метрах юго-западнее с.Филипповка на земельном участке с кадастровым номером *** площадью 21327 кв.м;

в 100 метрах западнее села Мордово-Озеро на землях, муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена (без кадастрового номера) площадью 12652 кв.м;

в 130 метрах юго-восточнее территории убойного цеха по *** в границах населенного пункта Новоселки на землях муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена (без кадастрового номера) площадью 4521 кв.м.

Взыскать с муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в лице Администрации Мелекесского района в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» стоимость экспертизы в размере 35 650 руб.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» стоимость экспертизы в размере 35 650 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ирек» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» стоимость экспертизы в размере 35 650 руб.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Дружба» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу-Ульяновск» стоимость экспертизы в размере 35 650 руб.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,    пояснения прокурора Пушистова В.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя Администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Губановой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к ООО «Экосистема» о понуждении к уведомлению об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, направлению проекта договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

В обоснование административного иска прокурор указал, что в ходе проведенной в мае 2024 года прокуратурой Мелекесского района Ульяновской области проверки установлено, что на земельных участках, расположенных на территории Мелекесского района Ульяновской области, имеются несанкционированные места размещения твердых коммунальных отходов, а именно:
п. Новоселки, п. Уткин, п. Видный, п. Ковыльный, п. Просторы, с. Филипповка,          с. Моисеевка, с. Мордово-Озеро. Правообладателем земельных участков является администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, которая не принимает меры по их ликвидации.

В соответствии с соглашением от 15.05.2018, заключенным между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «Экосистема», последнее является региональным оператором на территории Ульяновской области (зона деятельности № 4, куда входит весь Мелекесский район).

Согласно п. 3.2 данного соглашения региональный оператор ООО «Экосистема» в своей деятельности руководствуется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

На основании п. 6.1 Соглашения региональный оператор обязан уведомить орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО, а также обеспечить сбор и транспортировку таких отходов в порядке, определенном Правилами.

В этой связи 20.05.2024 в адрес ООО «Экосистема» прокуратурой района направлено уведомление об обнаружении несанкционированных свалок ТКО и инициировании процедуры их ликвидации в порядке п.п. 16, 17 Правил. Однако до настоящего времени соответствующий механизм, предусмотренный действующим законодательством, ООО «Экосистема» инициирован не был.

С учетом уточнения исковых требований в соответствии с заключением проведенной по делу экспертизы прокурор просил:

1. Обязать ООО «Экосистема» уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходы собственника земельных участков, расположенных на территории Мелекесского района:

- в с.Моисеевка, в 300 метрах восточнее села, на земельном участке с кадастровым номером *** - СПК «1 Мая»;

- в с.Филипповка, в 200 метрах юго-западнее села, на земельном участке                 СПК «Филипповский», географические координаты ***

-  в с.Мордово-Озеро, в 100 метрах западнее села, площадью 32 кв.м и 184 кв.м на территории бывшего производственного центра СПК «Ирек» (без кадастрового номера) и площадью 12 652 кв.м на землях муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена (без кадастрового номера);

- п.Новоселки, в 130 метрах юго-восточнее территории убойного цеха по *** площадью 4521 кв.м (земли, муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена, без кадастрового номера).

2. Обязать ООО «Экосистема» уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов собственника земельных участков, расположенных на территории Мелекесского района:

- в с.Моисеевка, в 300 метрах восточнее села, на земельном участке с кадастровым номером *** - СПК «1 Мая»;

- в с.Филипповка, в 200 метрах юго-западнее села, на земельном участке                 СПК «Филипповский», географические координаты ***

-  в с.Мордово-Озеро, в 100 метрах западнее села, площадью 32 кв.м и 184 кв.м на территории бывшего производственного центра СПК «Ирек» (без кадастрового номера) и площадью 12 652 кв.м на землях муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена (без кадастрового номера);

- п.Новоселки, в 130 метрах юго-восточнее территории убойного цеха по *** площадью 4521 кв.м (земли, муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена, без кадастрового номера).

