Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 16.09.2025, опубликован на сайте 08.10.2025 под номером 121645, 2-я гражданская, о включении периодов работы в трудовой стаж для досрочного назначения пенсии в связи с медицинской деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2025-001719-95

Судья         Бирюкова О.В.                                                                          Дело № 33-3777/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 16 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 мая 2025 года, по гражданскому делу № 2-1468/2025, по которому постановлено:

Исковые требования Серебряковой Натальи Владимировны удовлетворить.

Обязать ОСФР по Ульяновской области включить Серебряковой Наталье Владимировне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы с 01.08.1989 по 20.09.1994 и с 09.01.1997 по 31.10.2001 в должности ***.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Серебряковой Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Серебрякова Н.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, для досрочного назначения пенсии.

Требования мотивировала тем, что *** обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от *** ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью не засчитаны периоды ее работы с 01.08.1989 по 20.09.1994 и с 09.01.1997 по 31.10.2001 в должности ***. С указанным решением она не согласна.

Просила обязать ОСФР по Ульяновской области включить Серебряковой Наталье Владимировне в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы с 01.08.1989 по 20.09.1994 и с 09.01.1997 по 31.10.2001 в должности ***.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение вынесено судом с нарушение норм материального и процессуального права. Со ссылкой на нормы действующего законодательства, указывает, что на дату обращения  у Серебряковой Н.В. имелась требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013, составляет 21 год 1 месяц 12 дней, при требуемом не менее 30 лет. Просит учесть, что период работы Серебряковой Н.В. с 01.08.1989 по 31.10.2001 в должности ***, не может быть включен в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку наименование учреждения (структуры) *** не предусмотрено Перечнем от 17.12.1959 №1397, Списками от 06.09.1991 №464, от 22.09.1999 №1066, от 29.10.2002 №781.

В возражениях на апелляционную жалобу Серебрякова Н.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, *** Серебрякова Н.В., *** года рождения обращалась в  ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от *** Серебряковой Н.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой  пенсии по старости ответчиком не включен период с 01.08.1989 по 31.10.2001 (12-03-01) в должности  *** по тем основаниям, что в Списках № 1397 от 17.12.1959, № 464 от 06.09.1991, № 1066 от 22.09.1999, № 781 от 29.10.2002 *** как медицинское учреждение не поименовано, кроме того, не включен период с 21.09.1994 по 08.01.1997 нахождение в ***; период с 28.02.2019 по 28.02.2019 – работы на *** ставки в ***, поскольку не выработана полная ставка.

По сведениям пенсионного фонда на дату обращения (***) у Серебряковой Н.В. продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 составляет 21 год 1 месяц 12 дней (при требуемой не менее 30 лет), требуемая величина ИПК имеется (л.д. 10-14).

Не согласившись с указанным решением пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 01.08.1989 по 20.09.1994 и с 09.01.1997 по 31.10.2001, Серебрякова Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Серебряковой Н.В.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Из трудовой книжки  Серебряковой  Н.В. следует, что *** она была принята ***, *** ***, *** считать ***, *** уволена переводом в *** (л.д.17-21).

Согласно льготно-уточняющей справке ***, выданной ***, Серебрякова Н.В. работала в должности *** с ***.  Работала на полную ставку в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного Трудовым законодательством для соответствующей должности. На курсах повышения квалификации, в отпуске без сохранения заработной платы не находилась. Кроме того, в данной справке указано, что *** переименовано в *** на основании приказа *** в процессе реорганизации *** присоединено к муниципальному учреждению здравоохранения  *** на основании приказа *** на основании *** *** переименовано в ***. *** на основании *** *** переименовано в ***. *** на основании *** *** реорганизовано в форме присоединения к *** (л.д. 16).

В  Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), подлежащих применению частично к периоду работы Серебряковой Н.В. с 01.08.1989 до 01.01.1992 в подразделе 1 «Лечебно‑профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» раздела II «Наименование учреждений» предусмотрен ***. В разделе «Наименование должностей» этого же списка поименована должность ***.

Пенсионное обеспечение медицинских работников по состоянию на 31 декабря 2001 года регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил  исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с  лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Согласно данному Списку в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, включался период работы в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Пунктом 20 Постановления № 1066 предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на  пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности в роддомах.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным  Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781  предусмотрена должность  ***, осуществляющей деятельность, в больницах, поликлиниках всех наименований, родильном доме, женской консультации.

Установив, что должность, которую занимала  истица в спорный период – ***, относится   к должностям среднего медицинского персонала и  соответствует Списку, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 (действовавшим в спорные периоды), Серебрякова Н.В. в указанной должности фактически работала в ***, который был переименован в *** и относящегося к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении указанных периодов работы в специальный стаж истицы для назначения досрочной страховой пенсии.

С учетом представленных доказательств судом первой инстанции достоверно установлен факт работы истицы в течение спорных периодов в должности ***, в связи с чем указанные периоды работы истицы обоснованно включены судом в ее специальный  стаж.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 мая 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября  2025 года.