Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 23.09.2025 под номером 121351, 2-я гражданская, о возложении обязанности назначить пенсию по старости в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально экономическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0009-01-2025-000221-91

Судья         Лобина Н.В.                                                                              Дело № 33-3483/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   2 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Панкрушиной Е.Г.

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 мая 2025 года, по гражданскому делу № 2-1-164/2025, по которому постановлено:

 

Исковые требования Саина Сергея Валентиновича удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301162580) назначить Саину Сергею Валентиновичу (***) с 21 февраля 2025 года пенсию по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Саин С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ОСФР) по Ульяновской области о  возложении обязанности по назначению досрочной пенсии по старости в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Требования мотивировал тем, что  он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, решением ответчика от *** ему было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в указанной зоне. В своем решении ответчик указал, что им не представлены доказательства проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 01.09.1988 по 30.06.1990. Считает данное решение незаконным и необоснованным ввиду того, что в указанный период он обучался в ***, но режим обучения предусматривал достаточным посещение учебного заведения дважды в неделю в дневное время суток. Кроме того, в период учебы имели место каникулы в летнее ***) и зимнее (***) время, когда в *** он вообще не выезжал и жил в доме своих родителей по адресу: ***. Данный каникулярный период составляет около 3 месяцев, что полностью возмещает недостающий для досрочной пенсии период в 2 месяца 12 дней.

Истец просил суд обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с 21.02.2025 с уменьшением пенсионного возраста на три года на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что из диплома *** усматривается период обучения Саина С.В. с *** по *** в ***. Данный населенный пункт не поименован Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в связи с чем, указанный период исключен из периода постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Просит учесть, что свидетельские показания не могут служить доказательством проживания Саина С.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Указывает, что на основании представленных документов, продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом Саина С.В. составляет 7 лет 10 месяцев 5 дней с 26.04.1986 по 12.05.1986 (первоначальная величина снижения пенсионного возраста (1 год)), за проживание в период с 26.04.1986 по 30.06.1986, с 15.06.1988 по 31.08.1988, с 01.07.1990 по 31.01.1998, что дает Саину С.В. право на снижение пенсионного возраста на 2 года по статье 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Саин С.В., *** года рождения, *** обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области №*** от *** Саину С.В. было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д.10-11). По сведениям пенсионного органа продолжительность работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом истца составляет 7 лет 10 месяцев 5 дней с 26.04.1986 по 12.05.1986 (00-00-17), с 15.06.1988 по 31.08.1988 (00-02-17), с 01.07.1990 по 31.01.1998 (07-07-01), что дает ему право на снижение пенсионного возраста по ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 на 2 года. Ответчиком был исключен период регистрации истца с 01.09.1988 по 30.06.1990 из периода постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку в этот период он обучался в *** (л.д.53-56).

Саин С.В., полагая отказ в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста незаконным, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Саин С.В. проживал в ***, в населенном пункте, который с 26.04.1986 по 31.01.1998 относился к территории, подвергшийся радиационному загрязнению, в зоне с льготным социально-экономическим статусом в течение 8 лет, в том числе в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 (абсолютная величина), возложил на ответчика обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года с момента достижения им возраста 57 лет, с 21.02.2025.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 настоящего Закона.

По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень документов).

В подпункте «б» пункта 18 Перечня документов предусмотрено, что для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 109 данного Перечня установлено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Саин С.В. родился *** года в ***, с 15.06.1988 по 03.10.2019 был зарегистрирован по адресу: *** (л.д.12, 29, 57-58, 76, 80-84).

Согласно справке ***, копии домовой книги истец был зарегистрирован по адресу: *** и с 16.10.1984  по 12.05.1986 (л.д.76, 80-82).

С 01.09.1985 по 26.04.1986 Саин С.В. обучался в ***, что подтверждается ***20502!% (л.д.63).

С 01.09.1988 по 30.06.1990 Саин С.В. обучался ***, что подтверждается справкой *** (л.д.16,17).

С 20.05.1986 по 05.06.1988 Саин С.В. *** (л.д.61-62).

С 10.07.1990 по 01.04.1992 истец работал в ***, что следует из трудовой книжки (л.д.65-72).

Из исследованной судом *** Саина С.В., заведенной ***, следует, что он обращался в лечебное учреждение за медицинской помощью 01.07.1988, 24.07.1989, 14.10.1989, 16.10.1989 (л.д.154-160).

Допрошенный судом первой инстанции в качестве свидетеля *** пояснял, что истца знает с детства,  жил по соседству на улице *** до 2024 года, по данному адресу он видел истца постоянно, после *** истец также проживал в этом доме постоянно.

Свидетель *** пояснял суду первой инстанции, что истец проживал в *** с рождения, до и после службы в армии также проживал с родителями в этом доме. Истец учился на ***, на учебу ездил в ***, но он постоянно видел его в *** в это время.

Таким образом, совокупностью представленных доказательств как письменных (в частности медицинскими документами, подтверждающими его обращение за медицинской помощью по месту жительства) так и объяснениями истца и показаниями свидетелей, подтверждается факт постоянного проживания Саина С.В. в ***, в том числе в период учебы в *** в периоды каникул с 29.12.1988 по 12.01.1989, с 29.12.1989 по 12.01.1990, с 01.07.1989 по 31.08.1989 в ***.

В связи с этим, изложенные в апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области доводы об отсутствии надлежащих доказательств проживания истца в спорный период на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела.

Установив, что истец в период с 29.12.1988 по 12.01.1989, с 29.12.1989 по 12.01.1990, с 01.07.1989 по 31.08.1989, который в совокупности с другими периодами, учтенными ответчиком в досудебном порядке, дает ему право на снижение пенсионного возраста, проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции правомерно возложил на пенсионный орган обязанность назначить Саину С.В. пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 14 мая                        2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2025 года.