У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Максимов
С.В.
Дело № 7-680/2025
73RS0001-01-2025-004079-96
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
18 сентября 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе Р*** Ф*** Ф*** на определение судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 июля 2025 года о возвращении
жалобы Р*** Ф*** Ф*** (дело №12-473/2025),
установил:
Р*** Ф.Ф.
обратился в районный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на положения главы 30
КоАП РФ, просил отменить решение в виде ответа начальника управления по надзору
за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области от
18.06.2025, отменить определение заместителя прокурора Ленинского района
г.Ульяновска об отказе в возбуждении дела по ст.5.39 КоАП РФ в отношении
Председателя Правительства Ульяновской области С*** Г.С. и направить материал
на новое рассмотрение (л.д.1-4).
Определением судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.07.2025 жалоба Р*** Ф.Ф. на
решение начальника управления по надзору за исполнением федерального
законодательства прокуратуры Ульяновской области от 18.06.2025 и на определение
заместителя прокурора Ленинского района г.Ульяновска об отказе в возбуждении
дела по ст.5.39 КоАП РФ в отношении Председателя Правительства Ульяновской
области С*** Г.С. возвращена заявителю. При этом разъяснено право повторной
подачи жалобы после устранения содержащихся в ней недостатков.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, Р*** Ф.Ф. не соглашается с
определением судьи районного суда, просит его отменить, дело направить на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы
указывает, что судьей районного суда нарушены процессуальные требования, а
также его конституционное право на защиту. Все обстоятельства дела судьей не
выяснены, жалоба по существу рассмотрена не была, не учтены изложенные в ней
требования.
Также отмечает, что
судьей не учтено то обстоятельство, что ответ начальника управления по надзору
за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области от
18.06.2025 считается определением об отказе в возбуждении дела об
административном правонарушении.
Полагает, что
вынесенное судьей определение противоречит нормам действующего законодательства
и препятствует реализации им права на защиту.
Также просит
направить дело на новое рассмотрение в сроки, в которые не будет утрачена
возможность осуществления производства по делу об административном
правонарушении.
Подробно позиция Р***
Ф.Ф. изложена в жалобе.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещались, в связи с чем полагаю возможным
рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу
к следующему.
Порядок подачи жалоб на определения об отказе
в возбуждении дела об административном правонарушении и пересмотра таких
определений установлен главой 30 КоАП
РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст.30.4 КоАП РФ при
подготовке к рассмотрению жалобы судья выясняет, имеются ли обстоятельства,
исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также
обстоятельства, исключающие производство по делу.
Определением судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10.07.2025 жалоба Р*** Ф.Ф. на
решение начальника управления по надзору за исполнением федерального
законодательства прокуратуры Ульяновской области от 18.06.2025 и на определение
заместителя прокурора Ленинского района г.Ульяновска об отказе в возбуждении
дела по ст.5.39 КоАП РФ в отношении Председателя Правительства Ульяновской
области С*** Г.С. возвращена (л.д.27).
Возвращая жалобу, судья сослался на то, Р***
Ф.Ф. заявил в жалобе несколько требований по разным видам судопроизводства (по
КАС РФ и по КоАП РФ), однако нормы КАС РФ и КоАП РФ не содержат возможности
подобного обжалования, поскольку, исходя из их системного толкования, каждое
требование должно быть заявлено в отдельной жалобе.
Также судья указал, что предметы доказывания
в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в их исследовании
ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида судопроизводства.
Вместе с тем, с принятым определением судьи
районного суда согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Право каждого на судебную защиту и
обжалование, гарантированное ст.46 Конституции РФ, предполагает предоставление
заинтересованным лицам возможности выражать несогласие с вынесенными при
рассмотрении дел решениями, добиваться исправления допущенных ошибок при
наличии таковых.
Как установлено при
настоящем рассмотрении жалобы, определение об отказе в возбуждении дела по
ст.5.39 КоАП РФ в отношении Председателя Правительства Ульяновской области С***
Г.С. вынесено 09.06.2025 по результатам проверки фактов, изложенных в
заявлении, поданном Р*** Ф.Ф. (л.д.11).
Исходя из общих
принципов осуществления правосудия, а также гарантированного ст.46 Конституции
РФ права каждого на судебную защиту и обжалование, лицу, по жалобе которого
состоялся акт, не может быть отказано в реализации права на обжалование этого
акта.
Как усматривается
из определения от 10.07.2025, судья районного суда указал, что Р*** Ф.Ф.
обратился в суд с жалобой, в которой, ссылаясь на положения главы 30 КоАП РФ,
просил отменить решение в виде ответа начальника управления по надзору за
исполнением федерального законодательства прокуратуры Ульяновской области от
18.06.2025, отменить определение заместителя прокурора Ленинского района
г.Ульяновска об отказе в возбуждении дела по ст.5.39 КоАП РФ в отношении
Председателя Правительства Ульяновской области С*** Г.С.
Также судья указал,
что предметы доказывания в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в
их исследовании ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида
судопроизводства.
Частью 4 ст.30.1
КоАП РФ установлено, что определение об отказе в возбуждении дела об
административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, главой
30 КоАП РФ.
Таким образом,
заявленное в жалобе требование Р*** Ф.Ф. об отмене определения об отказе в
возбуждении дела об административном правонарушении по ст.5.39 КоАП РФ в
отношении Председателя Правительства Ульяновской области С*** Г.С. может быть
рассмотрено по существу лишь в порядке главы 30 КоАП РФ.
Однако, вопреки
указанным нормам жалоба Р*** Ф.Ф. на указанное определение об отказе в
возбуждении дела не была рассмотрена по существу в порядке главы 30 КоАП РФ.
Как установлено п.1
ч.1 ст.30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по
делу об административном правонарушении судья выясняет, имеются ли обстоятельства,
исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также обстоятельства,
исключающие производство по делу.
При этом, ст.30.4
КоАП РФ не содержит запрета на рассмотрение по существу требования об отмене
определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в
случае, если в поданной жалобе также заявлено требование, подлежащее
рассмотрению в рамках КАС РФ.
Более того, нормы
КоАП РФ не препятствуют судье оставить без рассмотрения требование, которое должно быть рассмотрено в рамках КАС
РФ, при рассмотрении жалобы в соответствии с главой 30 КоАП РФ.
С учетом изложенного
прихожу к выводу о том, что возвращение без рассмотрения жалобы Р*** Ф.Ф. на
определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не
соответствует ст.30.4 КоАП РФ, в связи с чем не может быть признано законным.
Допущенное
процессуальное нарушение носит существенный характер, в связи с чем на
основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ определение судьи Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 10.07.2025 подлежит отмене с возвращением дела на стадию
принятия жалобы.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
определение судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 июля 2025 года о возвращении
жалобы Р*** Ф*** Ф*** отменить, дело
возвратить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии принятия жалобы.
Решение суда вступает
в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов