У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0024-02-2024-000259-86
Судья Лёшина И.В. Дело №
33а-3925/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
23 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Берхеевой Г.И.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФСИН России по Ульяновской
области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 апреля
2025 года по делу № 2а-2-151/2025, которым постановлено:
исковые требования прокурора
Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония
№ 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области»,
Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области» о
возложении обязанности устранить нарушения
норм и требований трудового, противопожарного и
санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Возложить на
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области» в течение
двенадцати месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу
устранить выявленные в ходе проверки
нарушения действующего законодательства, а именно:
- обеспечить в помещениях цеха
*** исправное состояние средств
обеспечения пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией
людей при пожаре, в соответствии с требованиями п.54 Правил противопожарного
режима в Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №
1479, согласно которым руководитель
организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и
эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения,
обеспечивающие их исправное состояние;
- обеспечить возможность
свободного открывания дверей эвакуационных выходов здания медицинской части, в
соответствии с требованиями п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, согласно которым для
объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений
(охраны, обеспечения безопасности), не допускающий открывания дверей таких
помещений изнутри, должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров
дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания и
(или) дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную
охрану;
- произвести ремонт душевой
банно-прачечного комплекса, в аптеке, устранив следы протекания и повреждения
покрытий стен, в соответствии с требованиями п. 2.7
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих
субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание
услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, согласно которым покрытия пола и стен
помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и
повреждений;
- произвести ремонт в
душевой банно-прачечного комплекса, аптеке, комнате для умывания и помещении
санузла отряда СУОН устранив следы протеканий и повреждения покрытия потолка, в
соответствии с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям
деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров,
выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44,
согласно которым покрытия потолка помещений, используемых хозяйствующими
субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений;
- произвести ремонт в
аптеке, комнате быта отряда ***, комнате отдыха отряда *** устранив повреждения
напольного покрытия, в соответствие с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям
деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров,
выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, согласно которым
покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны
иметь дефектов и повреждений.
В случае недостаточности либо отсутствии денежных средств у
Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской области» для проведения
вышеуказанных работ обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области обеспечить выполнение мероприятий в целях устранения
указанных нарушений путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных
обязательств) на указанные цели.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Ульяновской
прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в
ходе судебного разбирательства, к Федеральному казенному учреждению
«Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний
Ульяновской области» (далее по тексту – ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области»), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Ульяновской
области» (далее по тексту – УФСИН России по Ульяновской области), ФСИН России о
возложении обязанности устранить нарушения
норм и требований трудового, противопожарного и
санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования мотивировал тем, что по результатам
проверки, проведенной административным истцом в феврале 2024 года, в деятельности ФКУ «ИК-2
УФСИН России по Ульяновской области выявлены многочисленные нарушения
трудового, противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
часть которых до настоящего времени не устранена.
Просил обязать ФКУ «ИК-2
УФСИН России по Ульяновской области» в течение девяти месяцев со дня вступления
решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки нарушения
закона, а именно:
- обеспечить в помещениях
цеха *** исправное состояние средств
обеспечения пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуацией
людей при пожаре, в соответствии с требованиями п.54 Правил противопожарного
режима в Российской Федерации,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №
1479, согласно которым руководитель организации организует работы по ремонту,
техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной
безопасности и пожаротушения, обеспечивающие их исправное состояние;
- обеспечить возможность
свободного открывания дверей эвакуационных выходов здания медицинской части, в
соответствии с требованиями п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, согласно которым для
объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений
(охраны, обеспечения безопасности), не допускающий открывания дверей таких
помещений изнутри, должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров
дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания и
(или) дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную
охрану;
- произвести ремонт душевой
банно-прачечного комплекса, в аптеке, устранив следы протекания и повреждения
покрытий стен, в соответствии с требованиями п. 2.7
Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий,
сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности
хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание
услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, согласно которым покрытия пола и стен
помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и
повреждений;
- произвести ремонт в
душевой банно-прачечного комплекса, аптеке, комнате для умывания и помещении
санузла отряда СУОН устранив следы протеканий и повреждения покрытия потолка, в
соответствии с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям
деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров,
выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44,
согласно которым покрытия потолка помещений, используемых хозяйствующими
субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений;
- произвести ремонт в
аптеке, комнате быта отряда ***, комнате отдыха отряда ***, устранив повреждения напольного покрытия, в
соответствие с требованиями п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации
помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям
деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров,
выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, согласно которым
покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не
должны иметь дефектов и повреждений.
При недостаточности у ФКУ
«ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области» денежных средств для проведения
вышеуказанных работ обязать ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области
обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований
(лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.
К участию в деле в качестве
заинтересованных лиц привлечены: ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, Управление надзорной
деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по
Ульяновской области, Государственная инспекция труда в Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по
Ульяновской области просит изменить решение в части возложения на УФСИН России
по Ульяновской области обязанности обеспечить выполнение указанных работ, путем
доведения бюджетных ассигнований на указанные цели и принять новое решение об
отказе в удовлетворении административного иска в указанной части.
В обоснование жалобы указывает на то, что в
сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, ФСИН
России осуществляет полномочия собственника государственного имущества, как
главный распорядитель средств федерального бюджета производит
материально-техническое обеспечение деятельности государственных учреждений.
При этом понуждение ФСИН России к выделению
финансирования является ограничением права главного распорядителя средств
федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и
подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за
территориальным органом на праве оперативного управления.
