Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 26.09.2025 под номером 121419, 2-я гражданская, о назначении пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2025-000235-05

Судья         Гельвер Е.В.                                                                       Дело № 33-3428/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             2 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г.,  Панкрушиной Е.Г.

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 мая 2025 года, по гражданскому делу № 2-1-172/2025, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Коченова Сергея Юрьевича удовлетворить частично.

Признать за Коченовым Сергеем  Юрьевичем  право на назначение пенсии по старости   со  снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ***

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  включить  в страховой стаж период работы с 30 мая 2004 года по 11 августа 2004 года  *** *** в  ***.

Взыскать  с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  в пользу Коченова Сергея Юрьевича  расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

В остальной части заявленных требований Коченову С.Ю. отказать.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Коченова С.Ю., возражавшего против доводов апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Коченов С.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о  включении в специальный стаж периода работы, назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

Требования мотивировал тем, что ***  он  обратился в Отделение Фонда пенсионного и  социального страхования РФ по Ульяновской области. Решением  ***  ответчиком отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год в соответствии со  ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и рекомендовано обратиться  с  заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 ФЗ 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии льготного стажа не  менее 12 лет 06 месяцев. С отказом не согласен. С *** он  обучался по очной дневной форме обучения в *** по специальности «***». Обучение проходило в филиале в городе ***, что подтверждается дипломом ***, справкой ***, а также показаниями свидетелей. На время учебы он проживал в общежитии ***, которое располагалось по адресу: ***, однако архив не сохранился. Кроме того, ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 не засчитан  период *** (00-07-11) в должности ***. Отказ ответчика был мотивирован тем, что документально не подтверждается постоянная в течении полного рабочего дня занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, а также в выписке из индивидуального лицевого счета данный период работы отражен общими условиями, т.е. по мнению ответчика, работодатель не подтвердил льготный характер работы. Ответчиком направлен запрос о корректировке сведений индивидуального лицевого счета, однако по истечении срока, сведения не скорректированы. В должности монтера пути он работал полный рабочий день, данная работа относится к вредной, он выполнял непрерывные и неотложные работы, в ходе которых подвергался воздействию опасных и вредных производственных факторов: к ним относятся движущийся подвижной состав, недостаточная освещённость рабочей зоны, повышенные уровни шума и вибрации, повышенная запылённость и загазованность воздуха. Физические перегрузки, которые возникают при перемещении тяжестей вручную, нервно-психологические перегрузки, которые появляются при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов. Частично периоды работы его в указанных должностях зачтены ответчиком. С момента вынесения решения об отказе в назначении пенсии, он до настоящего времени отработал с тяжёлыми условиями труда ещё 9 месяцев и продолжает работать по настоящее время.

Просит суд  обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области назначить  ему пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год по ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области включить в специальный стаж период работы *** (00-07-11) в должности ***

Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ОАО «РЖД», филиал ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры Куйбышевская дирекция инфраструктуры Инзенская дистанция пути (л.д.95).

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд не принял во внимание, что страховой стаж истца *** включен в общий страховой стаж. Указывает, что согласно диплому об образовании *** истец обучался в *** ***. Согласно справке обучение в вышеуказанный период проходило в филиале *** по очной форме. Согласно ответу на запрос *** подтвердить факт проживания и регистрации в *** не может, так как отсутствуют подтверждающие документы. Таким образом, Коченов С.Ю. не подтвердил факт постоянного проживания на территории города ***, а период обучения не дает право на снижение возраста в соответствии с Законом от 15.05.1991 № 1244-1. Указывает, что на дату обращения Коченова С.Ю., требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется, стаж работы в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013, составляет 10 лет 10 месяцев 15 дней, страховой стаж 25 лет 5 месяцев 28 дней.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,         *** истец Коченов С.Ю., ***, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с учетом суммирования 2-ух льгот: с уменьшением пенсионного возраста на 1 год в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а именно в *** и с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с п. 5 части 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от *** № *** Коченову С.Ю. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально - экономическим статусом и необходимой продолжительности специального стажа.