3. Обязать ООО «Экосистема» в течение 30 дней после отправления уведомления собственникам земельных участков ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельных участках, расположенных на территории Мелекесского района:

- в с.Моисеевка, в 300 метрах восточнее села, на земельном участке с кадастровым номером *** - СПК «1 Мая»;

- в с.Филипповка, в 200 метрах юго-западнее села, на земельном участке                 СПК «Филипповский», географические координаты ***

-  в с.Мордово-Озеро, в 100 метрах западнее села, площадью 32 кв.м и 184 кв.м на территории бывшего производственного центра СПК «Ирек» (без кадастрового номера) и площадью 12 652 кв.м на землях муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена (без кадастрового номера);

- п.Новоселки, в 130 метрах юго-восточнее территории убойного цеха по пер.***, площадью 4521 кв.м (земли, муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена, без кадастрового номера).

4. Обязать ООО «Экосистема», администрацию МО «Мелекесский район», Министерство природных ресурсов им экологии Ульяновской области в течении 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенных по следующим адресам:

- в с.Моисеевка, в 300 метрах восточнее села, на земельном участке с кадастровым номером *** - СПК «1 Мая»;

- в с.Филипповка, в 200 метрах юго-западнее села, на земельном участке                 СПК «Филипповский», географические координаты ***

-  в с.Мордово-Озеро, в 100 метрах западнее села, площадью 32 кв.м и 184 кв.м на территории бывшего производственного центра СПК «Ирек» (без кадастрового номера) и площадью 12 652 кв.м на землях муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена (без кадастрового номера);

- п.Новоселки, в 130 метрах юго-восточнее территории убойного цеха по *** площадью 4521 кв.м (земли, муниципальная или государственная собственность на которые не разграничена, без кадастрового номера).

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено муниципальное образование «Мелекесский район» Ульяновской области в лице Администрации Мелекесского района, Макаров Э.Н., Минвалеев Н.Н., Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, сельскохозяйственный производственный        кооператив «Дружба»,  сельскохозяйственный производственный кооператив «Филипповский», общество с ограниченной ответственностью «Ирек», в качестве заинтересованных лиц привлечены Новоселкинское сельское поселение, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям.

От исковых требований в части ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в п. Уткин, п. Видный, п. Ковыльный, п. Просторы, прокурор отказался, отказ от иска в указанной части принят судом, определением от 14.04.2025 производство по делу по иску в этой части прекращено.

Рассмотрев в оставшейся части заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не соглашается с решением суда первой инстанции в части возложения на Министерство обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, отходов производства и потребления. В обосновании апелляционной жалобы указывает на то, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, также как и обязанность по ликвидации коммунальных отходов должна быть возложена на собственника земельного участка либо на орган местного самоуправления.

Министерство не является собственником либо пользователем приведенных выше земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки. 

Вывод суда о том, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к не разграниченной государственной собственности, является несостоятельным.

Не установлено, в каких координатах расположены спорные земельные участки. Отсутствуют кадастровые номера земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки. Не представляется возможным проверить достоверность представленных доказательств о наличии собственников спорных земельных участков либо об их отсутствии.

Считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права и неверно определил юридически значимые обстоятельства по делу.

В апелляционной жалобе администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к администрации МО  «Мелекесский район» Ульяновской области.

В обосновании жалобы указывает на то, что суд первой инстанции при принятии решения вышел за пределы заявленных административных требований.

Мотивировочная часть решения суда является незаконной и необоснованной, поскольку в ней приведены нормы, регулирующие вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления.

В решении суда первой инстанции указано наименование административного ответчика – МО «Мелекесский район» Ульяновской области в лице администрации Мелекесского района, однако согласно уставу и сведениям из ЕГРЮЛ наименование ответчика изложено как – администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, сокращенное наименование Администрация                МО «Мелекесский район» Ульяновской области, следовательно, решение суда вынесено в отношении несуществующего юридического лица.

Обращает внимание на то, что первоначальные требования были заявлены прокурором к ООО «Экосистема», которая не является органом местного самоуправления и не наделена государственными или иными публичными полномочиями. Она осуществляет свою деятельность для извлечения прибыли, что свидетельствует о незаконности принятия иска к рассмотрению в административном порядке.

По делу была проведена землеустроительная экспертиза, данных о наличии у экспертов познаний в отношении содержимого, находящегося на землях, к твердым коммунальным отходам не имеется.

В резолютивной части решения суда не указан способ исполнения решения суда и на условия финансового обеспечения для его исполнения.

В апелляционном представлении прокурор Мелекесского района Ульяновской области просить решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обосновании представления указывает на то, что суд не мотивировал, по каким основаниям он пришел к выводу о том, что ООО «Экосистема» является ненадлежащим ответчиком по делу.