В судебное заседание лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в
соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к
следующему.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с
пунктами 1.1 - 1.7 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области является
учреждением уголовно-исправительной системы, его учредителем является
Российская Федерация, полномочия собственника в отношении федерального
имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления,
осуществляет ФСИН России. Учреждение является участником бюджетного процесса -
получателем бюджетных средств.
Положениями пункта
5.12 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области предусмотрено, что при
недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его
обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу ФКУ
ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, части 1 статьи 10
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний
осужденным обеспечивается законность применения средств их исправления,
правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан
Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы,
является реализация права осужденных на охрану их прав и свобод, личную
безопасность, где они отбывают наказание.
В соответствии со
статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания,
обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства
Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и
законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и
граждан, находящихся на их территориях; осуществлять деятельность по развитию
своей материально-технической базы и социальной сферы.
Из материалов дела
следует, что Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях области проведена проверка соблюдения трудового,
противопожарного законодательства, а также законодательства о
материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, содержащихся в
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, расположенном по адресу: ***, по результатам которой
установлены нарушения требований о трудовом,
материально-бытовом и медико-санитарным обеспечении осужденных, которые не оспаривались
административными ответчиками в ходе рассмотрения дела и подтверждены сообщениями Управления надзорной деятельности и
профилактической работы Главного Управления МЧС России по Ульяновской области,
ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, Государственной инспекцией труда в Ульяновской
области.
27.11.2023 в адрес
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области направлено представление прокурора
об устранении выявленных нарушений, которое исполнено частично.
Оценив
представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений
доказательства, установив, что со стороны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской
области имеет место нарушение федерального законодательства, регулирующего
соблюдение трудового и противопожарного законодательства,
санитарно-эпидемиологических требований, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что уточненный административный иск прокурора
подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя
требования прокурора, суд правомерно исходил из того, что право осужденных и
других лиц, пребывающих в помещениях колонии, на соблюдение
санитарно-эпидемиологических требований, норм трудового и противопожарного
законодательства не должно ставиться в зависимость от изыскания ответчиками
денежных средств. Администрация исправительного учреждения обязана соблюдать
указанные требования законодательства, в связи с чем на данного
административного ответчика обоснованно возложена обязанность по устранению
выявленных нарушений.
Определенный судом срок исполнения решения
суда судебная коллегия находит разумным и достаточным. Административный
ответчик на основании статьи 189
КАС РФ при возникновении объективных причин, препятствующих исполнению
судебного акта в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о
предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда, представив
доказательства в обоснование своих доводов.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о
возложения на УФСИН России по Ульяновской области обязанности обеспечить
финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства ФКУ ИК-2
УФСИН России по Ульяновской области при недостаточности средств на выполнение
решения суда, не может быть признан правильным, решение суда в этой части
подлежит отмене с учетом следующего.
Согласно пункту 1
части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного
иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия
административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий
в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на
необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного
действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений
прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из правовой позиции, изложенной в
пункте 24
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О
некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел,
связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах
принудительного содержания», при рассмотрении административных дел об
оспаривании решений, действий (бездействия) органов или учреждений, должностных
лиц, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, суд в
целях выполнения требований пункта 1
части 3 статьи 227 КАС РФ принимает все необходимые меры, в том
числе истребует доказательства, необходимые для определения круга обязанностей,
возлагаемых на административного ответчика при удовлетворении административного
иска, а также устанавливает разумный и достаточный срок для совершения
определенных действий, устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов
административного истца (заинтересованного лица), учитывающий, с одной стороны,
например, сроки проведения процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а с
другой - необходимость в исключительных случаях оперативного устранения
допущенных нарушений и (или) их последствий, в частности, при наличии угрозы
жизни, здоровью лишенных свободы лиц.
Из анализа приведенных положений Кодекса
административного судопроизводства РФ и разъяснений Верховного Суда РФ следует,
что суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в
рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их
исключительной компетенции.
В соответствии с положениями статьи 161
Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа
государственной власти (государственного органа), органа местного
самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения
осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы
Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу статьи 162
Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств
отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования
предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с Положением
о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России является федеральным органом
исполнительной власти, который осуществляет функции главного распорядителя
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание
уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а
также функции государственного заказчика по капитальному строительству,
реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы (пункты 1,
6,
7).
Финансирование расходов на содержание учреждений, исполняющих наказания,
осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 13).
В связи с этим, отменяя решение суда первой
инстанции в части возложения на УФСИН России по Ульяновской области обязанности
при недостаточности средств обеспечить финансирование мероприятий по устранению
нарушений законодательства ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области,
судебная коллегия исходит из того, что данное обстоятельство является
ограничением права ФСИН России, как главного распорядителя средств федерального
бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и
реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов,
отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10
Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, является
вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного
органа.
Соответственно, не имеется оснований для
возложения обязанности на УФСИН России по Ульяновской области по доведению
бюджетных ассигнований на устранение нарушений, поскольку территориальный орган
ФСИН России, осуществляя бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств,
направляет финансирование, доведенное ФСИН России, в подведомственные
учреждения по конкретным видам расходов.
В целях исполнения
решения суда судебная коллегия считает возможным внести изменения в обжалуемое
решение в виде указания на устранение нарушений за счет средств федерального
бюджета.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 24 апреля
2025 года отменить в части возложения на Управление Федеральной службы
исполнения наказаний по Ульяновской области обязанности по обеспечению
выполнения мероприятий в целях устранения нарушений путем доведения бюджетных
ассигнований (лимитов бюджетных обязательств).
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
Дополнить второй
абзац резолютивной части решения указанием на устранение нарушений за счет
средств федерального бюджета.
В остальной части
решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 24.09.2025.