У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0025-02-2025-000173-16
Судья Калянова Л.А. Дело №
33а-3963/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
23 сентября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Берхеевой Г.И.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой Александры Михайловны на решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2025 года по
делу № 2а-2172/2025, которым постановлено:
административный иск управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с
Соловьевой Александры Михайловны, ***, зарегистрированной по адресу: ***,
задолженность по ЕНС в сумме 220 609,12 руб., в том числе: налог на имущество
физических лиц – 2745 руб. за 2023 г., транспортный налог – 44 200 руб. за 2023
г., страховые взносы – 49 500 руб. за 2024 г., штраф по ст. 119 НК РФ - 4028,30 руб., пени – 120
135,82 руб. за период с 11.04.2024 по 14.01.2025.
Взыскать с
Соловьевой Александры Михайловны, ***, в
доход бюджета МО «Старомайнский район» государственную пошлину в сумме
7618 руб.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Соловьевой А.М.
о взыскании задолженности по единому налоговому счету.
Требования
мотивировало тем, что Соловьева А.М. состоит на учете в налоговом органе, в
связи с чем обязана уплачивать законно установленные налоги.
По данным
информационного ресурса у Соловьевой А.М. по состоянию на 17.06.2024 имеется
отрицательное сальдо по ЕНС в сумме -465 555,72 руб., в том числе:
- налог на имущество
- 4095,99 руб. за 2020, 2022, 2023 г.г.;
- страховые взносы –
45 842 руб. за 2023, 2024 г.г.;
- транспортный налог
– 80301,16 руб. за 2022, 2023 г.г.;
- штрафы – 28 951,74
руб. за 2021, 2022, 2023 г.г.;
- пени – 235 074,83
руб.
Решением *** от
21.10.2024 Соловьева А.М., с учетом отягчающего обстоятельства, привлечена к
ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи
119 НК РФ в виде штрафа в размере
4028,30 руб.
По состоянию на дату
подачи иска сумма отрицательного сальдо, подлежащая к взысканию в порядке,
предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (в связи с начислениями
имущественных налогов по сроку уплаты 02.12.2024, в связи с доначислениями
штрафных санкций по статье 119 НК РФ от 21.10.2024, начислению страховых
взносов за 2024 г., по сроку уплаты 09.01.2025, а также с учетом уменьшения (в
связи с частичным погашением ЕНП 29.01.2025) составляет 220 609,12 руб., в том числе:
налог на имущество физических лиц – 2745 руб. за 2023 г., транспортный налог – 44 200 руб.
за 2023 г., страховые взносы – 49 500 руб. за 2024 г., штраф по ст. 119 НК РФ –
4028,30 руб., пени – 120 135,82 руб. за период с 11.04.2024 по 14.01.2025.
Просило взыскать с
Соловьевой А.М. указанную задолженность по ЕНС в сумме 220 609,12 руб.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней
Соловьева А.М. просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на то, что
поскольку она является супругой ***, то освобождена от уплаты налога на
имущество с 2022 года.
Кроме того, указывает на то, что
задолженность ею была уплачена ещё в январе 2025 года, вывод суда о том, что по
состоянию на апрель решение суда не было исполнено, является ошибочным.
В возражениях на апелляционную жалобу УФНС
России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы
местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным
законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться
в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц
денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и
санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (часть 2
статьи 286 КАС РФ).
Согласно пунктом 1
статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством
перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в
соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные
средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока
(пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В силу
статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность
формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (ЕНС), который ведется в
отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС,
осуществляется с использованием единого налогового платежа.
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной
обязанности.
Отрицательное сальдо
ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В силу пункта 10
статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие
после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым
взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве
единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со
статьи 45 НК РФ.
Положениями
подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 7 статьи 45 НК РФ
предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с
уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной)
налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 статьи 45 НК РФ,
со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в
бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в
качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату
учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении
которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в
соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ.
Пунктом 5 статьи 11.3 НК РФ предусмотрено,
что совокупная обязанность формируется
и подлежит учету на едином налоговом счете налогоплательщика на основе, в том
числе налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган;
уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый
орган; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по
налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; налоговых
уведомлений; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений
налогового органа; судебного акта или решения вышестоящего налогового органа,
отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на
основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица
по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - на дату вступления в законную силу
соответствующего судебного акта или решения; исполнительных документов о
взыскании с налогоплательщика государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ (в редакции,
действовавшей до 30.10.2024) требование
об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику
сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев
со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица,
если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что
исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление)
суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.