В решении ответчика указано, что *** истец обучался в *** ***, обучение проходило в *** по очной форме, между тем в даннй период он не имел регистрации по месту учебы, таким образом отсутствуют подтверждающие документы проживания и регистрации в спорный период в ***. Кроме того, решением пенсионного органа в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 засчитаны следующие периоды: с *** (08-08-15) в качестве ***; с *** (00-03-17) в качестве ***, ***, с *** (01-10-13) в качестве ***. Кроме того указано, что имеются расхождения в сведениях о стаже работы, содержащихся в выписке из индивидуального лицевого счета, записях работодателя и документах, выданных архивом. Отделением направлен запрос о корректировке сведений индивидуального лицевого счета. После осуществления страхователем корректировки сведений индивидуального лицевого счета за период с *** на общие условия, указанный период будет исключен из льготного стажа.  В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 не засчитаны следующие периоды: с *** (00-07-11) в качестве ***, Отделением нправлен запрос о корректировке сведений индивидуального лицевого счета, по истечении трех месяцев с даты приостановления срока рассмотрения заявления проверка не завершена, сведения индивидуального лицевого счета страхователем не скорректированы. После осуществления страхователем корректировки сведений индивидуального лицевого счета за период ***  с указанием кода особых условий труда 27-5, указанный период будет включен в льготный стаж. Не включен также в льготный стаж период *** (03-00-24) в качестве ***, не подтвержедна ***% занятость истца во вредных условиях. По сведениям ответчика на дату обращения у Коченова С.Ю. требуемая величина ИПК имеется, стаж работы в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 составляет 10 лет 10 месяцев 15 дней, страховой стаж – 25 лет 05 месяцев 28 дней (л.д.39 оборот -42).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  Коченова С.Ю. в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия полагает выводы суда основанными на правильном применении норм материального, процессуального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в действующей редакции право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, (возраст выхода на пенсию на 31.12.2018 составлял: для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет.)

Согласно части 4 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991
№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.

В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1241-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к ст. 35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

На основании ст. 7 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р к зоне с льготным социально-экономическим статусом были отнесены отдельные населенные пункты Вешкаймского, Инзенского и Карсунского районов Ульяновской области, в частности, населенные пункты в составе Инзенского района - «***». Перечень утратил силу с 01.02.1998 года.

Согласно диплому *** истец обучался в *** с *** (л.д. 9). Обучение  истца в вышеуказанный период проходило в *** по очной форме, расположенного в ***  (л.д. 19).

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей  *** поясняли, что  учились вместе с Коченовым С.Ю. в *** Коченов С.Ю. проживал в общежитии ***  

Таким образом, совокупностью представленных доказательств как письменных, так и объяснениями истца и показаниями свидетелей, подтверждается факт постоянного проживания Коченова С.Ю. в спорный период учебы в ***

В связи с этим, изложенные в апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области доводы об отсутствии надлежащих доказательств проживания истца в спорный период на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными, так как противоречат материалам дела.

Установив, что истец в период с *** постоянно проживал в населенном пункте, отнесенным законодателем к зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Доводы жалобы о том, что период проживания не может подтверждаться справкой об обучении, судебной коллегий отклоняется, поскольку данный факт подтверждается совокупностью доказательств.

Поскольку в спорный период с *** Коченов С.Ю. обучался по очной форме в ***, который расположен в ***, оснований полагать, что он проживал не в ***, а в другом месте, не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе, шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Положением части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу п. п. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп., «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».

Названным списком предусмотрены монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов и бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза СССР, утвержденными приказом МПС СССР от 2 января 1986 года № ЦТех/4345 и Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министром путей сообщения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года № ЦРБ-162, Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными Министерством путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 2001 года № ЦРБ-756 под термином интенсивное движение поездов подразумеваются размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

С 1 февраля 2020 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2019 № 748-ст введен в действие Межгосударственный стандарт». Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения» ГОСТ 34530-2019, который устанавливает термины и понятия в области железнодорожного транспорта, в том числе: 2.12.37 интенсивное движение поездов: движение пассажирских и грузовых поездов по графику на двухпутных участках более 50 пар в сутки и однопутных - более 24 пар в сутки.

Коченов С.Ю. зарегистрирован в качестве застрахованного лица – ***

Согласно трудовой книжке Коченова С.Ю., *** он был принят ***, *** переведен ***, *** уволен. *** принят в *** ***, *** (л.д.10-16).

Согласно сведениям представленным *** станции Базарная, Патрикеево, Барыш Инзенской дистанции пути в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 07.10.2022 №2603\р «Об утверждении Коментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденным приказом Минтранса России от 23.06.2022 №250» в период с 1 января по 29 мая 2004 года не относились к участку с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, в период с 30 мая по 11 августа 2004 года относились к участку с интенсивным движением поездов (л.д.115).

Как указано выше Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а  также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 №272, предусмотрены монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Работодателем подтверждено, что период работы истца *** относился к участку с интенсивным движением поездов.

В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица страхователем сведения представлены без указания условий для досрочного назначения пенсии и кода льготной профессии, т.е. работодатель не подтверждает льготный характер работы.

Между тем, суд первой инстагнции, установив, что период работы *** относился к участку с интенсивным движением поездов, что предусмотрено Списком, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 №272, правомерно возложил на ответчика обязанность включить период работы истца *** в качестве *** в льготный страховой стаж.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области в указанной части подлежат отклонению как не основанные на нормах материального права и опровергающиеся представленными доказательствами.

Суд первой инстанции, не установив правовых оснований для включения  периода с *** ввиду отсутствия основного критерия для назначения досрочной страховой пенсии по старости, а именно отсутствия на этом участке необходимой интенсивности движения поездов, принял решение об отказе в удовлетворении требований в части влючения данного периода и назначения досрочной страховой пенсии по старости, решение суда в указанной части не оспаривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 мая 2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября  2025 года.