Судебный акт
Включение периодов работы в специальный стаж
Документ от 30.09.2025, опубликован на сайте 10.10.2025 под номером 121615, 2-я гражданская, о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0021-01-2025-000132-13

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                    Дело № 33-3914/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             30 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-147/2025 по апелляционной жалобе Смирновой Татьяны Александровны, ее представителя Полякова Александра Николаевича на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 26 мая 2025 года, по которому постановлено:

исковые требования Смирновой Татьяны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области зачесть Смирновой Татьяне Александровне в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период ее работы с 01.07.1991 по 31.07.1991 в качестве воспитателя ***.

В удовлетворении остальной части исковых требований Смирновой Татьяне Александровне к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Смирновой Т.А.,                      ее представителя Полякова А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Смирнова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 15.08.2024 Смирнова Т.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 20.12.2024 № *** истцу отказано в досрочном назначении пенсии страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были засчитаны периоды работы: с 01.08.1990 по 30.08.1990 – в должности помощника воспитателя в ***, с 01.07.1991 по 31.07.1991 – в должности воспитателя детского комбината № 2 совхоза им. Гая, с 01.09.2004 по 31.08.2012 – в должности педагога-психолога и логопеда в ***, с 09.09.2012 по 31.08.2022 – в должности директора в ***, а также период обучения в *** с 01.08.1992 по 26.06.1996, с чем она не согласна.

Смирнова Т.А. просила суд включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.08.1990 по 30.08.1990, с 01.07.1991 по 31.07.1991, с 01.08.1992 по 26.06.1996, с 01.09.2004 по 31.08.2012, с 09.09.2012 по 31.08.2022 и обязать в ОСФР по Ульяновской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 15.08.2024.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                           МОУ «Тушнинская средняя школа им. Ф.Е. Крайнова».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Смирнова Т.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы с 01.09.2004 по 31.08.2012 – в должности педагога-психолога и логопеда в ***, с 09.09.2012 по 31.08.2022 – в должности директора в ***, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в данной части.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 01.09.2004 по 31.08.2012, с 09.09.2012 по 31.08.2022 является незаконным и необоснованным. Полагает, что суд первой инстанции оставил без должного внимания многочисленные доказательства, подтверждающие факт работы истца в качестве педагога-психолога ***. Отмечает, что согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. *** является общеобразовательной, однако в школе обучались и обучаются дети с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями здоровья. Как педагог-психолог она входила в психолого-педагогический консилиум школы, выполняла диагностику обучающихся, выявляла группы риска, работала с родителями и законными представителями по вопросу необходимости определения дальнейшего маршрута ребенка в зависимости от уровня интеллектуального развития, сопровождала учащихся и родителей на психолого-медико-педагогическую комиссию, осуществляла психологическую коррекцию и сопровождение обучающихся и их родителей, законных представителей до получения свидетельства об обучении. Таким образом, работая с детьми, имеющими статус «обучающиеся с отклонением развития», подвергалась неблагоприятному воздействию различного рода факторов, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 1921 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Исходя из приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2019 пенсия лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, может быть назначена только через определенный период времени со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее – Список № 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

– Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (далее – Список № 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В указанных списках приведен исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила от 29.10.2002 № 781), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в подпунктах 1.1 – 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка.

В силу пункта 11 Правил от 29.10.2002 № 781 работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в                                     психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.08.2024 Смирнова Т.А., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 51-53).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 20.12.2024 № *** Смирновой Т.А. отказано в досрочном назначении пенсии страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (т. 1 л.д. 21-23, 45-47).

Рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы:

– с 01.08.1990 по 30.08.1990 – в должности помощника воспитателя в ***, поскольку должность «помощник воспитателя», наименование учреждения «***» не предусмотрены Списками от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 № 781, Перечнем от 17.12.1959 № 1397,

– с 01.07.1991 по 31.07.1991 – в должности воспитателя детского ***, так как наименование учреждения «***» не предусмотрено Перечнем от 17.12.1959 № 1397, Списками от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 № 781 (из трудовой книжки, архивной справки не усматривается переименование  ***),

– с 01.08.1992 по 26.06.1996 – обучение в *** (не выполнено условие, согласно которому должна быть педагогическая деятельность, непосредственно предшествующая и непосредственно следующая за периодом обучения),

– с 01.09.2004 по 31.08.2012 – в должности педагога-психолога и логопеда в ***, поскольку работа в должности педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях и т.д.) в педагогический стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости не подлежит, не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы учителя-логопеда. Кроме того, работа в должности учителя не подтверждается приказом, договором о приеме на работу,

– с 09.09.2012 по 31.08.2022 – в должности директора в *** в связи с тем, работа в должности педагога-психолога в общеобразовательных учреждениях (школах, лицеях и т.д.) в педагогический стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости не подлежит, не выполнена норма преподавательской работы (не менее 6 часов в неделю, не менее 240 часов в год), часы внеурочной деятельности не входят в количество часов учебных занятий по обязательным предметным областям.

На дату обращения (15.08.2024) продолжительность стажа работы Смирновой Т.А., дающего право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, составила 6 лет 10 месяцев 26 дней (при требуемом не менее 25 лет), требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.

Из трудовой книжки Смирновой Т.А. (т. 1 л.д. 10-17, 55-58) усматривается:

– с 01.08.1990 по 30.08.1990 Смирнова Т.А. работала помощником воспитателя в ***,

– с 01.07.1991 по 31.07.1991 – работа в должности воспитателя ***,

– с 01.08.1992 по 29.06.1996 – обучение на ***,

– с 27.08.1996 принята педагогом-психологом и учителем этики,

– с 01.09.1999 переведена педагогом-психологом и учителем географии, и учителем начальных классов; с 12.02.2001 – считать педагогом-психологом, учителем географии и учителем начальных классов ***,

– с 01.09.2004 переведена на должность педагога-психолога и логопеда,

– с 01.09.2012 переведена на должность директора ***,

– 10.12.*** переименовано в *** (т. 1 л.д. 95).

Смирнова Т.А. в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996                               № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» была зарегистрирована в качестве застрахованного лица с 12.01.2000 (т. 1 л.д. 72).

Не согласившись с решением ОСФР по Ульяновской области от 20.12.2024 № *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Смирнова Т.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что трудовая деятельность Смирновой Т.А. в период с 01.07.1991 года по 31.07.1991 в должности воспитателя *** подлежит включению в специальный стаж, поскольку в указанный период она осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, при этом доказательств, свидетельствующих о том, что истец работал в режиме неполного рабочего времени, не представлено.

Вместе с тем в удовлетворении исковых требований в остальной части суд отказал, поскольку должность «помощник воспитателя» не предусмотрена Перечнем от 17.12.1959 № 1397, Списками от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 № 1067, от 29.10.2002 № 781,  времени обучения непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность, действующее законодательство не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности педагога-психолога в общеобразовательной школе, необходимая норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы, не выполнялась.

Решение суда в части включения в специальный стаж периода работы с 01.07.1991 года по 31.07.1991 в должности воспитателя ***, отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 01.08.1990 по 30.08.1990 в должности помощника воспитателя в ***, периода обучения с 01.08.1992 по 26.06.1996 в *** не обжалуется, в связи с чем в силу частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 01.09.2004 по 31.08.2012 в должности педагога-психолога и логопеда в ***, с 09.09.2012 по 31.08.2022 в должности директора в ***, возложении на ответчика обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости с 15.08.2024, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Установление для педагогических работников льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности, при этом учитываются и различия в характере работы лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, в том числе выполняющих норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, или работающих на соответствующих должностях на условиях неполного рабочего времени.

