Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 23.09.2025, опубликован на сайте 01.10.2025 под номером 121392, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить ТСР, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-002279-64

Судья Грачева Т.Л.                                                                          Дело № 33-3833/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             23 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1813/2025                     по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение                                       Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 мая 2025 года, с учетом определения того же суда от 30 июня 2025 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Т*** Д*** Н***, удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить                 ребенка-инвалида Т*** Д*** Н***, *** года рождения, техническими средствами реабилитации, а именно: ***.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Т*** Д*** Н***, *** года рождения, в лице ее законного представителя Терентьевой Анны Валерьевны, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., за ненадлежащее обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида № ***.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области в интересах                         несовершеннолетнего ребенка-инвалида Терентьевой Д.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено нарушение прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида Т*** Д.Н. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 21.11.2024 Т*** Д.Н., *** года рождения, подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: ***. По заявлению от 21.01.2025 Т*** Д.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации. Однако до настоящего времени Т*** Д.Н. не обеспечена ***. Бездействие ответчика, выразившееся в ущемлении прав ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение необходимыми техническими средствами реабилитации на протяжении длительного времени, причиняет Т*** Д.Н. моральные страдания.

Истец просил суд возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность обеспечить ребенка-инвалида Т*** Д.Н. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № ***, взыскать с ответчика в пользу Т*** Д.Н. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять пор делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. По заявлению от 21.01.2025 Т*** Д.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении ***. На дату подачи заявления сформировать направление на получение *** не представилось возможным по причине истекшего срока выдачи направлений по государственному контракту от 02.07.2024 № ***. На дату подачи заявления сформировать направление на получение *** не представилось возможным по причине отсутствия действующего государственного контракта. Для обеспечения инвалидов *** в единой информационной системе размещались запросы ценовой информации от 07.11.2024 № ***, от 18.11.2024 № ***, от 02.12.2024 № ***, от 24.12.2024 № ***, от 14.01.2025 ***, от 30.01.2025 № ***, от 22.02.2025 № ***, от 21.04.2025 № *** на которые ценовые предложения не поступили. Для обеспечения инвалидов *** в единой информационной системе размещались запросы ценовой информации от 11.12.2024 № ***, от 16.01.2025 ***, от 31.01.2025 № ***, от 04.02.2025 № ***, сформирована начальная (максимальная) цена контракта, в единой информационной системе размещена конкурентная закупочная процедура от 12.03.2025 № ***, по результатам которой заключен государственный контракт от 01.04.2025 № ***. После поставки товара в регион получателю направления сформировано направление от 14.04.2025 № ***. Сформировать направление на получение *** в 2025 году не представилось возможным по причине отсутствия действующего государственного контракта. Вместе с тем Т*** Д.Н. имела возможность реализовать право на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета как через самостоятельное приобретение и получение в последующем компенсации, так и через получение электронного сертификата. Таким образом, ОСФР по Ульяновской области приняты все меры для обеспечения ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации. Основания для компенсации морального вреда отсутствовали. Отмечает, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам. Компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Обращает внимание на судебную практику по аналогичным делам.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от   организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). 

Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний   (часть 3).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические средства реабилитации, необходимые истцу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать                                     30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Т*** Д.Н., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 10.09.2026.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 21.11.2024 Т*** Д.Н. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: *** (л.д. 15-26).

По заявлению от 21.01.2025 Т*** Д.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации.

Указанными техническими средствами реабилитации на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Терентьева Д.Н. не обеспечена.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения ребенка-инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации, в результате чего пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации ему морального вреда в размере 10 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Доказательств своевременного обеспечения ребенка-инвалида приведенными техническими средствами реабилитации не представлено.

Предпринятые меры по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умолять права истца на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, необходимыми ввиду состояния здоровья.

Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Ссылки апеллянта на непредставление технического средства реабилитации по объективным, независящим причинам подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Разрешая исковые требования прокурора о компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав ребенка-инвалида на своевременное обеспечение его техническими средствами реабилитации, пришел к обоснованному выводу о компенсации морального вреда инвалиду.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, в том числе осуществляемое в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету,  включает в себя оценку совокупности всех обстоятельств. Такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния инвалида, в связи с чем должна отвечать признакам справедливости и разумности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно непредставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности инвалида, и является основанием для компенсации морального вреда.

Учитывая приведенные обстоятельства, возраст истца (*** лет на момент вынесения решения), характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость ребенка-инвалида в технических средствах реабилитации, его необеспечение техническими средствами реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 10 000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.

Данная денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон, способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца, восстановлению нарушенного права.

Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов несостоятельна, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке законности вынесенных актов, суды не связаны с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса   Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 мая 2025 года,                    с учетом определения того же суда от 30 июня 2025 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2025