Судом был сделан ошибочный вывод о том, что требование о понуждении регионального оператора направить уведомление о наличии свалок является необоснованным, поскольку в адрес ООО «Экосистема» было направлено уведомление об обнаружении несанкционированных свалок.

Незаконным является вывод суда о том, что требования прокурора к                      ООО «Экосистема» и правообладателям земельных участков являются взаимоисключающими.

Вывод суда о том, что действительные места нахождения свалок были выявлены только после проведения экспертизы, является необоснованным.

Принимая решение, суд не определил объем работ, способ исполнения решения суда и  финансовые ресурсы необходимые для его исполнения. 

Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных прокурором требований, поскольку требований к ООО «Ирек» и СПК «Дружба» предъявлены не были, в данной части требования прокурором не уточнялись.

Указывает на то, что срок исполнения решения суда является необоснованным и приведет к разрастанию свалок и повлечет за собой невосполнимый вред для окружающей среды.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Такие основания установлены судебной коллегией при апелляционном рассмотрении дела.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), закрепляющий право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (преамбула, пункт 1 статьи 11).

Названный закон предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10), а также закрепляет требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003     № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО (пункт 14 части 1 статьи 15).

В силу положений части 3 статьи 14 поименованного федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные конкретными пунктами части 1 названной статьи, к которым, по общему правилу, пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003          № 131-ФЗ (участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов) не причислен.

Однако законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») определено, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Несанкционированными свалками отходов признаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст).

В примечании к пункту 7.8 названного акта указано, что собственниками отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, если не установлено лицо, производящее отходы.

В Земельном кодексе Российской Федерации, регулирующем вопросы прав и обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42).

Так, разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления прокурора в приведенной в судебном акте формулировке, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки подлежит возложению на собственников земельных участков, которые установлены судом, а в отношении земельных участков, где государственная собственность не разграничена, - на администрацию района и Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Между тем, судом не учтено следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 3.2, 5 и 8 постановления *** от 30.05.2023 указал, что система обращения с отходами в Российской Федерации построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней публичной власти. Имеющееся правовое регулирование четко не определяет принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности. На органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 13.10.2015 %!№ 26-П!% и от 26.04.2016 %!№ 13-П,!% возложение такой ответственности на органы местного самоуправления возможно только при наличии прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия этих органов по ликвидации мест размещения отходов на таких землях и земельных участках, сопровождаемого одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или ее субъектов в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, либо при наличии закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов.

Кроме того, в постановлении № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения указанного постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Таким образом, суду надлежит определить необходимое финансирование из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, к участию в деле необходимо привлечение органов, отвечающих за распределение необходимого финансирования из соответствующего бюджета.

Несанкционированная свалка, расположенная по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, Новоселкинское сельское поселение, с. Филипповка, в границах кадастрового квартала ***, включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС), порядковый ***

В отношении объектов, включенных в ГРОНВОС, осуществляется реализация природоохранного проекта - федерального проекта «Генеральная уборка», входящего в состав национального проекта «Экологическое благополучие».

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (в ред. от 01.09.2025) предусмотрено предоставление и распределений субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации указанного природоохранного проекта.

Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета (пункт 8 Правил предоставления и распределения субсидий, Приложение № 26 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2014 ***).

Учитывая приведенное выше правовое регулирование к участию в деле в качестве административных ответчиков судом необоснованно не привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в компетенцию которых входит принятие решения по финансированию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

 

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, на что прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ решение суда подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного административного дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, их процессуальный статус, надлежащим образом и заблаговременно известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств по делу.

В частности, необходимо правильно определить статус администрации                                МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, проверив уставные документы на предмет передачи полномочий на участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Суду первой инстанции при новом рассмотрении дела необходимо проверить и установить наличие либо отсутствие умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления муниципального образования, которые повлекли возникновение или продолжение функционирования мест размещения отходов, что является юридически значимым обстоятельством по делу.

Также необходимо дать оценку реализации Государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 ***, поскольку установление факта предоставления субсидий Мелекесскому району Ульяновской области является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения вопроса финансового обеспечения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и влияет на исход рассматриваемого дела.

При новом рассмотрении требований прокурора в том виде, как они заявлены, принять во внимание, что Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, утратили силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 апреля 2025 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2025.