Судебный акт
О признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконым
Документ от 23.09.2025, опубликован на сайте 07.10.2025 под номером 121620, 2-я гражданская, о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконым, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2025-001573-83

Судья Куренкова О.Н.                                                              Дело №33а-3873/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                       23 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М. 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Михайлова Игоря Юрьевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 29 апреля 2025 года по делу № 2а-1422/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Михайлова Игоря Юрьевича к судебному приставу - исполнителю отделения судебных приставов № 2 по Заволжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Ульяновской области Мухаметовой Лиане Фанилевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя о принятии результатов оценки арестованного имущества и возложении обязанности устранить допущенные нарушения отказать.

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области  - Туктаровой Н.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,                              судебная коллегия

 

установила:

 

Михайлов И.Ю. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов № 2 по Заволжскому району               г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - судебный пристав-исполнитель) Мухаметовой Л.Ф., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее - УФССП России по Ульяновской области) о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя о принятии результатов оценки арестованного имущества.

В обоснование заявленных исковых требований указал на то, что                                 6 марта 2025 года судебным приставом - исполнителем Мухаметовой Л.Ф. вынесено постановление об оценке имущества должника, арестованного по акту о наложении имущества: нежилое помещение, площадью 34,6 кв.м, расположенное по адресу:                    ***

Срок действия оценочного отчета составляет 6 месяцев. Поскольку оценка имущества определена на 7 августа 2024 года, то акт оценки утратил силу в феврале 2025 года, следовательно, судебный пристав – исполнитель обязана была назначить новую оценку.

Просил признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя от 6 марта 2025 года, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Михайлов И.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обосновании жалобы приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Кроме того, ссылается на то, что дальнейшая реализация имущества на торгах по истекшему сроку оценки, и как следствие по заниженной стоимости, приведет к нарушению его (Михайлова И.Ю.) прав как собственника помещения. Также суд первой инстанции не принял во внимание определение Арбитражного суда Ульяновской области в рамках дела о банкротстве, в соответствии с которым спорное имущество находится под арестом в рамках иного спора.

Обращает внимание на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 6 марта 2025 года возобновлено исполнительное производство, отмененное 4 сентября 2024 года.

В возражениях на апелляционную жалобу УФССП России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -                без удовлетворения. 

В судебное заседание кроме представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области  - Туктаровой Н.В., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушения такого характера не были допущены судом.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Аналогичная норма содержится в статье 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ                       «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона                                «Об исполнительном производстве»).

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от                                      «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии со статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года               № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 12 января 2021 года возбуждено исполнительное производство *** в отношении                 Михайлова И.Ю. (должник), предмет исполнения: взыскание задолженности в размере   508 200 руб. в пользу взыскателя Борисова А.В.

8 февраля 2024 года судебным приставом – исполнителем наложен арест на имущество - нежилое помещение, расположенное по адресу: *** принадлежащее Михайлову И.Ю.

7 марта 2024 года направлена заявка на оценку арестованного имущества.

16 августа 2024 года в ОСП № 2 по Заволжскому району города Ульяновска поступил отчет ***, на основании которого судебным приставом - исполнителем 19 августа 2024 года вынесено постановление об оценке указанного нежилого помещения в размере 2 247 000 руб.

Административный истец Михайлов И.Ю. оспаривал достоверность отчета *** в связи с чем он обратился в суд с административным исковым заявлением, судом была назначена экспертиза, производство которой поручено                    ***

Решением Заволжского районного суда города Ульяновска от                                       24 сентября 2024 года, вступившим в законную силу 18 февраля 2025 года, постановление судебного пристава - исполнителя от 19 августа 2024 года об оценке нежилого помещения по адресу*** признано незаконным. На судебного пристава - исполнителя возложена обязанность вынести постановление о принятии результатов оценки указанного имущества Михайлова И.Ю. в размере, установленном судом на основании заключения                         *** от 17 сентября 2024 года судебной экспертизы *** по состоянию на дату производства экспертизы в размере 3 213 000 руб.

6 марта 2025 года судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление, не согласившись с которым Михайлов И.Ю. обратился в суд с данным административным иском.

Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, оценив доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они являются убедительными, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании закона и установленных по делу обстоятельств.

На основании части 1 статьей 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии пунктом 1 части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.

Пунктом 3 части 4 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Аналогичные разъяснения содержатся в абзаце втором пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50                  «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Из этого следует, что действующим законодательством об исполнительном производстве установлена обязанность судебного пристава-исполнителя принять стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете об оценке и не предусмотрена процедура анализа судебным приставом-исполнителем, то есть лицом, не обладающим специальными познаниями в области оценки имущества и имущественных прав, правильности и достоверности выводов оценщика о стоимости объекта оценки. Возможность непринятия судебным приставом-исполнителем отчета оценщика или назначения повторной оценки по причине несоответствия стоимости объекта оценки, определенной оценщиком, рыночной стоимости аналогичного имущества, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» также не регламентирована.

В данном случае и как установлено судом, административный истец реализовал свое право на оспаривание достоверности отчета *** в судебном порядке.

В силу абзаца 2 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ              «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Во исполнение вступившего в законную силу решения суда 6 марта 2025 года судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об оценке имущества должника, согласно которому нежилое помещение с кадастровым номером *** оценено в 3 213 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что судебным приставом-исполнителем Мухаметовой Л.Ф. вынесено законное постановление (в рамках предоставленных полномочий в целях исполнения вступившего в законную силу решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения административного иска об оспаривании отчета об оценке указанного объекта).

Как верно указал суд первой инстанции, вопреки доводам административного истца, в судебном заседании установлено, что в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав - исполнитель, исходя из конкретных обстоятельств возбужденного исполнительного производства, во исполнение судебного решения, вынес законное постановление.  В связи с этим доводы апелляционной жалобы Михайлова И.Ю. судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.

Также доводы жалобы о том, что судебным приставом - исполнителем не может быть реализовано указанное помещение, поскольку Арбитражным судом Ульяновской области наложен арест на принадлежащее истцу имущество, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом им дана надлежащая оценка. Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что данные обстоятельства не влияют на законность вынесенного судебным приставом - исполнителем постановления. Кроме того, судом установлено, что арест судебным приставом - исполнителем на нежилое помещение, расположенное по адресу: *** наложен ранее, чем вынесено определение Арбитражным судом Ульяновской области.

Как верно указал суд и с чем соглашается судебная коллегия, оспариваемое постановление не нарушает права и свободы административного истца, а также соответствует нормативным правовым актам.  Доводы жалобы не опровергают выводы суда о том, что действия судебного пристава - исполнителя  законны и обоснованы. Судебный пристав - исполнитель действовал в рамках Федерального закона об исполнительном производстве. 

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от                                         29 апреля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Игоря Юрьевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 октября 2025 года.