В случае изменения суммы задолженности
направление налоговыми органами дополнительного (уточненного) требования об
уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
не предусмотрено, на что указано в письме Минфина России от 28.12.2023 ***
Согласно статье 72
НК РФ, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
являются пени.
Пеней признается денежная сумма, которую
налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в
случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в
установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих
пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога
независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по
уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о
налогах и сборах (пункты 1, 2 статьи 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день
просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения
недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате
налогов (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 75 НК
РФ установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если
иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается
равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной
трехсотой действующей в это время ключевой
ставки Центрального банка Российской Федерации.
По общему правилу в
соответствии с пунктом 1
статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется в
случае любой просрочки уплаты налога.
Исключение
закреплено только в абзаце втором
пункта 3 названной статьи, который устанавливает, что не начисляются
пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того,
что по решению налогового органа был наложен арест на имущество
налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде
приостановления операций по счетам, наложения ареста на денежные средства или
на имущество налогоплательщика. Данные правила, исключающие начисление пени за
весь период действия указанных обстоятельств, распространяются на всех
налогоплательщиков, в том числе физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями.
При этом пеня не
является мерой ответственности, а представляет собой компенсацию потерь
государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае
задержки уплаты налога (Постановление Конституционного суда Российской
Федерации от 17.12.1996 № 20-П и Определении №175-О от 12.05.2003).
Как установлено судом и подтверждено
материалами дела, Соловьева А.М., ***, с 06.07.2013 по настоящее время является
пользователем интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
Соловьева А.М. с 27.09.2017 зарегистрирована в качестве арбитражного
управляющего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи
419, статьей 430, подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ является плательщиком
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на
обязательное медицинское страхование, налога на доходы физических лиц.
В силу своего статуса административный
ответчик должен самостоятельно исполнять обязанность по уплате указанных
налогов и сборов соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК РФ.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий
бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных
налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм
авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Как установлено в пункте 5 статьи 227 НК РФ,
налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, обязаны представить в
налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в
сроки, установленные статьей 229 НК РФ.
По общему правилу, установленному пунктом 1
статьи 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля
года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в
соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с
учетом положений статьи 227 НК РФ,
уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим
налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
В нарушение вышеуказанных сроков
предоставления декларации, а именно 04.05.2024 Соловьевой А.М. представлена
налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2022 год с суммой налога, подлежащей
уплате в бюджет 322 270 руб.
Решением *** от
21.10.2024 Соловьева А.М., с учетом отягчающего обстоятельства (раннее
привлечение к налоговой ответственности), привлечена к ответственности за
совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа
в размере 4028,30 руб.
Сумма штрафа не
оплачена.
Соловьева А.М., как
арбитражный управляющий является плательщиком страховых взносов в силу
подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2
статьи 430 НК РФ размер страховых взносов за 2024 год составил 49 500 руб., срок уплаты не
позднее 31.12.2024.
В сроки, установленные законодательством,
страховые взносы административным ответчиком в бюджет не уплачены.
По сведениям, представленным
налоговому органу в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органом,
осуществляющим государственный кадастровый
учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органом, осуществляющим государственную регистрацию
транспортных средств, в собственности Соловьевой А.М. находилось имущество:
- жилое помещение по адресу: *** (доля в
праве 4/5), сумма налога на имущество за 2023 год составила 2745 руб.;
- жилое помещение по адресу *** (единоличный
собственник), сумма налога на имущество
за 2023 год составила 7211 руб.;
- транспортное средство –
автомобиль марки PORSCHE CAYENNE, государственный регистрационный номер *** сумма
транспортного налога за 2023 год для Соловьевой А.М. составила 44 200 руб.
Сроки уплаты транспортного
налога и налога на имущество физическими лицами за 2023 год составляли не позднее 2 декабря года, следующего за
истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 02.12.2024 (пункт 1 статьи
363 НК РФ, пункт 1 статьи 409 НК РФ).
В установленные сроки налог не оплачен.
Налоговое уведомление *** от 18.08.2024 со
сроком уплаты транспортного налога и налога на имущество до 02.12.2024 получены
Соловьевой А.М. через личный кабинет.
