Судебный акт
О признании бездействия незаконным, возложении обязаности привести помещения в соответствие
Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 02.10.2025 под номером 121518, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Улбьяновской области по обеспечению благоприятной среды обитания осужденным, подозреваемым, обвиняемым, содержащимся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2025-000289-59

Судья Антончев Д.Ю.                                                                        Дело № 33а-3921/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        16 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре  Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы УФСИН России по Ульяновской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 мая 2025 года по делу № 2а-3-171/2025, которым постановлено:

административные исковые требования Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязать устранить нарушение требований законодательства о материально-бытовом обеспечении  осужденных удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившееся в ненадлежащем обеспечении условий содержания осужденных в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать помещения для осужденных, находящиеся в отрядах № 3.1, 5.1, 5.2, 6, 7.1, 8, 11 Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», необходимым количеством санитарно-технических приборов (умывальников, писсуаров, унитазов) в соответствии с нормами, установленными в пункте 13.5 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года № 1454/пр); оборудовать комнату в камерах штрафного изолятора № № 4, 5, 12, отряд 3.2 Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» исправным санитарно-техническим оборудованием, а также санитарно-техническими приборами в соответствии с требованиями пункта 127 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, согласно которому здания должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009  года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

При недостаточности  либо отсутствии у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» денежных средств для проведения вышеуказанных работ обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ  путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области о признании незаконным бездействие, обязать устранить нарушение требований законодательства о материально-бытовом обеспечении  осужденных отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения прокурора Пушистова В.В.,  полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области о признании незаконным бездействия, обязать устранить нарушение требований законодательства о материально-бытовом обеспечении  осужденных.

В обоснование иска указал на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области.  По результатам надзорных мероприятий установлено, что в исправительном учреждении имеются нарушения требований статьи 99 Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации о материально-бытовом обеспечении осужденных.

Просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению благоприятной средой обитания осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области; обязать        ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения закона, а именно:

-оборудовать  в отрядах № № 3/1, 3/2, 5/1, 5/2, 6, 7/1, 7/2, 8, 11  комнаты для умывания умывальниками (рукомойник), комнаты уборной унитазами и писсуарами количеством, установленным лимитом наполнения осужденными в соответствии с требованиями приложения № 2 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также в соответствии пунктом 13.5 СП 308.1325800.2017 «Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных и введенных в действие приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года                   ***

- оборудовать комнату в камерах штрафного изолятора № № 4, 5, 12 исправительного учреждения исправным сантехническим оборудованием, а также сантехническими приборами отряда № 3/2 в соответствии с требованиями пункта 127 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года ***.

При недостаточности, либо отсутствии у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ просил обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Ульяновской области просит изменить решение в части возложения на УФСИН России по Ульяновской области обязанности обеспечить выполнение указанных работ путем доведения бюджетных ассигнований на указанные цели и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

В обоснование жалобы ссылается на то, что только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, полномочия собственника государственного имущества осуществляет ФСИН России. Она, как главный распорядитель средств федерального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности государственных учреждений.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области также просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает на то, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, поэтому его действия по устранению нарушений требований материально-бытового законодательства ограничиваются определением суммы необходимых затрат и направлением соответствующей заявки в              УФСИН России по Ульяновской области.

Полагает, что срок исполнения решения суда  в течении одного года с момента вступления  его в законную силу является недостаточным для проведения всего объема работ.

В возражениях на апелляционные жалобы Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении административного дела в апелляционном порядке суд проверяет правильность применения судом норм материального и процессуального права.

В соответствии с пунктом 4 части  2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.

В силу части 5 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года     № 5473-1  «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы

Подпунктом 6 пункта 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В рассматриваемом случае к участию в деле судом не привлечена               ФСИН России, являющаяся главным распорядителем бюджетных средств, и чьи права могут быть затронуты при разрешении административного иска.

Учитывая, что по делу установлены обстоятельства непривлечения судом к участию в деле ФСИН России, судебная коллегия в силу положений пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отмене принятого по делу решения с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные процессуальные нарушения, верно определить круг лиц, участвующих в деле,  установить наличие возможности устранения выявленных нарушений, определить главных распорядителей бюджетных средств, имеющих право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств,  принять иные меры для всестороннего, полного и своевременного рассмотрения административного дела, по результатам которого необходимо принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, в том числе, отразить в нем оценку имеющихся доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 мая 2025 года отменить.

Административное дело направить на новое  рассмотрение в   суд  первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2025 года.