Необходимым условием применения Списка от 29.10.2002 № 781 является соответствие наименований должностей и учреждений, в которых проходила трудовая деятельность работника, наименованиям должностей и учреждений, поименованных в Списках.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено при выполнении работы в должности педагога-психолога в учреждениях для детей-сирот, специальных коррекционных учреждениях, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Из указанных положений Правил от 29.10.2002 № 781 следует, что работа в должности педагога-психолога в общеобразовательных школах не подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В суде апелляционной инстанции Смирнова Т.А. пояснила, что ее психолого-педагогическая деятельность с детьми с отклонениями в развитии, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе по условиям, характеру и должностным обязанностям аналогична той работе (должности), которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем осуществление Смирновой Т.А. психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в спорные периоды не может служить основанием для включения периодов работы в должности педагога-психолога в общеобразовательной школе в специальный стаж истца, учитывая общеобразовательный характер деятельности учреждения.

Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и соответствующие правила, что исключает возможность их произвольного истолкования.

Каких-либо изменений, позволяющих установить тождественность профессиональной деятельности, тождество организации (учреждения), в котором Смирнова Т.А. осуществляла трудовую деятельность в должности                            педагога-психолога с учреждениями, поименованными в пункте 11 Правил от 29.10.2002 № 781, уполномоченным органом не вносились.

Представленные истцом доказательства, в том числе должностные инструкции, документы, подтверждающие создание в школе психолого-медико-педагогического консилиума, протоколы заседаний консилиума, личные дела (карты) обучающихся, не опровергают изложенные обстоятельства.

Поскольку ***, в котором работала Смирнова Т.А. в периоды с 01.09.2004 по 31.08.2012, с 09.09.2012 по 31.08.2022 в должности                             педагога-психолога,  не относится к перечисленным в пункте 3 и пункте 11 Правил от 29.10.2002 № 781, правовых оснований для включения данных периодов в специальный стаж истца у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, по смыслу действующего правового регулирования с 01.09.2000 трудовая деятельность в качестве учителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда подлежит включению в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4 Правил от 29.10.2002 № 781).

В связи с тем, что должности «учитель» и «учитель-логопед» являются разными, самостоятельными должностями, работа в указанных должностях не является тождественной, исходя из буквального толкования пункта 6 Правил от 29.10.2002 № 781 к периодам работы в должности «учитель-логопед» не подлежит применению исключение из общего правила, позволяющее засчитывать в специальный (педагогический) стаж работу в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

В соответствии с пунктом 3 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям-дефектологам, учителям-логопедам установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы – 20 часов в неделю.

Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям-дефектологам, учителям-логопедам предусмотрена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Между тем документов, подтверждающих полную занятость на ставку заработной платы учителя-логопеда, истцом не представлено.

Согласно льготно-уточняющей справки Смирнова Т.А. в период с 01.09.2004 по 31.08.2012 работала на 1 ставку педагога-психолога и 10 часов в неделю в должности логопеда (т. 1 л.д. 136-139).

Невыполнение необходимой нормы рабочего времени в должности логопеда не позволяет зачесть период работы с 01.09.2004 по 31.08.2012 в специальный стаж педагогической деятельности.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил от 29.10.2002 № 781 периоды работы в должности директора в общеобразовательных учреждениях, начиная с 01.09.2000 засчитываются в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее – постановление № 191)  установлены понятия «продолжительность рабочего времени» и «нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы».

Продолжительность рабочего времени педагогических работников согласно примечанию к абзацу 1 постановления включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Тогда как норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы согласно примечанию к пункту 2 постановления для педагогических работников включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Пунктом 2 постановления № 191 для педагогических работников установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (а не продолжительность рабочего времени).

Законодатель разграничивает понятие учебная нагрузка и внеурочная деятельность, которые охватываются понятием преподавательская работа, но не являются тождественными друг другу.

Таким образом, в норму часов преподавательской работы не может быть включена иная педагогическая работа, кроме часов, включенных в объем учебной нагрузки.

При таких обстоятельствах часы внеурочной деятельности истца правомерно не приняты во внимание в целях для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Приведенные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области                                   от 26 мая 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                    Смирновой Татьяны Александровны, ее представителя Полякова Александра Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.10.2025