В полном
объеме задолженность не погашена.
В связи с наличием у
административного ответчика непогашенной задолженности,
формированием отрицательного сальдо единого
налогового счета налоговым органом ему начислены пени за
период с 11.04.2024 по 14.01.2025 в общем размере 120 135,82 руб.
27.06.2023 налоговым органом
административному ответчику выставлено требование *** об уплате в срок до
26.07.2023 налога на доходы физических лиц в соответствии со статьей 227 НК РФ, страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до
01.01.2023, и пени.
По состоянию на дату
подачи иска сумма отрицательного сальдо, подлежащая к взысканию в порядке,
предусмотренном статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения в связи с начислениями
имущественных налогов по сроку уплаты 02.12.2024, в связи с доначислениями
штрафных санкций по статье 119 НК РФ и с учетом частичного погашения (ЕНП от 29.01.2025) составляет 220 609,12 руб.
В связи с неисполнением
административным ответчиком требования, налоговый орган обратился к мировому
судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Соловьевой А.М.
недоимки по налогам и сборам на основании требования *** от 27.06.2023 со
сроком исполнения до 26.07.2023.
По
заявлению налогового органа ***, поступившему 28.01.2025, мировым судьей
судебного участка Старомайнского района Чердаклинского судебного района
Ульяновской области вынесен судебный
приказ от 07.02.2025 по делу № 2а-174/2025. Судебный приказ по возражениям
должника отменен 17.03.2025.
В
исковом порядке налоговый орган обратился в суд 03.04.2025.
Ранее, в отношении
Соловьевой А.М. в целях принудительного взыскания задолженности вынесены
судебные акты, в связи с просрочкой уплаты недоимки возникла задолженность по
пени:
решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 07.03.2024 по делу № 2а-2040/2024 о
взыскании задолженности по ЕНС в сумме 436 453,40 руб., в том числе: по налогу на доходы
физических лиц за 2021, 2022 годы – 369 175,45
руб., по
страховым взносам за 2022 год – 18 750 руб., пени в размере 48 527,95
руб. за период
с 02.07.2022 по 09.10.2023;
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10.06.2024 по делу №
2а-2178/2024 о взыскании задолженности по ЕНС в сумме 112695,58 руб., в том
числе: по налогу на имущество физических лиц в размере 3989 руб. за 2020, 2022 г.г., транспортному
налогу 44 200 руб. за 2022 г., страховым
взносам 16 000 руб. за 2021
г., штраф по статье 119 НК РФ 24 923,44 руб. за 2021, 2022 г.г., пени 23 578,14
руб. за период с 10.10.2023 по 10.01.2024;
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 23.07.2024 по делу № 2а-2293/2024
о взыскании задолженности по ЕНС в сумме 71 361,60 руб., в том числе: по
страховым взносам 48 842 руб. за 2023 г., пени 25 519,60 руб. за период с
11.01.2024 по 10.04.2024.
При принятии решения об
удовлетворении административных исковых требований административного истца предметом
судебной проверки являлась правильность начисления налоговым органом сумм
обязательных платежей и санкций.
Оснований для признания
незаконными выводов суда о правомерности заявленных административным истцом к
взысканию с Соловьевой А.М. сумм обязательных платежей,
санкций не
имеется, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Заявителем жалобы указано на несогласие со
взысканием с нее задолженности по налогу на имущество с 2022 года и исчислением
пени на эту задолженность, поскольку ее супруг участвует с 2022 года ***
Между тем, как следует из возражений на
апелляционную жалобу, налоговая льгота в соответствии с пунктом 3 статьи 407 НК
РФ Соловьевой А.М. предоставлена в отношении квартиры в г. Москве, налог на это
имущество в предмет спора по настоящему делу не входит.
Доводы жалобы об отсутствии задолженности в связи с её уплатой подлежат
отклонению, поскольку задолженность, которая была погашена Соловьевой А.М. в
январе 2025 года через службу судебных приставов, в предмет спора по настоящему
делу не входит. Из постановлений об окончании исполнительных производств
следует, что были погашены долги, взысканные приведенными выше решениями
Чердаклинского районного суда Ульяновской области.
С учетом установленных обстоятельств,
принятое по делу решение является правильным, нормы материального и
процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не
имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2025 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Соловьевой Александры Михайловны
– без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26.09.2025.